Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
ФК «Спартак» объявил об уходе главного тренера команды Гильермо Абаскаля
Мир
Генералы ВСУ признали превосходство численности армии РФ на фронте
Мир
Захарова ответила на призыв посла Израиля к России осудить атаку Ирана
Мир
Боррель созвал глав МИД стран ЕС на встречу из-за ударов Ирана по Израилю
Мир
Иран во время ночной атаки выпустил 7 гиперзвуковых ракет по авиабазе в Израиле
Армия
ВСУ потеряли до 60 боевиков и шесть единиц техники на белгородском направлении
Мир
Войска Франции на Ближнем Востоке помогали обнаружить иранские дроны и ракеты
Общество
В Курганской области спасатели выловили из реки Тобол оторвавшийся мост
Мир
CNN сообщил о готовящимся ответе Израиля на удары Ирана
Мир
Израиль выдал кадры 2017 года за видео атаки Ирана
Мир
Израиль создаст региональную коалицию против угрозы со стороны Ирана
Мир
В Израиле сообщили о 31 обратившемся за медпомощью из-за атаки Ирана
Мир
В США исключили возможность начала полномасштабной войны после атаки Ирана
Общество
Балерина Донецкой муздрамы Александра Ежунова умерла на 42-м году жизни
Мир
НАТО осудило атаку Ирана на Израиль и призвало к сдержанности
Мир
На Украине сообщили о пожарах на высоковольтных подстанциях Одесской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Центробанк опубликовал годовой отчет, в котором отметил рост сегмента автострахования. За прошлый год заметно увеличились сборы по ОСАГО и каско, при этом снизилось число жалоб на страховщиков и выросла доступность автогражданки, отмечают в регуляторе. Эксперты, впрочем, скептически относятся к выводам ЦБ. Подробности — в материале «Известий».

Полисы выросли вслед за автомобилями

В 2023 году автовладельцы заплатили страховым компаниям за полисы ОСАГО 324,4 млрд рублей, еще 270,6 млрд рублей автомобилисты отдали за полисы каско. Эти показатели на 18,8 и 21,4% выше результатов позапрошлого года. Такие данные приводятся в годовом докладе Банка России, опубликованном на официальном сайте регулятора. В Центробанке отмечают, что в сегменте автострахования произошел существенный рост взносов, связанный в том числе с восстановлением уровня продаж новых автомобилей, продолжившимся повышением цен на автомобили и запчасти, а также с расширением спроса на мини-продукты с ограниченными рисками и франшизой.

«В 2023 году страховой рынок адаптировался к новым условиям работы и продемонстрировал существенный восстановительный рост страховых премий. Снизились риски роста убыточности в автостраховании в связи с постепенным окончанием срока действия полисов, стоимость которых рассчитывалась без учета существенного подорожания автомобилей и запчастей», — говорится в докладе Центробанка.

страховая
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

В регуляторе отметили, что в 2023 году было проведено более 130 контрольных мероприятий по проверке порядка заключения договоров ОСАГО в офисах страховых компаний и онлайн. «В целом по стране обеспечен высокий уровень доступности ОСАГО», свидетельством чему сокращение почти в 4 раза числа жалоб на отказ в заключении договора ОСАГО.

«В некоторых регионах, где ситуация с доступностью ОСАГО продолжает оставаться напряженной, идет работа по противодействию мошенничеству, в том числе незаконному получению возмещения по фиктивным страховым случаям, умышленному увеличению размера ущерба, влияющему на рост убыточности ОСАГО», — отмечается в докладе регулятора.

Всего в прошлом году в Центробанк поступило 57,3 тыс. жалоб по страховой тематике, большинство из которых связаны с автострахованием, что на 19,3% меньше, чем в 2022 году. Однако в эту статистику не попали жалобы и «шаблонные запросы» о проверке коэффициента бонус-малус, которые занимают значительную долю в обращениях на тему ОСАГО, отметили в Банке России. Кроме того, в прошлом году с 12 до 5 снизилось количество регионов, которые находятся в высокорисковой зоне с точки зрения мошенничества в ОСАГО.

При этом в Центробанке признают, что в сфере автострахования по-прежнему нередки различные злоупотребления со стороны страховых компаний. Наиболее распространены различные нарушения при заключении и исполнении договоров страхования, несоблюдение сроков возврата страховых премий и выплат выкупных сумм, а также факты незаключения договоров электронного ОСАГО.

знак дтп
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Перестраховаться пулом

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что отмеченная Центробанком доступность полисов ОСАГО выросла во многом благодаря перестраховочному пулу, который был запущен в апреле 2022 года.

— Он позволяет распределить убытки по договорам ОСАГО из высокоубыточных сегментов по всем страховщикам, не подвергая опасности финансовую устойчивость компании, заключившей конкретный договор ОСАГО. В рэнкинге регионов (уровень риска возникновения страхового случая по ОСАГО. — Ред.) мы тоже видим положительную динамику. Например, частота страховых случаев снизилась с 5,2% в 2022 году до 4,5% по итогам 2023 года, — рассказал «Известиям» директор по защите активов РСА Сергей Ефремов.

Что касается снижения различных мошеннических схем в автостраховании, то в Российском союзе автостраховщиков считают, что это стало следствием более тесного сотрудничества правоохранительных структур со страховыми компаниями.

— В последнее время происходит активное взаимодействие между региональными правоохранительными органами и региональными рабочими группами страховщиков по противодействию мошенничеству. В результате соотношение возбужденных уголовных дел к числу проданных заявлений по случаям страхового мошенничества повысилась с 19% в 2022 году до 28% в 2023-м, — сообщил Сергей Ефремов.

дтп
Фото: Global Look Press/Сергей Петров

Продажи, тарифы и автокредиты

Опрошенные «Известиями» эксперты согласны с выводами Центробанка о том, что росту рынка автострахования способствовало увеличение продаж автомобилей. Однако называют и другие причины увеличения сборов страховщиков.

— Конечно, вслед за ростом продаж машин вверх пошли и продажи полисов ОСАГО. Однако повышению сборов по этому виду страхования способствовало и увеличение тарифов на автогражданку, — заявил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

Увеличению сборов от полисов каско, по мнению эксперта, способствовали повышение цен на машины, а также рекордные объемы выдачи автокредитов.

— Сейчас значительная часть новых автомобилей приобретается с использованием заемных средств. При этом обязательным условием выдачи ссуды на машину является оформление договора каско, — отметил вице-президент НАС.

автосалон
Фото: Global Look press/Bulkin Sergey

Не все хотят жаловаться

Выводы Центробанка о снижении числа жалоб в сфере автострахования Антон Шапарин считает лишь вершиной айсберга. По его мнению, значительная часть автовладельцев, недовольных страховщиками, просто предпочитает не связываться с ними, считая это бессмысленной тратой своего времени.

— Законодательством предусмотрен своеобразный фильтр в виде финансового омбудсмена, к которому по правилам сначала и должен обратиться автомобилист. Большая часть жалоб отсеивается на этом этапе, причем обычно вопрос решается не в пользу водителя и не попадает в статистику жалоб на страховщиков, — подчеркнул вице-президент НАС.

Кроме того, при мелких ДТП виновнику зачастую проще договориться на месте с пострадавшим и не заявлять о ДТП, считает Антон Шапарин. В противном случае он автоматически получит более высокий показатель КБМ и ему придется гораздо больше платить за следующий полиc ОСАГО. Кроме того, в этом случае в истории автомобиля в различных базах данных появляется отметка «участвовал в ДТП», что заметно сказывается на его рыночной стоимости при перепродаже, отмечает вице-президент НАС.

— Заметно больше страховые компании платить пострадавшим автомобилистам не стали, на полноценный ремонт помятой машины этих выплат, как правило, не хватает, а вот стоимость ОСАГО подросла. Очевидно, что в этой ситуации объективной причины для снижения [количества] жалоб на страховщиков нет. Судя по всему, автовладельцы просто предпочитают не связываться с ними, не веря в благополучный исход дела, — согласен с Шапариным адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

кузов
Фото: РИА Новости/Наталья Горшкова

Под сомнение он ставит и заявления ЦБ о сокращении числа регионов с высокой долей мошенничества в сфере автострахования. По словам Сергея Радько, мошенники и так называемые автоюристы просто переместились из регионов, где за них всерьез взялись страховщики и правоохранители, в соседние области. В итоге уровень мошеннических действий и злоупотреблений в автостраховании там пока не достиг значений, которые позволили бы считать такие регионы высокорискованными, полагает адвокат.

Прямой эфир