Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров на встрече с главой МИД Бразилии обсудил решение украинского конфликта
Мир
Замглавы МИД ЮАР выразил надежду на тесное сотрудничество со странами БРИКС
Мир
Байден поручил Пентагону скорректировать размещение сил на Ближнем Востоке
Общество
Электроснабжение восстановили после взрыва на АЗС в Дагестане
Мир
Глава МИД КНР назвал отношение США к Китаю двуличным
Мир
Госслужащие США временно ограничены в перемещении по Израилю в личных целях
Мир
Президент Польши признал желание многих стран возобновить связи с Россией
Мир
Главы МИД России, Ирана и Турции осудили произвольные авиаудары Израиля по Сирии
Армия
Силы ПВО уничтожили пять беспилотников над Курской и Белгородской областями
Армия
Вертолеты Ка-52М нанесли удар по ВСУ в приграничном районе Курской области
Мир
РФ будет добиваться переноса штаб-квартиры БДИПЧ ОБСЕ из Польши
Спорт
Вице-премьер РФ Чернышенко рассказал о преобразованиях спорта в России
Мир
Лавров на СБ ООН назвал атаки Израиля по Ливану грубым нарушением суверенитета
Общество
Фонд «Инсан» организовал помощь родственникам раненых при взрыве в Махачкале
Общество
В Госдуме рассказали о возможности получения удвоенной выплаты к пенсии
Мир
Картаполов назвал возможное основание для применения ядерного оружия
Мир
Блинкен выразил Китаю обеспокоенность из-за якобы поддержки ВПК России
Мир
Reuters узнало об отказе Индии покупать российский газ с «Арктик СПГ – 2»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Управление Следственного комитета по Красноярскому краю и Хакасии отчиталось о завершении расследования уголовного дела в отношении учителя начальных классов школы в Канске, которая кричала на детей, одного ударила головой о парту, а второго толкнула. Дело стало резонансным еще и потому, что педагог — по совместительству школьный психолог, который не смог совладать с нервами. Как обстоят дела с педагогами-психологами в российских школах, разбирались «Известия».

Ударила головой о парту

Инцидент в канской школе № 8 произошел еще в сентябре 2023 года — тогда в Сети появилось видео, сделанное одним из учеников. На нем учитель начальных классов кричит на ребенка в классе и толкает его. Было возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ («Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации»), расследование которого завершено на прошлой неделе.

«Следствием установлено, что в сентябре 2023 года учитель начальных классов, раздражаясь из-за нарушения детьми дисциплины, используя противоправные методы воспитания, систематически допускала применение физической силы и грубое обращение во время уроков с учениками класса, в котором она являлась классным руководителем с 1 сентября 2023 года, — говорится в сообщении ГСУ СК по Красноярскому краю и Республике Хакасии. — Учитель ударила одного из учеников головой о парту, другого толкнула, кидала в детей канцелярскими принадлежностями».

нападение
Фото: соцсети

Инцидент, заснятый на видео, лишь один из многих: тот же ребенок, ставший «героем» ролика, пострадал не первый раз — обвиняемая уже применяла в его отношении физическую силу в январе 2023 года.

Подобные инциденты не редкость в последнее время. Но ситуация в Канске выделяется еще и тем, что рукоприкладством промышляла учительница, которая по совместительству занимала пост педагога-психолога.

Руководитель управления образования администрации Канска Эдуард Боровский рассказал «Известиям», что фигурант дела — классный руководитель 4-го класса, которая исполняла должностные обязанности педагога-психолога по внутреннему совместительству.

— Она более 20 лет проработала учителем, за это время нареканий к работе не получала, нарушений должностных обязанностей не имеет, своевременно проходила аттестацию на квалификационную категорию, активно участвовала в школьных и городских мероприятиях, — пояснил он.

Эдуард Боровский признает, что учитель допустила «грубое нарушение своих профессиональных обязанностей», но объясняет ее поведение нервным возбуждением учителя и профессиональным выгоранием в том числе как педагога-психолога. Руководитель городского управления образования подчеркнул, что педагог сама приняла решение об увольнении с работы.

нервная
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

В Канске же пытаются принимать меры: дано поручение городскому методическому объединению педагогов-психологов разработать и провести серию тренинговых и семинарских встреч с коллективами школ по профилактике профессионального выгорания, а в школах принять меры «по созданию комфортной психологической среды, организации работы школьных служб медиации, содействию педагогам в творческой самореализации и отдыхе» и т.д.

Какова ситуация с педагогами-психологами

Директор федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности «Каждый важен» Анна Макарчук замечает, что вопрос наличия педагогов-психологов в школах сейчас стоит очень остро — иногда на одного специалиста приходится больше 800 детей.

— В такой ситуации специалист не просто не в состоянии уделить внимание каждому ребенку, он не может оказать помощь даже тем детям, которые в ней остро нуждаются, — сказала она «Известиям». — Да что там говорить, он даже не знает в лицо большинство из них.

Похожие цифры приводит директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко, хотя замечает, что ситуация очень неоднородна: где-то может быть и один педагог-психолог на 150 детей, но это очень большая редкость. В целом ситуацию она считает «кадровой трагедией».

— Физически невозможно при таком соотношении не то что сделать свою работу, но даже приступить к обязанностям, — сказала она «Известиям». — В итоге всё, что пытаются делать школьные психологи, — это разгребают уже случившиеся конфликты.

Член экспертного совета Федерации психологов образования РФ, психолог Лариса Овчаренко замечает, что во многих школах психологов просто нет, особенно в сельской местности.

психолог
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

— При этом у них очень большая нагрузка, — сказала она «Известиям». — Это объяснимо: к этому обязывает и профессия, и добавляется документация в связи со спецификой работы в школе. А с учетом нехватки людей нагрузка получается колоссальной — даже в тех школах, где педагог-психолог есть, он часто один на 1000 детей. И хорошо, если есть еще социальный педагог, замдиректора по соцзащите или кто-то еще. Но часто больше никого нет.

Недавно Минпросвещения предложило на законодательном уровне отрегулировать соотношение детей и педагогов-психологов, установив нормативы штатной численности в образовательных организациях из расчета одного специалиста на 200 детей в детских садах, на 300 детей в школах и на 500 студентов в учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Однако проект приказа получил отрицательное заключение от Минэкономразвития.

Среди имевшихся там замечаний одно из основных связано с тем, что Минпросвещения не проанализировало документ на вероятность дополнительных расходов бюджетов разных уровней, а они точно должны были появиться. Министерство экономического развития подсчитало, что при предлагаемых нормативах только для детских садов потребуется более 35 тыс. новых сотрудников, а ежемесячные расходы на них могут составить около 1,5 млрд рублей или около 17,3 млн рублей на один регион. Для школ нужны еще 55 тыс. сотрудников и 27,3 млн рублей на один регион, а для учреждений СПО — более 7 тыс. педагогов-психологов дополнительно и еще около 3,5 млн рублей на каждый субъект РФ.

В Минпросвещения в ответ на запрос «Известий» заявили, что сеть штатных психологов ежегодно растет — и этому направлению уделяется пристальное внимание.

— В системе образования действует сразу несколько программ, нацеленных на создание среды, где конфликты можно разрешать конструктивно, — пояснили в министерстве. — Кроме того, сегодня изучение психологии также является составной частью программ подготовки будущих учителей в педагогических вузах.

окно
Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Сейчас в России, по данным Минпросвещения, более 55 тыс. педагогов-психологов в школах, учреждениях СПО и дополнительного образования. При этом, если исходить из чисел, рассчитанных Минэкономразвития в отзыве на проект приказа, можно говорить о нехватке почти 100 тыс. педагогов-психологов на уровнях российского образования от дошкольного до учреждений СПО.

Добавим, что необходимость решать проблемы в этой сфере закреплена в стратегическом документе — концепции развития психологической службы в системе общего образования и СПО в РФ на период до 2025-го, которая была принята в мае 2022 года. Среди проблем, описанных в концепции, указаны в том числе неравномерный уровень и качество оказания психолого-педагогической помощи в регионах, а также отсутствие необходимой численности таких специалистов. К 2025 году, согласно концепции, 100% участников образовательных отношений должны быть обеспечены психологической помощью.

Сколько зарабатывают педагоги-психологи

Лариса Овчаренко замечает, что сейчас ситуация с уровнем подготовки педагогов-психологов выровнялась — «надежные вузы с надежными образовательными программами» выпускают достаточное количество специалистов. Помогает и появившийся профессиональный стандарт педагога-психолога.

— Другой вопрос, кто реально после выпуска идет работать в школу, — замечает она. — Между подготовленными студентами и теми, кто реально доходит до школы, действительно есть серьезный разрыв. Поэтому часто, как в ситуации в Канске, специалист просто переподготовлен — и хорошо, если это какая-то профессиональная переподготовка, а не короткие курсы.

дети
Фото: РИА Новости

Марианна Шевченко заметила, что далеко не каждый выпускник профильного вуза пойдет на работу в школу с ее зарплатами и условиями работы: образовательной системе трудно конкурировать с частной практикой в психологии. Она полагает, что школы должны создавать дополнительные привлекающие психологов условия: льготы, компенсации услуг, удобный график и т.д.

Лариса Овчаренко замечает, что в регионах зарплата педагога-психолога в школах составляет около 40 тыс. рублей, а в Москве появляются объявления со стартовой зарплатой в 65–70 тыс. рублей.

— В то же время средняя сессия частного психолога в Москве составляет от 4 тыс. до 70 тыс. рублей. Но понятно, что для хороших заработков нужно заработать себе имя, вкладывая огромное количество собственных ресурсов и трудов, — говорит эксперт.

Не только кадры

Важнее всего сейчас, подчеркивает Марианна Шевченко, насытить школы дополнительными кадрами. С ней согласна и Лариса Овчаренко. Она замечает, что в принципе растет потребность в психологической помощи: сама психология как инструмент улучшения качества жизни популяризируется; растет стрессовая нагрузка на детей; увеличилось внимание к психологическим расстройствам, которые раньше оставались на периферии.

— Феномен психологической помощи лежит в плоскости возникающих отношений между специалистом и человеком, — замечает Лариса Овчаренко. — Поэтому в школах не прижились телефоны доверия, поэтому недостаточно будет каких-то цифровых помощников. Всегда нужен живой человек и живой контакт.

ребенок
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Анна Макарчук считает, что увеличение числа психологов не должно быть единственной мерой. Важно говорить о повышении их квалификации, создании условий для профессионального развития, карьерного роста, создании продуманной структуры школьной психологической службы. Она также предлагает разгрузить педагогов-психологов за счет привлечения специалистов из профильных НКО. Часто это можно реализовать бесплатно для школы за счет средств грантов.

Летом также стало известно, что Минпросвещения разрабатывает онлайн-сервис психологической помощи для школьников «Цифровой психолог», на создание которого выделили 260 млн до конца 2023 года. Систему собирались ввести в эксплуатацию в пяти регионах в 2024 году. Там дети смогут получить видеоконсультацию у психологов-преподавателей.

Читайте также
Прямой эфир