Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Теплая одежда, включенный газ и полное отсутствие связи с близкими. Так в последние дни живет Донецк, потому что ВСУ избрали новую тактику обстрелов города — теперь они сфокусировали внимание на объектах энергетической инфраструктуры. В итоге обесточенными оказываются целые районы. «Очередное испытание», — говорят дончане, которые за последние два года пережили, казалось бы, уже все тяготы военного времени — от водной блокады до мин-лепестков. О том, как справляется Донецк с последствиями варварских бомбардировок, — в специальном репортаже «Известий».

Все ресурсы

Вечер. Погруженные во тьму улицы. Огоньки свечей в окнах. На кухнях включены газовые конфорки, чтобы хоть как-то согреться: рядом сидят одетые в теплое люди. Все в ожидании одного — электричества. Вместе с ним вернется свет, тепло, связь с близкими, цивилизация.

лэп
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Раньше энергетическую инфраструктуру тоже поражали, в том числе в конце 2023 года — как раз с наступлением холодов. Но только сейчас эти истории приняли такой системный характер, — рассказывает «Известиям» директор департамента электроэнергетики министерства угля и энергетики ДНР Станислав Пидгорецкий. — ВСУ для этих задач используют беспилотники, артиллерию. Бьют по магистральным и распределительным сетям. Их цель — нанести максимальный ущерб, обесточить наибольшее количество потребителей, предприятий.

лэп
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Борьба с последствиями атак, объясняет Пидгорецкий, происходит и днем, и ночью, нередко — под угрозой очередных обстрелов. Повреждения, несмотря на трудности, устраняют максимально быстро, в том числе усилиями аварийных бригад шеф-регионов. Мобилизуют все ресурсы.

рабочие
Фото: предоставлено «Электрическими сетями Донецка»

Под открытым небом

Профессия энергетика сегодня одна из самых опасных в Донбассе. Постоянно приходится находиться в эпицентре недавних прилетов, в зоне перекрестного огня, под открытым небом.

Бороться надо как с результатами природных катаклизмов — в декабре, к примеру, в ДНР две недели свирепствовал ледяной дождь, валились деревья, опоры ЛЭП, рвались провода, — так и с последствиями непрерывных обстрелов. После них приходится срочно выбираться на места, искать перебитые линии, оперативно устранять повреждения.

За последние месяцы ВСУ только на нашем участке разбомбили трансформаторную подстанцию, — рассказал «Известиям» начальник Октябрьского района электрических сетей Донецка Денис Купцов, отвечающий за северную часть города, она расположена как раз вдоль линии фронта. — Бьют прицельно и по энергетикам. Так, в поселке Веселый, что напротив Песок, наша бригада увидела над собой дрон, спешно покинула место работы, и спустя 10 минут эта точка была накрыта артиллерией. Или другой случай: под обстрел из «Града» рядом с административным зданием попали электромонтер и водитель. Оба получили ранения.

рабочие
Фото: предоставлено «Электрическими сетями Донецка»

Девять районов

Донецк продолжает переживать трагедию, произошедшую 21 января на рынке в микрорайоне Текстильщик, где после артналета украинских террористов погибли 27 человек, еще около 30 получили ранения. Горожане несут гвоздики к ступеням разбитых магазинов и торговых лавочек. Вместе с цветами — ленточки с надписями «Вечная память», «Скорбим», «Не забудем, не простим». На земле до сих пор остаются пятна крови. Рядом с уничтоженным прямым попаданием киоском рассыпаны мандарины, которые никто не решается убрать…

Боль не проходит, — поделилась с «Известиями» жительница Текстильщика Вика. — Но мы дружные, мы все один за одного. Мы выстоим!

рынок
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Как рассказал глава Донецка Алексей Кулемзин, в день обстрела рынка в соседнем Куйбышевском районе погиб еще один человек — рабочий, ремонтирующий теплотрассу. Подрыв был произведен с беспилотника. Все последующие дни гражданские люди также продолжали страдать от сбросов снарядов с дронов, последний случай — ранение мужчины 28 января в Кировском районе.

Все девять районов Донецка у нас страдают, безопасных зон нет, — пояснил он. — Каждый день под огнем стабильно находятся три–пять районов. Особенно подлой выглядит тактика двойных обстрелов, когда после первого удара наносится повторный, и страдают люди, пришедшие на помощь раненым.

Забота близких

Одна из тех, кто стал жертвой подобного «двойного обстрела», — Марина Седова, фельдшер здравпункта спасательного центра МЧС города Донецка. 7 ноября 2023 года после сигнала тревоги вместе с караулом она прибыла на место очередной ЧС — украинские военные обстреляли здание на улице Челюскинцев. Третий и четвертый этажи сложились гармошкой, люди внутри погибли.

Повторный удар ВСУ нанесли спустя 30–40 минут, — рассказывает «Известиям» Марина. — Мы работали. Я в это время стояла возле служебной машины. Упала на землю от взрывной волны. Хотела подняться, но поняла: не могу. Левая нога онемела. А потом потеряла сознание.

разрушенный дом
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Женщину доставили в травматологию. Ноги, руки, спина, грудь, живот — повсюду осколки.

— Очнулась на операционном столе. Состояние дикой слабости, тяжело дышать, даже моргать трудно, — вспоминает женщина. — Потеряла много крови. Ощущение — будто душа расстается с телом. В себя более-менее пришла в реанимации, где мне раскрыли легкие, подняли давление.

В больнице Марина находится до сих пор. Впереди еще одна операция. Очень помогает забота близких, и в первую очередь мужа (также сотрудника МЧС — сапера), который находится с ней рядом каждую свободную минуту.

Первая помощь

Один из центров, где принимают экстренные сообщения в ДНР, — пункт пожарной связи Донецка. Сюда со всего города поступают сигналы на номер «101». Старший диспетчер, отвечающий за прием и обработку звонков, — капитан внутренней службы Светлана Переведенцева.

сотрудницы мчс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

— В смену приходят десятки и десятки звонков, если тяжелые обстрелы — сотни, — рассказывает она «Известиям». — Моя задача — выяснить, есть ли пострадавшие, какие разрушения, что с возгораниями. И направить на место подразделение. Люди часто плачут, кричат. Последний случай — тот самый рынок в Текстильщике. Звонил мужчина, говорил: «Пожалуйста, пришлите с«корую»!». У него в животе был осколок, а у мамы оторвало ноги… Сейчас я спокойнее на это реагирую. А раньше не могла сдержать слез.

Окна в диспетчерской заколочены фанерой и заложены мешками с песком. Год назад украинский снаряд прилетел ровно во двор здания, разорвался в трех метрах от стены помещения, где дежурили девушки. Спасли те самые мешки.

График работы у Светланы и ее коллег — сутки через трое. Перерыв на сон — четыре часа. Но по факту из-за шквала сообщений иной раз удается прикорнуть только на час-–другой.

телефон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

— Линия никогда не умолкает. В последнее время добавились просьбы выяснить, когда включат электричество, дадут тепло. Несмотря на неопределенность, всегда стараемся поддержать и подбодрить, — говорит Светлана. — Говорим: «Потерпите, всё наладится. Всё будет хорошо».

Читайте также
Прямой эфир