Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Власти Аргентины потребовали от Испании извинений за оскорбление президента
Армия
Система ПВО сбила еще шесть украинских беспилотников над Белгородской областью
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Спорт
Тренер из Нидерландов Арне Слот возглавил футбольный клуб «Ливерпуль»
Мир
Молдавский депутат заявила о возможной гибели страны из-за евроинтеграции
Мир
Небензя назвал условия для мирного урегулирования украинского конфликта
Общество
Суд в Москве оштрафовал окрасившего волосы в желто-голубые цвета мужчину
Мир
Похороны Раиси пройдут 23 мая в его родном городе Мешхеде
Общество
В Курской области из-за заморозков ввели режим ЧС
Политика
Путин освободил Александру Левицкую от должности своего советника
Мир
Пушков высмеял убеждения Польши о «русских шпионах»
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Общество
МЧС предупредило москвичей о грозе и сильном ветре 21 мая
Мир
Посол Ирана заявил об отсутствии подтвержденных версий крушения вертолета Раиси
Авто
Продажи Tank 700 начнутся в России в середине осени

Санкции не по адресу

Экономист Евгений Смирнов — о неэффективности нового пакета ограничений ЕС
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Введение 13-го пакета санкций Европейским союзом в отношении России — очередная волна ограничений, целью которых можно назвать попытки снизить доходы нашей страны от внешнеэкономических связей.

Вместе с тем практика прямых торговых эмбарго, то есть запретов на торговлю стран ЕС с Россией, в новом пакете практически не была учтена. Это связано с тем, что все основные рестрикции в отношении прямой торговли уже были введены, а те, которые остались, остаются очень чувствительными для экономики самих стран ЕС, многие из которых уже пребывают в рецессионном (или близком к этому) состоянии.

Поэтому с каждым новым пакетом антироссийские санкции всё больше сводятся к их двум основным типам — адресным (в отношении конкретных компаний и физических лиц; эти санкции еще называют «умными») и вторичным (в отношении третьих стран, через которые были налажены поставки европейских товаров и экспорт в Европу). Что касается адресных санкций, они введены в основном против компаний российского оборонно-промышленного комплекса, однако РФ и так уже фактически прекратила военно-техническое сотрудничество с ЕС, поэтому вряд ли эти ограничения будут иметь какое-то серьезное влияние на РФ.

В целом международная практика показывает: достоверных свидетельств эффективности адресных санкций, активно применявшихся в мире еще в 1990-е годы, нет. Такие рестрикции призваны наносить ущерб элитам конкретной страны, а не ее населению. Поэтому для элит вводятся ограничения на поездки, финансовые санкции, замораживание активов.

Но на практике такие санкции применить сложно — и об этом свидетельствуют сложности, с которыми столкнулась в свое время ООН при конфискации личного имущества бывшего иракского лидера Саддама Хусейна в период второй войны в Персидском заливе. Очевидно, что нынешние адресные санкции ЕС не способны привести к смене курса внешней политики РФ.

В новом пакете Европа акцентирует внимание на необходимости соблюдения ранее принятых ограничений, а это означает, что на протяжении двух лет эффективный санкционный механизм так и не был разработан. Мы видим, что импорт многих потребительских товаров продолжается и в связи с этим ЕС вводит санкции в отношении компаний, которые не соблюдают рестрикции, продолжая сотрудничество с российской стороной.

При этом стоит отметить, что в нынешний геополитический кризис не вовлечены азиатские страны, мощь и сила которых играет ключевую роль в мировой экономике и международной торговле. Они занимают нейтральную позицию, оставаясь партнерами как западных стран, так и РФ.

В итоге в мире до сих пор так и не создана широкая коалиция в отношении антироссийских санкций. По-прежнему их инициаторами остаются США и ЕС. И, несмотря на введенные ранее ограничения, экономика РФ не оказалась «разорванной в клочья», как это анонсировалось (в 2022 году ее снижение не превысило 1,5% при ожидаемом Западом падении на 15%). Прогнозы указывают на всё более уверенный экономический рост нашей страны — 2,6% в 2024-м.

Таким образом, уже сейчас можно констатировать, что санкциям так и не удалось повлиять на внешнюю политику РФ, а нынешний пакет ограничений носит скорее символический характер.

Примечательно, что в октябре 2023 года ЕС принял специальную резолюцию по эффективности санкций, указывая на то, что, например, добыча угля в РФ за последние два года лишь возросла, так же как и увеличился импорт в Европу нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Наблюдаются и стабильные поставки (а по некоторым позициям — уверенный рост) в РФ критически важных компонентов и технологий.

У России постоянно растет число компаний-партнеров в альтернативных странах, отрабатываются всё новые схемы торговли. Так что нынешние — как адресные, так и вторичные — санкции всё слабее работают в отношении конечного адресата, нашей экономики.

Автор — доктор экономических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир