Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Явка избирателей на выборах президента Абхазии составила 65%
Происшествия
На одной трассе под Калининградом столкнулись 26 автомобилей за сутки
Мир
В МИД Польши указали на неизбежность введения европейских войск на Украину
Спорт
Боксер Кузьмин заменит Папина в поединке с Тетте 28 февраля
Мир
Депутат рады анонсировал визит всего состава Еврокомиссии на Украину 24 февраля
Армия
Российский боец с позывным Абхаз отметил значение для Абхазии союза с РФ
Спорт
Гуменник победил в финале Гран-при России по фигурному катанию
Армия
Путин отметил вклад воинов-афганцев в поддержку участников СВО
Общество
Посол РФ анонсировал выдачу нового паспорта для освобожденного из Газы Труфанова
Мир
Ульянов выразил сомнения в необходимости участия Европы в переговорах по Украине
Мир
Зеленский признал потерю Украиной около 4 тыс. кв. км территории в 2024 году
Мир
Страны G7 приняли коммюнике по вопросу новых санкций против России
Мир
В Совфеде назвали идею отправки миротворцев из НАТО на Украину непроходной
Мир
В Мюнхене устроили масштабную акцию против конференции по безопасности и НАТО
Мир
В Кремле увидели опровержение Вэнсом идеи отправки войск США на Украину
Мир
ЦИК Абхазии объявила выборы президента страны состоявшимися
Здоровье
Врач призвала не заставлять себя завтракать насильно
Мир
Явка избирателей на выборах президента Абхазии составила 65%
Происшествия
На одной трассе под Калининградом столкнулись 26 автомобилей за сутки
Мир
В МИД Польши указали на неизбежность введения европейских войск на Украину
Спорт
Боксер Кузьмин заменит Папина в поединке с Тетте 28 февраля
Мир
Депутат рады анонсировал визит всего состава Еврокомиссии на Украину 24 февраля
Армия
Российский боец с позывным Абхаз отметил значение для Абхазии союза с РФ
Спорт
Гуменник победил в финале Гран-при России по фигурному катанию
Армия
Путин отметил вклад воинов-афганцев в поддержку участников СВО
Общество
Посол РФ анонсировал выдачу нового паспорта для освобожденного из Газы Труфанова
Мир
Ульянов выразил сомнения в необходимости участия Европы в переговорах по Украине
Мир
Зеленский признал потерю Украиной около 4 тыс. кв. км территории в 2024 году
Мир
Страны G7 приняли коммюнике по вопросу новых санкций против России
Мир
В Совфеде назвали идею отправки миротворцев из НАТО на Украину непроходной
Мир
В Мюнхене устроили масштабную акцию против конференции по безопасности и НАТО
Мир
В Кремле увидели опровержение Вэнсом идеи отправки войск США на Украину
Мир
ЦИК Абхазии объявила выборы президента страны состоявшимися
Здоровье
Врач призвала не заставлять себя завтракать насильно
Главный слайд
Начало статьи
Временное и постоянное
Идеальный русский град
Теорема без доказательства
Выделить главное
Вкл
Выкл

Выставка-лабиринт, выставка-путешествие, выставка-диалог. Так можно охарактеризовать масштабный проект музея «Новый Иерусалим» «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века». 240 предметов из 19 собраний, в том числе из Третьяковки и других важнейших арт-институций страны, были свезены под Истру, чтобы показать, как в искусстве формировалось национальное самосознание и на чем оно базировалось. «Известия» оценили получившуюся теорему и ее доказательство.

Временное и постоянное

«Формула Руси 17/20» сделана в популярном некоторое время назад жанре «выставка-интервенция». Он предполагает, что привезенные предметы занимают не отдельное пространство, а интегрируются в постоянную экспозицию. В идеале это помогает лучше раскрыть не только «гостевые» арт-объекты, но и собственную коллекцию. Пик востребованности подобных проектов пришелся на допандемийное время и был связан прежде всего с современным искусством, мода на которое была в самом разгаре.

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Сейчас же музеи всё больше обращаются к классике, но «интервенции» снова могут прийтись ко двору — уже по иной причине: найти много высококлассных произведений, чтобы сделать громкий проект в условиях прекращения международного музейного обмена стало куда сложнее. Если же добавить с трудом добытые шедевры к собственным вещам, то общее впечатление будет иным, более объемным. Правда, становится вдвойне важно придумать красивую концепцию, оригинальный кураторский подход, который сделает оправданным это решение.

Новая выставка — хороший тому пример. Поскольку основу коллекции музея «Новый Иерусалим» составляет искусство XVII века, выстроить экспозицию было решено вокруг взгляда на этот период из более позднего времени, а именно — из Серебряного века, столь любимого публикой. Но идея куратора Василия Успенского — не только в выстраивании параллелей (многие из них вполне очевидны и напрашиваются сами собой), но и в том, чтобы посмотреть на допетровскую Русь как на источник того исконного, подлинно национального «кода», который становится объединяющим элементом для всех последующих явлений, — исторических, культурных, идеологических.

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Идеальный русский град

В первом же зале мы видим агитационный плакат времен Первой мировой — и рядом пацифистскую серию литографий Наталии Гончаровой «Мистические образы войны». Но обнаруживаем, что столь разные произведения тем не менее в равной степени используют старорусские мотивы. В свою очередь, между Гончаровой и Иваном Билибиным, еще одним важнейшим героем экспозиции, пропасть не идеологическая, но эстетическая. «Амазонка авангарда» и великий сказочник писали в совершенно разных манерах, жанрах, форматах. Однако оба были заворожены иконописью, лубком и фольклором.

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Здесь, конечно, стоит говорить не только о XVII веке, но и в целом о доимперской Руси. Может, даже не реальной стране, а мифологизированной, сказочной. И тогда оказывается, что даже у столь разных художников можно найти неожиданные пересечения. Например, в билибинском эскизе декорации к опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова в центре композиции — столица царства Додона со златоглавыми церквями. В свою очередь, в гончаровском эскизе задника для «Жар-птицы» Стравинского почти всё видимое пространство занимают купола и башенки храмов, треугольные крыши домов. И то и другое — образы идеального русского града, созвучные друг другу.

Максимально ярким, полнозвучным диалог эпох становится в залах иконописи. И хотя для зрителей, более-менее разбирающихся в искусстве, не будет сюрпризом, что прекрасные триптихи Гончаровой «Богоматерь (с орнаментом)» и «Спас» (оба — из Третьяковки) вдохновлены религиозным искусством, увидеть их именно в соседстве с подлинными образцами традиции Русского Севера особенно ценно. То же касается эскизов к несостоявшемуся балету «Литургия». Сколько раз мы смотрели на них в контексте авангарда или же театральной революции Дягилева! И вот теперь нам со всей наглядностью демонстрируют генезис этих образов.

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Полотна и эскизы Гончаровой — безусловные хиты экспозиции. Но встречаются здесь и куда менее примелькавшиеся вещи. Удивительная акварель «Троица» Кузьмы Петрова-Водкина; гипнотическое «Поклонение волхвов» Павла Филонова из частной коллекции; шесть небольших ранних картин Николая Рериха с видами древних русских городов-крепостей; наконец, аллегорическая серия «Времена дня» Дмитрия Стеллецкого. Имя этого живописца сегодня не так широко известно, однако специалисты обращаются к нему всё чаще, отмечая парадоксальное сочетание мотивов лубка и иконописи. В чем-то Стеллецкий близок к Билибину, но в его кубистически-изломанных образах уже рукой подать до той же Гончаровой.

Теорема без доказательства

В чем же, по мнению куратора и музея, заключается та самая «формула Руси», вынесенная в заглавие проекта? Ответ игровой, условный подсказан в сквозных сюжетах экспозиции, обозначенных с самого начала: это дерево, золото, серебро и огонь. Перечисленные мотивы действительно встречаются постоянно, даже когда формально и не присутствуют в изображении. Пылает закат над видом старой Москвы у Аполлинария Васнецова. Сверкает позолотой купол собора на картине «Соперницы» Михаила Нестерова…

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Но все-таки это внешнее, лежащее на поверхности и не отражающее сути. Так может на самом деле и нет никакой формулы? XVII век оборачивается сотнями лет истории страны, вплоть до языческих времен в сказке о Снегурочке (она представлена не только эскизами разных авторов, но и майоликой Михаила Врубеля). Византийские корни соседствуют с монгольскими отзвуками — еще одной неожиданностью для зрителя могут стать рисунки Петрова-Водкина по мотивам «Бориса Годунова», где и у царя, и у юродивого явные азиатские черты лица.

Выставка, правда, и не претендует на всеохватность. Но всё же у «Нового Иерусалима» получается достаточно широкая панорама «русскости» в искусстве, тем более вкупе с постоянной экспозицией. Вот только чем больше размышляешь о составляющих этой панорамы, их удивительных сочетаниях, перекличках, столкновениях, тем больше понимаешь, что лучше Тютчева формулу нашей страны, которую «аршином общим не измерить», пока еще никому не удалось вывести — и одновременно доказать принципиальную невозможность такой формулы. «В Россию можно только верить».

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением