Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
За два часа силы ПВО уничтожили 10 украинских дронов над тремя регионами России
Происшествия
Узловский район Тульской области подвергся воздушной атаке со стороны ВСУ
Мир
Франция направила 10 запросов в Алжир для выдачи напавшего с ножом преступника
Мир
Bloomberg сообщило об отказе Киева выделить $500 млрд на сделку по ископаемым
Мир
В результате стрельбы на базе ВВС США в Нью-Мексико погиб военный
Мир
Трамп заявил о возможном завершении конфликта на Украине «на этой неделе»
Общество
Синоптики спрогнозировали малую облачность и гололедицу в Москве 23 февраля
Мир
В Греции назвали исторической ошибкой разговор премьера Мицотакиса с Зеленским
Мир
Трамп сообщил о расширении списка требований от Украины по сделке с ископаемыми
Мир
Трюдо заявил Трампу о снижении потока фентанила через границу стран
Мир
SCMP заявила о строительстве в КНР способной нести гиперзвуковые ракеты подлодки
Мир
Трамп выразил возмущение из-за многомиллионных выплат фальшивым долгожителям
Общество
Россиян предупредили о новом виде мошенничества с выплатами бойцам СВО
Мир
В Берлине прошел митинг против партии АдГ перед выборами
Мир
В Перу четверо погибли и 79 человек пострадали после обрушения крыши в ТЦ
Общество
Космонавты МКС поздравили россиян с Днем защитника Отечества
Культура
Певец Серж заявил о необходимости отражать в творчестве любовь к России

«Утерли нос Москве»: в Большом театре представили оперу «Бал-маскарад»

Челябинский театр имени Глинки привез в столицу свой самый дорогой спектакль
2260
Фото: Елена Лапина
Выделить главное
Вкл
Выкл

Шестой год ГАБТ сотрудничает с Челябинским государственным академическим театром оперы и балета им. М.И. Глинки. Постоянно проходят обменные гастроли. В этот раз артисты из города металлургов решили показать московским коллегам, как они справились с Верди, и привезли один из самых дорогих своих спектаклей. В Большом тоже есть опера «Бал-маскарад», которую для главной сцены страны ставила команда из Италии. «Известия» побывали на спектакле челябинского оперного, сравнили представления и узнали, что, кроме оперы, и какие околотеатральные слухи и скандалы волнуют зрителей Большого.

Зачем это Гергиеву?

Не успел челябинский оперный прибыть в Москву, а про его «Бал-маскарад» уже говорили как о самой дорогой, зрелищной и яркой постановке. Эти гастроли проходили в рамках фестиваля «Видеть музыку», на который Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки приготовил «Бал-маскарад» Верди и «Корсара» Адана. Вывезти музыкальный театр на гастроли — это всегда очень затратно. Так как вместе с поющими и танцующими составами едут и оркестры. Поэтому фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив.

Опера «Бал-маскарад» пользуется неизменной популярностью по всему миру и считается одной из вершин творчества Джузеппе Верди. Любовные страсти и дворцовые интриги, шумный праздник и неминуемая трагедия — в ней есть всё. Этого сейчас хватает и в театральной жизни. Вновь заговорили о воссоздании дирекции императорских театров, планы на которую появились еще в конце прошлого века. Слить две главные сцены страны — Большой и питерскую Мариинку — из разряда невероятного. Но, по слухам, эта идея близка к реализации. Вот и зрителей ГАБТ тоже волнует эта перспектива. Кто будет во главе дирекции — вопрос. Зрители обсуждали его в театральном буфете до начала спектакля.

— Самый вероятный претендент — Валерий Гергиев, он всё же народный артист СССР и доказал свою преданность родине, порвав все контакты с заграницей, — со знанием дела убеждала подругу дама бальзаковского возраста.

— Да зачем это надо Валерию Абисаловичу, у него и так всё хорошо. Несколько зданий у Мариинки, еще и филиалы по стране, «Зарядье», — парировала ей подруга. — Зачем еще и Большой? Вот кто мечтал сесть на место Урина, так это Кехман и Цискаридзе. Да много желающих сейчас найдется подтолкнуть.

Тут не выдержала дама, допивавшая кофе за соседним столиком в буфете.

— Когда Иксанова (бывший генеральный директор Большого театра. — «Известия») готовили на выход, его тоже начали травить в СМИ, — возбужденно убеждала театралок женщина. — Говорили, что плохой директор. А когда ушел — да уже вроде и не такой плохой был руководитель. А вы вспомните, разве не так было, когда снимали с поста министра культуры Швыдкого? А как критиковали экс-министра Мединского!

Как признались «Известиям» сотрудники буфета, вообще у них такие разговоры — редкость.

— К нам люди приходят влюбленные в искусство и в наш театр, — тихо сказала девушка за стойкой. — А те, кто впервые попадает, вообще не в курсе каких-то интриг.

Решили узнать у билетеров, как обстановка в их коллективе, что у них говорят о возможной смене руководства.

— Да не говорят, а пишут! — возмутилась одна из сотрудниц. — СМИ, а не театр разносят небылицы. Вы разве не видите, у нас всё спокойно. Работаем. У нас прекрасный Владимир Георгиевич Урин. И никуда он не уходит.

А тем временем прозвенел третий звонок.

Почти Паваротти

«Бал-маскарад» — опера Джузеппе Верди на либретто Антонио Сомма по сюжету Эжена Скриба. Единственная из опер итальянского композитора, место действия которой — Соединенные Штаты Америки. Более того, оно было перенесено туда цензором. Первоначально Эжен Скриб замыслил пьесу, в основу которой легла история с убийством короля Швеции Густава III. Но в 1858 году, накануне премьеры, произошло покушение на Наполеона III. Власти Неаполя были напуганы и сочли, что опера Верди об убийстве короля может вдохновить неаполитанцев на восстание.

В результате от композитора потребовали изменить сюжет. И вот дворцовые интриги и любовные страсти уже разыгрываются в Бостоне. Губернатор города граф Ричард Варвик просматривает список приглашенных на бал и видит в нем имя Амелии, в которую давно тайно влюблен. Однако Амелия замужем за его секретарем и лучшим другом Ренато. Он и приносит Ричарду весть о заговоре против него.

В это время верховный судья приносит на подпись приказ об изгнании из города гадалки Ульрики. За нее вступается паж графа Оскар, говоря, что она предсказательница и всегда говорит правду, какой бы горькой она ни была. Ричард решает инкогнито отправиться к гадалке, чтобы самому испытать силу ее пророческого дара. Переодевшись, он отправляется к ней со свитой. Ульрика предсказывает графу смерть от руки друга. Но он отказывается в это верить...

«Бал-маскарад» был любимой оперой великого Лучано Паваротти, в ней он выходил в роли Ричарда. У челябинцев драматическую партию графа исполнил лирический тенор Алексей Пьянков. Он сделал это, не пытаясь сравниться с Паваротти, исполнил ее по-своему, нашел новые краски.

Виртуозное исполнение Андреем Меркульевым партии Ренато. Восхищение вызывает весь вокальный ансамбль и хор театра. А особенно исполнительницы женских партий — Гузелья Шахматова (Амелия), Алиса Чечель (Ульрика, колдунья), Эльвира Авзалова (Оскар). Последнюю зрители даже сравнивали с молодой Анной Нетребко.

Устоять перед искушением

Для постановки бессмертного творения Верди в столицу Южного Урала из Мариинки был приглашен именитый режиссер — заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов. Концепцию визуального оформления спектакля разработал народный художник России Вячеслав Окунев. Над воплощением масштабного замысла постановщика трудились не только в цехах театра, но и в трех мастерских города. Было сшито около 200 костюмов, и каждый из них — настоящий шедевр. А чтобы воссоздать на сцене роскошные интерьеры XVIII века, театр обратился в художественную мастерскую по дереву, где создали эксклюзивную мебель в стиле барокко.

— «Бал-маскарад» нам дался сложно, работали над ним в пандемию, — рассказал «Известиям» дирижер-постановщик, художественный руководитель театра Евгений Волынский. — И это точно не бюджетный спектакль: дорогие постановщики, декорации, костюмы. Премьера на родной сцене состоялась два года назад, а теперь хотелось показать его столичному зрителю.

Как рассказал худрук, у Челябинского театра оперы и балета М.И. Глинки с Большим театром заключен союз. ГАБТ уже шестой год приезжает к ним со своими спектаклями, а они в ответ — в Москву. В то время как на сцене Большого показывали «Корсара» и «Бал-маскарад», в челябинской опере давали балет «Коппелия» из афиши ГАБТ. Свое искусство демонстрировали звезды Елизавета Кокорева, София Маймула, Маргарита Шрайнер, Дмитрий Смилевски, Денис Захаров, Клим Ефимов.

— И не только обменные гастроли нас объединяют, наши коллеги приезжают в Москву для повышения квалификации, — говорит Евгений Волынский.

В 2017 году был заключен договор между Большим театром и Челябинской областью. Он действует до 2027 года. Теперь, когда муссируются слухи об уходе Владимира Урина из ГАБТ, коллектив из города металлургов переживает, не прервется ли их многолетнее сотрудничество и дружба.

Евгений Волынский уже десять лет руководит Челябинским театром оперы и балеты, а до этого объехал полмира, долгое время был музыкальным руководителем Польской национальной оперы в Варшаве. Худрук признается, что, когда приехал в Челябинск, набрал сразу полтруппы молодых певцов, выпускников консерватории. Сейчас у него одна из самых молодых трупп в России. В челябинскую оперу просятся артисты, работавшие за рубежом. Но худрук их принципиально не берет. Он уверен: надо помогать своим молодым дарованиям.

— Я насмотрелся на этих звезд, на их апломб, мне этого не надо, — говорит Евгений Волынский. — У наших артистов такой уровень, что не стыдно показывать на сцене Большого театра. А еще они очень скромные, не гонятся за деньгами, за гонорарами.

Но, как замечает худрук, артисты — натуры увлекающиеся. Некоторые мечтают о сцене Большого. Не каждый сможет устоять перед искушением, как когда-то смог сам худрук.

«Россия шиканула, утерла нос Москве»

В репертуаре ГАБТ есть своя постановка оперы Верди «Бал-маскарад». Ее в 2018 году поставили итальянцы — дирижер Джакомо Сагрипанти и режиссер Давиде Ливерморе. Но они решили сделать современное прочтение классики. Время действий перенесено в начало ХХ века, в эстетику кинематографического нуара. Спектакль больше напоминает блокбастер, созданный на сцене с большой фантазией. На такую трактовку создателей вдохновили Хичкок и его фильм ужасов «Птицы».

Челябинский дирижер не разделяет тягу коллег к препарированию классики. Себя Евгений Волынский называет ортодоксом.

— Если делаешь оперу, не надо себя выпячивать, — считает он. — Некоторые режиссеры и музыканты берут основу, чтобы реализовать свои амбиции. Но, я считаю, если ты такой талантливый и умный, напиши свою оперу. А брать и калечить то, что сделали классики, принципиально подогнав под свою трактовку, не имеющую никакого отношения к авторской версии, для меня это бред. Музыка прежде всего.

Поэтому на сцене полное соответствие эпохе произведения. Бал так бал — с кринолинами и декольте, с артистами балета в золотых и серебряных костюмах. Зрители чуть не после каждой сложной арии кричали из зала: «Браво!», а на поклонах долго не отпускали артистов со сцены, приветствуя их стоя.

— Россия шиканула, утерла нос Москве. Есть у нас в провинции и таланты, и деньги на такие грандиозные постановки, — говорила зрительница в гардеробе.

— Сделано на чистом сливочном масле, — восторгался седовласый театрал.

Зрители были не разочарованы, а приятно удивлены спектаклем челябинцев. Ждут новых гастролей.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением