Политика
Захарова высказалась о решении суда по делу о сбитом Ираном украинском Boeing
Актер Уилл Смит решил вернуться на музыкальную сцену
Поступления в бюджет от налога на богатых выросли в 1,5 раза
ТЦ попросили уравнять их в правах с маркетплейсами
Два человека пострадали при взрыве метана на шахте в Пермском крае
Культура
Фильм о Селин Дион за несколько часов после премьеры вошел в топ Rotten Tomatoes
В Подмосковье начала работу система контроля воздушного пространства важных объектов
Синоптики спрогнозировали облачность и порывистый ветер в Москве 26 июня
Пленный боевик ВСУ рассказал о нежелании украинцев воевать
На Камчатке расчеты ТОФ отработали нанесение ракетного удара по противнику
«Грады» нанесли урон укрепленному объекту ВСУ в районе Авдеевки
Бойцы рембата разбили ДРГ ВСУ по пути на передовую с отремонтированной техникой
Кения и Чад могут отменить визы для туристов из России
В Южной Корее пуск баллистической ракеты КНДР назвали неудачным
БРИКС готовит платформу для расчетов в цифровых национальных валютах
Политика
Белоусов указал Остину на опасность эскалации из-за помощи для ВСУ
Особняк из сериала «Клан Сопрано» выставили на продажу
Сюжет:

Ученые оценили шансы на обнаружение жизни на недавно найденной планете

Ученый Петрукович усомнился, что на планете Gliese 12 b может быть жизнь
Фото: Commons.wikimedia.org/By NASA/JPL-Caltech/R. Hurt (Caltech-IPAC)

Существование жизни на недавно обнаруженной планете Gliese 12 b маловероятно. О том, почему это так, «Известиям» 24 мая объяснил директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович.

Накануне журнал Time со ссылкой на данные исследования Королевского астрономического общества сообщил, что ученые обнаружили новую планету, на которой может существовать жизнь, и назвали ее Gliese 12 b. Согласно их заявлению, она является ближайшей планетой с умеренным климатом, размером с Землю, и находится в 40 световых годах от Земли.

Как отметил Петрукович, пока получены только предварительные характеристики планеты, которые предполагают, что Gliese 12 b находится в зоне Златовласки — так обозначают области вблизи звезд, где условия на поверхности планет могут быть благоприятны для зарождения жизни.

«В частности, планета должна оказаться в таком температурном диапазоне, где вода может находиться в жидкой фазе. Примечательно, что Gliese 12 b — ближайшая из обнаруженных к Земле планет, которая соответствует этим условиям. В дальнейшем телескопы с более мощным разрешением позволят определить состав атмосферы и дать более четкие доказательства, есть там жизнь или нет. Но я скептически на это смотрю», — заявил ученый.

По его словам, чтобы обнаружить жизнь на другой планете, предпочтительнее искать «двойника» Земли, то есть планету, которая вращается вокруг звезды с примерно такой же температурой, как Солнце, и примерно на таком же расстоянии от нее. Тогда шансы повышаются. Но проблема в том, что такие полные «двойники» с Земли не видны. Вблизи звезд ученые могут наблюдать либо очень крупные планеты, как Юпитер, либо планеты, которые вращаются очень близко к звезде.

«В свою очередь, Gliese 12 b вращается вокруг «красного карлика» — звезды с низкой светимостью и относительно небольшими размерами. Поэтому, чтобы оказаться в зоне температурного комфорта, планета должна вращаться гораздо ближе к звезде, чем Земля. Но в таком случае на ней будет сильнее радиация, которая не способствует появлению и развитию жизни», — объяснил Петрукович.

Старший научный сотрудник НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского Михаил Никитин отметил, что планета была открыта транзитным методом. Это значит, что в телескоп ее не видно, а можно наблюдать лишь, как периодически падает яркость звезды, когда эта планета оказывается перед ее диском.

«Далее из величины падения яркости (у астрономов это называется «глубина транзита») можно рассчитать размеры планеты, а из периодичности — диаметр ее орбиты. Потом по этим параметрам можно вычислить, сколько тепла получает планета. Полученная информация показывает, что Gliese 12 b действительно похожа на Землю. У нее такой же радиус и она получает всего на 30% больше тепла, чем наша планета», — рассказал Никтин.

Тем не менее, по его словам, этих данных недостаточно, чтобы сделать вывод о наличии жизни. В настоящее время не известно, есть ли у Gliese 12 b атмосфера, есть ли на ней вода и какая на ее поверхности температура. Планета может быть сухой и голой, как Луна, или жаркой планетой со сверхплотной атмосферой, как Венера.

«Чтобы оценить наличие, плотность и состав атмосферы, нужны наблюдения на самом мощном современном телескопе «Джеймс Уэбб». И тогда, если мы увидим, что в ее атмосфере окажутся газы, вырабатываемые живыми организмами — кислород или метан, — будут основания говорить о существовании там жизни», — резюмировал ученый.

В феврале научный журнал Nature сообщал об исследованиях французских ученых, которые косвенно подтверждают наличие на спутнике Сатурна подледного океана, что может говорить о наличии там жизни. Уточнялось, что спутник планеты Мимас, ледяной шар диаметром 250 миль (около 402 км), становится последним в ряду небесных тел, которые, предположительно, содержат подземные или подледные океаны, как, например, спутники Сатурна Титан и Энцелад, а также Европа и Ганимед Юпитера.