Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Снег, ледяные замки, атмосфера Севера, олени, плюшки и розовые кусты. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко расширил новогодний репертуар спектаклем на музыку трех симфоний Петра Чайковского. «Известия», побывав на премьере, выяснили, сможет ли «Снежная королева» конкурировать с рождественским хитом — «Щелкунчиком».

Волшебство с сомнением

В репертуаре театра на Большой Дмитровке появился еще один «зимний» балет. У «Щелкунчика» теперь есть напарница — «Снежная королева» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена. Музыка Чайковского. В отличие от «Щелкунчика», приуроченного к Новому году и Рождеству, этот спектакль планируют показывать весь сезон.

Дополнительная возможность провести год под волшебные сочинения Петра Ильича, скажете? Нет, волшебство с сомнением. Хореограф Максим Севагин поставил свой балет на музыку трех последних симфоний композитора, произведений с трагической концепцией и грузом небалетных ассоциаций. Местами получилось смешно, местами — грустно, а в целом — неловко: настолько не вяжется музыкальный ряд с тем, что происходит на сцене. Но обо всем по порядку.

Завязка действия идет под первую часть Шестой симфонии, причем каждый раздел сонатного аллегро хореограф отрабатывает мини-сюжетом.

Балет «Снежная королева»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Скорбный мотив вступления: из зала на сцену бегут тролли, уродливые существа с накладными ягодицами.

Смятенная тема главной партии: существа устраивают шабаш с хип-хопом.

Неизбывно прекрасная тема побочной партии, символ недостижимого идеала: Кай (Иннокентий Юлдашев) и Герда (Ксения Рыжкова) в клоунских желтых паричках потягиваются, переглядываются и невинно флиртуют среди розовых кустов.

Балет «Снежная королева»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Кипящая лава оркестровых волн разработки: Снежная королева (Наталья Сомова), соблазнительная барышня в экстравагантной мини-юбочке, шествует в дефиле и с помощью не менее манких дев Севера укатывает в кулису Кая.

Трагический диалог струнных и тромбонов в кульминации части: Герду подбрасывает, ловит и крутит шестерка мускулистых юношей в сером. Программка подсказывает, что это ледяной вихрь.

Балет «Снежная королева»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Побочная тема в репризе, истаивающая на фоне нисходящих пиццикато: героиня в лодке с розами, оправив платьице, умывшись и поболтав ножками в воображаемой воде, отправляется на поиски героя.

Во второй части Шестой симфонии Герда попадает в зачарованный сад и безмятежно вальсирует среди танцующих цветов и бутонов. Некая дама в китайской шляпе курирует ее перемещения. Заглянув в программку, убеждаешься, что это добрая волшебница. На этой оптимистической ноте знакомство с предсмертной симфонией Петра Ильича ставится на паузу.

Балет «Снежная королева»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Ее третью часть хореограф отрабатывает в конце балета, запустив на музыку пугающе механистичного скерцо-марша традиционный балабиль с участием всех действующих лиц — от вороньей четы до атаманши. Общему веселью предшествуют экскурсы в другие симфонии композитора, причем части этих в высшей степени цельных сочинений постановщик тасует на свое усмотрение.

От ворон до атаманши

Под вселенское звучание финала Пятой разворачивается уютный быт кукольного дворца с выносом бутафорских плюшек-конфет-колбас, под не менее грандиозную первую часть той же симфонии — семейный конфликт в банде разбойников, под пронзительную лирику второй — дуэт Герды и Оленя.

Первая часть Четвертой симфонии с грозной темой фатума вдохновила хореографа на игривое гран-па во дворце Снежной королевы, а пасторальное Анданте — на эпилог, где танцуют увильнувшие от рока и снявшие свои парички Кай и Герда. Герои повзрослели, из тихого городка времен Андерсена перенеслись в современный мегаполис, но музыкально-хореографическую проблему так и не решили. Их брачное па-де-де слишком незначительно для масштабного композиторского высказывания.

Балет «Снежная королева»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Известный рецепт Джорджа Баланчина — «Не нравится то, что происходит на сцене, закройте глаза и слушайте музыку» — в данном случае не работает. Оркестр под управлением недавнего скрипача Федора Безносикова играет, мягко говоря, неважно. Главная претензия помимо качества звучания — темпы, в большинстве случаев неприлично затянутые, и, как следствие, отсутствие непрерывного симфонического тока.

Балет «Снежная королева»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Можно возразить, что театральный оркестр не филармонический, к соответствующему репертуару не приучен, но в этом случае не стоило и браться за столь амбициозную задачу. Настраивать симфонического Чайковского «в ножку» не лучший вариант и для музыки, и для театра. Оптимальным выходом был бы заказ оригинальной партитуры. МАМТ — театр небедный, в состоянии работать с авторами. Желающих, способных и знающих, думаю, нашлось бы немало.

Балет «Снежная королева»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Из ярких впечатлений отмечу работу видеохудожника Сергея Рылко, снабдившего спектакль разнообразной видеопроекцией. На заднике-экране разлетается на мелкие осколки зеркало, мелькают городские пейзажи, петляет таинственный лабиринт, отливают серебром сталактиты, а под занавес плывет изображение загадочной красавицы в ледяном венце, куда более эффектной, чем ее сценическое воплощение.

В завершение приятное известие для поклонников Георги Смилевского, освоившего непростое амплуа травести. Заслуженный премьер МАМТа, надевший пачку и пуанты, бесподобен в роли Разбойницы. Партия небольшая, но благодаря исполнителю претендующая на главную.

Читайте также
Прямой эфир