В отдаленном настоящем: Пхеньян разрывает очередные соглашения с Сеулом
На Корейском полуострове усиливается противостояние Севера и Юга. КНДР сделала следующий шаг в сторону полного разрыва отношений с Южной Кореей, отказавшись от экономических соглашений с нею. Ранее Ким Чен Ын объявил соседа «главным врагом» и отказался от идеи объединения двух стран. В этих условиях Сеул усиливает военное сотрудничество с США. В то же время РК, кажется, старается сгладить напряжение, допуская даже межкорейский саммит без выдвижения ультиматумов в виде денуклеаризации Северной Кореи. Как развивается обстановка на полуострове — в материале «Известий».
Пхеньян разрывает экономические связи с Сеулом
КНДР сделала еще один шаг в сторону полного разрыва отношений с Южной Кореей на фоне усиления напряженности между странами. Верховное народное собрание отменило соглашения, направленные на развитие межкорейского экономического сотрудничества, сообщило государственное агентство ЦТАК.
В том числе на пленарном заседании упразднили закон о реализации туристического проекта на горе Кымган. Этот совместный проект две Кореи запустили в 1998 году как символ экономического сотрудничества. Южнокорейские компании, включая «дочку» конгломерата Hyundai Group, вложили сотни миллионов долларов в строительство туристической инфраструктуры. Однако в 2008-м проектом заниматься перестали — поводом послужил инцидент с южнокорейской туристкой. Ее застрелили северокорейские охранники, когда она, как утверждается, случайно, попала в запретную военную зону. При этом в сообщении ЦТАК не упоминается специальный закон, регулирующий другой крупный совместный проект — промзону Кэсон. На пике своего развития в ней располагались заводы 125 южнокорейских компаний, которые предоставили 55 тыс. рабочих мест. Сейчас он также в простое. В 2016 году Сеул приостановил проект после очередных ядерных испытаний Пхеньяна и запусков баллистических ракет.
— Реальное межкорейское экономическое сотрудничество затихло уже давно, поэтому возобновление совместной работы в рамках этих проектов представлялось практически нереальным. Так что сейчас они оба примерно в равной степени имеют символическое значение. Кымгансан в большей степени известно как бывшее место встречи членов разделенных корейских семей. Возможно, именно поэтому акцент сделан на этом проекте — он слишком ассоциируется с надеждами на национальное воссоединение, — отметила «Известиям» кореевед, старший преподаватель Восточного факультета ГАУГН при РАН Анна Поленова.
В Сеуле отреагировали на очередной шаг Пхеньяна в сторону разрыва отношений. Министерство объединения, отвечающее за межкорейские дела, заявило, что действия Северной Кореи только усугубят ее изоляцию. Однако в ведомстве уточнили, что не признают односторонний шаг по отмене экономических соглашений, и они не потеряют свою силу.
Разрыв отношений затрагивает и другие сферы, в частности культурную. Еще один весьма демонстративный шаг Пхеньян сделал буквально две недели назад, решив снести «Арку Воссоединения». Этот памятник воздвигли в 2001 году на юго-востоке Пхеньяна над шоссе, ведущим к границе с Южной Кореей. Монумент состоял из фигур двух склонившихся над дорогой женщин, которые символизируют две Кореи. Они держали геральдический щит с контуром Корейского полуострова.
Возможен ли межкорейский саммит
Напряжение в этом регионе начало заметно расти с конца 2023 года. Тогда Пхеньян в рамках развития своей ядерной программы провел серию ракетных испытаний, отметившись рекордным числом запусков межконтинентальных баллистических ракет, что Северной Корее запрещено резолюцией Совбеза ООН. Кроме того, КНДР впервые отправила разведывательный спутник в ответ на возрастающее военное сотрудничество Сеула, Токио и Вашингтона. В результате Южная Корея со своей стороны приостановила действие межкорейского соглашения 2018 года — военного пакта, который призван снизить напряженность возле военной границы. Он включал в том числе введение бесполетных зон, разоружение части блокпостов, сохранение горячих линий, а также запрет на проведение учений вблизи границы. В целом в последние месяцы стороны обмениваются угрозами в случае применения ядерного оружия друг против друга.
На рубеже 2023–2024 годов конфликт перешел на идеологический уровень, когда Север решил, что больше нет смысла добиваться воссоединения с Югом. В середине января лидер КНДР Ким Чен Ын призвал внести соответствующие поправки в конституцию. По его словам, из нее следует исключить такие выражения, как «северная половина», «независимость» и «мирное объединение», а также обозначить Республику Корея как «неизменного главного врага».
На этом фоне внимание на себя обращает заявление президента Южной Кореи Юн Сок Ёля, который, всячески налаживая сотрудничество с Вашингтоном, считается ярым противником контактов с Пхеньяном. В частности, он призвал к диалогу.
«Межкорейский саммит может быть проведен независимо от того, откажется ли Северная Корея от своего ядерного оружия. Но для того, чтобы это произошло, необходимо установить отношения гуманитарного сотрудничества. Такой саммит должен проводиться по принципу «снизу вверх», после обмена мнениями и дискуссий между должностными лицами рабочего уровня», — сказал южнокорейский президент в интервью местной медиакорпорации KBS.
Анна Поленова считает, что заявление, с виду кажущееся многообещающим, не дает особых надежд на переговоры. Во-первых, Юн Сок Ёль назвал необходимым фактором для организации саммита возобновление сотрудничества, хотя КНДР ясно показывала и раньше, что ее подобные проекты больше не интересуют. Кроме того, южнокорейский президент отметил, что взаимодействие должно развиваться «снизу вверх», то есть, по сути, дистанцировался от вопроса. Препятствует открытому диалогу и внешний фактор — США.
— Нельзя забывать о том, какое внимание Вашингтона привлекает к себе северокорейская политика Сеула. В условиях укрепления американо-южнокорейского альянса, у РК вряд ли появится возможность предложить какие-нибудь прорывные идеи по развитию отношений с КНДР, — обратила внимание кореевед.
Более того, в том же интервью Юн заявил, что Южная Корея усилит сотрудничество с США для сдерживания «угроз безопасности или провокаций» со стороны Ким Чен Ына. Стоит отметить, что Соединенные Штаты уже давно в какой-то степени определяют политику Сеула по отношению к Пхеньяну. Когда Южная Корея приостановила проект по развитию промзоны Кэсон, нанеся значительный ущерб своим же бизнесменам, следующий президент — Мун Чжэ Ин — обещал восстановить межкорейское сотрудничество. Как представитель демократических сил, он добился значительных результатов в налаживании отношений двух стран. В частности, при нем состоялся Межкорейский саммит в 2018 году и стороны заключили военный пакт. Однако многое из обещанного выполнить не смог.
— Он обещал, что Южная Корея восстановит экономическое сотрудничество, а американцы были против этого. В итоге у него не хватило политической воли, а кто-то говорит, что даже и желания отстаивать интересы своей страны, — заметил заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов.
В итоге экономические связи практически сошли на нет, и теперь Пхеньян пытается разорвать сотрудничество по остальным направлениям, следуя новой установке Ким Чен Ына. Однако эксперт подчеркивает, что недавнее заявление Юн Сок Ёля, который крайне консервативен, в отличие от своего предшественника, посылает определенные сигналы. По мнению Александра Воронцова, последние решительные действия Севера действительно озаботили и Сеул, и Вашингтон.