«По двенадцать выездов за ночь, я дважды ранен при вывозе бойцов»
Специальная военная операция серьезно изменила тактику и методы работы военных медиков. Использование роботов-эвакуаторов, электроносилок, квадроциклов в условиях распутицы и управление БПЛА как необходимый навык для определения наиболее безопасных путей вывоза раненых — всему этому им пришлось учиться уже в ходе СВО. А многие способы оказания медицинской помощи, вроде бы проверенные в ходе вооруженных конфликтов прошлого, вдруг оказались несостоятельными. Корреспонденты «Известий» провели несколько суток с военными врачами и наблюдали за их работой.
Турникеты вместо жгутов
— Сегодня мы провели занятия по оказанию первой помощи на поле боя, остановке массивных кровотечений, эвакуации из «красной зоны» с использованием эвакуационной стропы, — рассказывает инструктор по тактической медицине волонтерского центра «Архангел» с позывным Артист.
Такие занятия с прибывающими в зону СВО военнослужащими проводят сразу несколько волонтерских групп, а в частях для занятий по медицине выделяют опытных инструкторов. Всё больше военнослужащих понимают значение этих мероприятий. Они готовы покупать себе современные средства медицины, например, предпочитают турникеты для остановки кровотечения резиновым жгутам.
В войсках сейчас штатно выдают аптечки нового поколения, которые значительно превосходят предыдущие. Однако в условиях постоянных боев это расходники, и их необходимо постоянно пополнять. Здесь по-прежнему большую роль играют современные аптечки, которые собирают волонтеры.
Окопные реалии
На крупном складе в одном из районов Донецка уже в который раз собрались медики со всей линии боевого соприкосновения. Фонд «Великое Отечество» проводит раздачу лекарств по подразделениям.
В большом зале, как в супермаркете, расставлены ящики с медицинским имуществом, а у ворот стоят грузовики и машины. Каждое подразделение выбирает необходимое ей снаряжение. В разговорах военные врачи отмечают, что получают всё положенное обеспечение по нормам, но они не во всем соответствуют текущему моменту. Их рассчитывали исходя из потребностей молодого и здорового солдата или офицера, проживающего в казарме и лишь иногда выезжающего на учения. Реалии же окопной жизни требуют большего количества медикаментов.
— Спасибо всем нашим друзьям, всей большой России за возможность выбрать именно то, что нам нужно. Ситуация на переднем крае постоянно меняется, и нам важно оперативно пополнять свои запасы, — рассказывает военный врач с позывным Голубка.
Она поясняет, что антибиотиками их обеспечили полностью и есть запас. Но необходимо пополнение расходных материалов и специфические лекарства для возрастных военнослужащих.
— У меня в подразделении добровольцы всех возрастов со всей России, плюс ребята из ШТОРМа (штурмовой отряд разведки и маневра. — «Известия»), не все они в полном здоровье. Поэтому подбираем здесь препараты для гипертоников, например, ведь нагрузки очень серьезные. А ребята добровольно идут на такие нагрузки, выполняют свой долг! — поясняет Голубка.
Эвакуация под огнем
Собравшиеся медики говорят о том, что им постоянно необходим транспорт. Известна охота украинской артиллерии за медицинскими машинами, сейчас в ней участвуют и дроны-камикадзе.
Многие фельдшеры и водители неоднократно получали ранения при вывозе раненных.
— Иногда бывает и по двенадцать выездов за ночь, — рассказывает фельдшер батальона с позывным Добрыня. — Я получил при вывозе бойцов два ранения, один раз мы наехали на мину. А другой раз — уже будучи в «желтой зоне» — нас накрыли кассетными снарядами. И ничего, мы в строю, мы боремся, отдыхать никто не собирается, за нами победа, за нами правда и мир.
Автомобили лучше применять уже на определенном удалении от переднего края, особенно когда речь идет о микроавтобусах, объясняют опытные военные медики.
Ближе к зоне боев часто используются легковые универсалы или хетчбэки со снятыми передними сиденьями: такие автомобили гораздо ниже и менее заметны. Кроме того, не сразу понятно, что в них везут раненого.
— Сейчас нас сильно выручают квадроциклы, потому что везде грязь и техника разбивает дороги, — делится опытом начмед батальона Ева. — Такое средство передвижения на переднем крае удобно и позволяет быстро эвакуировать раненых. Но дальше будут холода, будем что-то изобретать.
Ева говорит, что они также используют электроносилки и тележки. Добрыня дополняет, что если для переноски на обычных носилках необходимы четверо бойцов на одного раненного, то с тележкой может справиться один или двое, а на электроносилках один военнослужащий может эвакуировать даже двоих.
По его словам, и электроносилки, и тележки можно прикрепить к квадроциклу. А легкие раненые могут передвигаться на самой машине.
Особые навыки
Медики с позывными Оптимист и Валькирия из саперного подразделения добровольческого корпуса также получают необходимые лекарства. У саперов свои сложности: их эвакуационные группы идут за инженерной разведкой и должны обладать особыми навыками.
— Медик, работающий на линии боевого соприкосновения, должен, например поднять БПЛА и посмотреть сверху пути эвакуации, выбрать и организовать на них «стоянки», — рассказывает Валькирия. — И конечно, нам надо знать и понимать принципы действия основных типов взрывных устройств, которые могут встретиться.
Она рассказывает, что одна из волонтерских организаций сейчас тестирует для ее подразделения одноколесную подставку под каркасные носилки.
Саперы попросили сделать специальный вариант «тачки» с одним колесом, чтобы не застревать в колее, — это позволит им пройти где угодно.
Робот-эвакуатор
Но самую впечатляющую новинку ждет Трамп, командир взвода эвакуации батальона «Югра». Он вместе с другими военнослужащими встречает груз от Ханты-Мансийского автономного округа.
В фуре, кроме автомобилей и посылок, красуется гусеничный беспилотный робот для эвакуации с переднего края.
Машина, так же как и остальные новинки, приобретена волонтерами, но изделие заводское, не из самодеятельных мастерских.
— Гусеничный робот небольшого размера поможет с передовой вытаскивать наших бойцов, — с гордостью показывает новинку Трамп. — Управление дистанционное — с пульта, а наблюдение ведется сверху, с квадрокоптера. Под обстрелами нам не дают вытаскивать раненых. На наши группы объявлена охота, а с помощью робота мы сможем спасать товарищей.
В сложившихся условиях сохранение здоровья солдат и их возвращение в строй — одна из важнейших задач, говорят медики. Враг всеми силами старается помешать эвакуации раненых и их лечению, в том числе нанося регулярные артиллерийские удары по больницам. Но военные медики и волонтеры находят новые способы вовремя помочь и сохранить жизнь бойцам.