Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ООН призвали принять меры для деэскалации украинского конфликта
Мир
Иран после резолюции МАГАТЭ намерен запустить новые центрифуги для обогащения урана
Мир
В Великобритании назвали положение Украины самым слабым с начала конфликта с РФ
Экономика
Экономист сообщил о почти 40% россиян с высокими доходами
Политика
Песков назвал проблемой для России нелегалов, а не мигрантов
Наука и техника
В РФ научились в три раза эффективнее лечить лимфому
Мир
В Японии заявили о недопустимости влияния санкций США на «Сахалин-2»
Мир
Марочко заявил о серьезных проблемах с обеспечением у ВСУ
Спорт
«Вашингтон» пожелал выздоровления выбывшему на рекордный срок Овечкину
Мир
В Новой Зеландии объявили эпидемию коклюша
Происшествия
Число госпитализированных после отравления в красноярской школе выросло до 37
Мир
Бывший аналитик ЦРУ заявил о неспособности западной ПВО отразить удар «Орешника»
Армия
Белоусов заявил о срыве планов ВСУ на 2025 год
Армия
В МО РФ сообщили о возращении в строй 50 тыс. единиц бронетехники после ремонта
Мир
Минфин США пригрозил санкциями участникам разработанной ЦБ РФ системы СПФС
Экономика
Цена биткоина превысила $99 тыс. и вновь пробила исторический максимум
Мир
Токаев поручил усилить безопасность Казахстана из-за украинского конфликта
Происшествия
Металлический павильон раздавил насмерть девушку во время урагана в Подмосковье
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Минпросвещения опубликовало проект постановления правительства, согласно которому единовременные выплаты по программе «Земский учитель» увеличиваются в полтора раза — до 3 млн рублей для регионов Дальнего Востока и новых территорий и до 1,5 млн рублей в остальных субъектах РФ. Кроме того, действие программы собираются расширить на города с населением до 100 тыс. человек. Насколько эффективен «Земский учитель» для решения кадрового вопроса в небольших школах, разбирались «Известия».

Как изменится программа «Земский учитель»

Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. До 8 апреля идет общественное обсуждение проекта постановления. Минпросвещения собирается увеличить с 2 млн до 3 млн рублей выплаты учителям, которые трудоустроились в школах в сельской местности или небольших городах в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях и регионах Дальневосточного федерального округа. Для остальных субъектов России выплату предлагается увеличить с 1 млн до 1,5 млн рублей.

Еще одно важное изменение: ранее выплаты распространялись только на населенные пункты, в которых жили не более 50 тыс. человек, но теперь ее предлагают расширить на города с населением до 100 тыс. человек. Такие города относятся уже к категории «средних», и среди них, например, Лобня и Наро-Фоминск (Московская область), Елец (Липецкая область), Азов (Ростовская область), Ейск (Краснодарский край), Елабуга (Татарстан), Феодосия (Крым), Жигулевск (Самарская область) и еще около 150 населенных пунктов по всей России.

Школа
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Остальные условия программы сохраняются: участником может стать учитель с высшим или средним профессиональным образованием, готовый к переезду. Обязательным условием является работа в населенном пункте в течение пяти лет. Как правило, регионы ограничивают возраст соискателя программы 55 годами на дату подачи документов.

Какова ситуация в сельских школах

Согласно данным статистического сборника «Индикаторы образования» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по состоянию на конец прошлого учебного года в сельской местности было 21 958 школ (более 55% от общего числа общеобразовательных учреждений).

— Несколько лет назад была четко определена политика, что мы больше не сокращаем сельские школы. Этап так называемой реструктуризации сельских школ, который часто приводил просто к их закрытию, всё-таки преодолен, — сказала «Известиям» профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Однако проблемы сельских школ и учителей в них остаются крайне актуальными.

Действительно, с 2000 года количество сельских школ сократилось более чем вдвое, а в последние годы эта цифра более стабильна. Тем не менее сокращение, пусть не такое стремительное, продолжается — каждый год становится примерно на 350 сельских школ меньше.

Школа
Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

Директор проекта «Сельские школы РФ» Николай Махнев заявил «Известиям», что пока ситуация с кадрами в сельских школах в большинстве регионов ухудшается. С этой оценкой согласен и директор общеобразовательной школы в селе Цмур (Республика Дагестан), которую поддерживает фонд «Село», Сергей Ежов.

— Ситуация с учителями в школах — и мы говорим не только про сельские, но и школы в целом — за последние пару лет не стала лучше, — сказал он «Известиям». — В сельских школах самый высокий запрос — учителя естественных наук. Не хватает учителей математики, физики, биологии, информатики. Моя опора сегодня — это педагоги, которым более 60–70 лет. Мы можем не всегда состыковываться в образовательном плане, но найти квалифицированных педагогов в отдаленных местностях просто невозможно.

Сергей Ежов говорит, что профессия учителя пока не стала престижной: для этого нужны «иные выплаты, иная мотивация и в том числе механизмы внутри образовательной системы, которые бы защищали учителя внутри школы».

Точной цифры, в скольких учителях нуждаются российские школы, нет: отсутсвует единая методика расчета, так как многие педагоги перерабатывают, закрывая несколько ставок. Осенью прошлого года вице-премьер РФ Татьяна Голикова говорила о нехватке 11 тыс. учителей, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков со ссылкой на данные Минпросвещения называл цифру в 22 тыс. школьных преподавателей, а в самом министерстве в ответ на запросы ранее, не называя конкретных цифр, утверждали, что процесс комплектования школ педагогическими кадрами «стабилен и не имеет негативной динамики».

Учитель
Фото: ТАСС/Сергей Мальгавко

Что касается сельских школ, то, возможно, наиболее объективной цифрой выглядит как раз число мест, куда могли бы устроиться педагоги по программе «Земский учитель». Сейчас в банке вакансий 4976 мест. Однако и здесь подразумевается очень разная нагрузка на учителей: где-то предлагается работать на одну стандартную ставку в 18 часов, где-то она выше двух ставок. Например, учителю химии и биологии в Пушкиногорской средней школе им. А.С. Пушкина в Псковской области предлагают работать 43 часа в неделю, а абсолютными лидерами являются вакансии учителя русского языка и литературы в средней школе № 25 в Тахтамукайском районе Республики Адыгея и учителя начальных классов в начальной школе №1 в Губахинском городском округе Пермского края, которых зовут работать 72 часа в неделю — получается, на четыре ставки.

Помогает ли программа «Земский учитель»

Зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская считает, что программа «Земский учитель», которая работает в России с 2020 года, стала «по-настоящему народной» и «успешно решает задачу нехватки педагогических кадров в сельских поселениях».

— По данным министра просвещения России Сергея Кравцова, с 2020 года в рамках проекта в сельские школы переехали более 4 тыс. учителей, а в 2023 году конкурс по стране в среднем составил 15 человек на место, что говорит о ее высокой популярности, — заявила она «Известиям». — Уверена, что возможное увеличение суммы единовременной выплаты, а также другие меры социальной поддержки для «земских учителей» позволят в скором времени говорить об улучшении кадровой ситуации в сельских школах.

Ирина Абанкина также соглашается с тем, что программа «Земский учитель» достаточно эффективна, а особенно важна она для ряда регионов — например, Якутии, Карелии и тех субъектов РФ, которые сталкиваются с проблемами расселения людей малыми группами на огромных территориях.

Школа
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

— Сейчас в педвузах готовят учителей сельских школ по разным предметам, и это нацелено как раз на «земского учителя». Для маленькой сельской школы вряд ли доступна возможность нанимать педагога по конкретному предмету, а не по циклам — гуманитарному, естественно-научному и т.д., — сказала она. — Для земского учителя очень важны и другие компетенции: например, знание основ психологии, потому что приходится работать и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и с детьми из неблагополучных семей.

Николай Махнев говорит, что сам вектор появления такой программы «безусловно правильный и нужный», но у него есть вопросы к ней как к инструменту решения проблем.

Вызывает очень много вопросов история с «километрами», которые обязательно должен преодолеть учитель, чтобы стать «земским учителем», — заметил он. — По сути, по этой программе выпускники школ не могут вернуться в свои школы, что существенно снижает ее потенциал и эффективность.

Он добавляет, что участвующие в программе педагоги жалуются и на ограниченность бюджета. Увеличение выплат в полтора раза всё равно не позволит приобрести комфортное жилье в большинстве регионов страны, поэтому сумму в 1,5 млн рублей нужно существенно дополнять, уверен Николай Махнев.

Учитель
Фото: ТАСС/Сергей Мальгавко

Тем не менее региональные власти считают программу эффективной. Так, губернатор Новгородской области, руководитель комиссии Госсовета по направлению «Социальная политика» Андрей Никитин рассказал, что с 2020 года удалось привлечь 37 педагогов — это 100% квот Минпросвещения для региона за данный период.

— В школы области приехали на работу представители разных регионов, включая Москву, Санкт-Петербург, Камчатский край, Сахалин, южные части нашей страны, — рассказал он «Известиям».

Сейчас Новгородской области нужны педагоги во всех муниципальных районах и округах региона — это около 200 вакансий. В 2024 году в рамках проекта «Земский учитель» планируется трудоустроить в школы 30 учителей.

— Конечно, считаю, что сумму единовременной выплаты необходимо увеличивать — это обусловлено, прежде всего, ростом стоимости жилья, — сказал глава региона.

Школа
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

«Известия» направили запрос в Минпросвещения об эффективности программы.

Как еще привлекать учителей в сельские школы

Андрей Никитин рассказал, что для решения кадровых проблем в сельских школах власти Новгородской области стараются использовать возможности целевого набора в университеты — в 2023 году по этой программе 70 будущих учителей поступили в Новгородский университет.

— По итогам прошлого года 17 целевиков пришли работать в область, в 2024 году это 12 человек. Ребята получают областные и муниципальные стипендии, — рассказал губернатор Новгородской области.

Николай Махнев уверен, что для решения проблемы нехватки учителей в сельских школах необходимо участие бизнеса.

— Например, оживить социальную поддержку учительства помогло бы создание различных образцов учительских домов с разной площадью, а финансирование компаний, которые займутся строительством этих домов, позволило бы поддержать и бизнес, — сказал директор проекта «Сельские школы РФ». — Надо посмотреть предыдущий опыт поддержки учительства. Например, в Нижегородской области учителям строили новый дом и давали машину, примерно в 2008–2012 годах. Такая поддержка, думаю, заинтересовала бы большее количество молодых семей.

школа
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Один из современных примеров поддержки школ в малых населенных пунктах — работа фонда «Эмпатия» Михаила Шелкова, который помогает учителям в двух небольших городах в Свердловской области.

— С 2020 года каждый учитель Верхней и Нижней Салды, где совокупно проживают почти 57 тыс. человек, получает ежемесячную выплату от фонда в размере 15 тыс. рублей, — рассказали в пресс-службе фонда. — Благодаря этой программе удалось закрыть годами пустующие вакансии — привлечь молодых педагогов и удержать опытных специалистов. За три года в 16 школах двух городов стало на 12% больше учителей — устроились 67 человек.

В 2023 году фонд также запустил конкурсную программу «Лучшие учителя Верхней и Нижней Салды», которая позволяет 100 педагогам удвоить сумму выплат до 30 тыс.

Ирина Абанкина отмечает, что почти безальтернативной мерой поддержки для сельских школ является повышение зарплаты — особенно с учетом функционала, который возлагается на земского учителя.

Читайте также
Прямой эфир