Не тактильный вопрос: как происходит развитие цифровой моды в России
Цифровая мода, метавселенная и NFT — тренды, которые в последние годы набирают популярность. Благодаря технологическим возможностям дизайнеры могут создавать уникальные предметы роскоши в цифровом формате. Последние исследования в этой индустрии показывают значительное увеличение спроса на несуществующую одежду. «Известия» разобрались, что такое цифровая мода, как развивается данная отрасль и есть ли у нее будущее в России.
Одежда, которой нет
Цифровая мода относится к одежде и аксессуарам, которые существуют исключительно в виртуальном или цифровом пространстве. Подобную одежду можно носить и демонстрировать в социальных сетях, онлайн-играх, на платформах виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR). Аналитики бизнес-образования Fashion Factory School и онлайн-школы XYZ School пришли к выводу, что потенциальная емкость российского рынка цифровой моды составила 1,235 млрд рублей. Данные были получены благодаря опросу более 1300 отечественных фэшн-предпринимателей, экспертов и менеджеров индустрии.
— Цифровая мода — один из самых перспективных и быстро растущих трендов модного бизнеса. Эта сфера практически безгранична: это и ИИ, и дополненная реальность, и web 3, и блокчейн и многое другое. Самым популярным направлением является использование 3D-технологий для создания одежды, — рассказывает сооснователь и управляющий партнер Fashion Factory School Мария Челяденкова. — В первую очередь, это создание цифровых прототипов вещей перед производством, а также виртуальной одежды, которую можно «примерить» только в цифровом мире.
Преподаватель факультета дизайна и рекламы университета «Синергия» Анна Черокова добавляет, что цифровая мода — это своего рода новая возможность самовыражения в режиме онлайн. Дизайнеры могут использовать искусственный интеллект и передовое программное обеспечение для проектирования и создания новых материалов, лекал при разработке виртуальной одежды.
Цифровая мода обладает большим потенциалом как для потребителя, так и для брендов, бросая вызов представлениям о модном потреблении. Поскольку устойчивое развитие становится серьезной проблемой, подобное направление дает возможность заглянуть в экологичное и инновационное будущее индустрии одежды.
Выгода цифровой моды
Цифровая разновидность модной индустрии меняет способы потребления и торговли одеждой, предоставляя дизайнерам возможность генерировать новые потоки доходов, оптимизировать экологичность, экспериментировать с дизайном и устранять географические барьеры. В течение 2023 года инструменты цифровой моды протестировали 38% российских брендов. Наиболее популярным направлением индустрии стало использование 3D-технологий для создания одежды. С начала 2023 года модные бренды инвестировали в цифровую моду порядка 144,9 млн рублей.
— Цифровые модные бренды могут получать доход, продавая продукты, изображенные на фотографии человека, или предоставляя варианты примерки AR для стимулирования продаж физических продуктов. Кроме того, они позволяют расширить аудиторию и привлечь потребителей, активно участвующих в цифровой среде, — рассказывает эксперт в создании высокотехнологичных решений Елена Петрова. — Наконец, цифровая мода дает возможность экспериментировать с дизайном и материалами без физического производства.
По наблюдению Анны Чероковой, ключевым фактором, способствующим растущей популярности цифровой моды, является сокращение вредного воздействия на окружающую среду. Бренд может создавать одежду в виртуальном мире, выбирать то, что будет востребовано на рынке и только потом выпустить, воссоздать коллекции в реальном мире.
— Согласно политике большинства мировых брендов, для поддержания марки и престижа предприятия просто уничтожают свои нераспроданные коллекции, тем самым нанося ущерб природе, — уточняет эксперт.
Потребители цифровой реальности
Цифровая мода представлена в метавселенной как фотореалистичная одежда или одежда, созданная с игровой графикой для виртуальных аватаров. Генеральный директор компании Pro Control Станислав Сидоров считает, что одним из главных потребителей виртуальной моды является игровая индустрия. Разработчики используют цифровую моду в создании интерактивных 3D-игр и приложений. Таким образом, игровая индустрия извлекает выгоду из растущего интереса к моде, сотрудничая с дизайнерами и знаменитостями для разработки эксклюзивных виртуальных нарядов.
— Цифровая одежда создается для широкого круга людей. Она может заинтересовать модных энтузиастов, цифровых художников, геймеров и блогеров. Например, нидерландский бренд The Fabricant известен своими высокоэстетическими цифровыми моделями, которые становятся объектами желания виртуальной аудитории, — считает Елена Петрова.
Эксперт подчеркивает особую роль дизайнера на индустрию. Цифровой дизайнер может использовать программы для создания трехмерных моделей одежды, применять различные текстуры, цвета и детали, чтобы добиться желаемого визуального эффекта. Они могут также работать с виртуальными средами и платформами, чтобы создавать интерактивные показы мод и визуализации.
Цифровая мода и цифровые маркетплейсы представляют собой новую эпоху в индустрии моды. Они открывают новые возможности для брендов, дизайнеров и потребителей.
Цифровой маркетплейс и NFT
Цифровые маркетплейсы являются платформами, где можно продавать и покупать виртуальные предметы. Одним из популярных цифровых маркетплейсов считается Foundation, который специализируется на продаже цифрового вида искусства. В России есть аналогичные платформы — такие как DADA.art и Rarible, рассказала Елена Петрова.
— Чтобы попасть на цифровой маркетплейс, российскому дизайнеру необходимо зарегистрироваться на выбранной платформе и предоставить свои цифровые модели для продажи. Например, дизайнер может создать уникальную коллекцию виртуальных нарядов и выставить ее на платформе Foundation или другом цифровом маркетплейсе, — отмечает эксперт.
Популярность цифровой одежды поддерживается появлением NFT (невзаимозаменяемых токенов). Модельеры и бренды могут создавать свои наряды и превращать их в NFT для продажи и обмена на торговых площадках, основанных на блокчейне. Предметы NFT имеют более высокою и долгосрочную ценность, чем традиционная одежда, поскольку дизайнеры могут получать комиссию каждый раз, когда созданный ими предмет продается на рынке.
В связи с этим вице-президент компании «Корус» Кирилл Лубнин отмечает широкий спектр возможностей монетизации цифровой моды. Развитие метавселенных (Майнкрафт, Роблокс и т.д.) приводит к тому, что появляются виртуальные «валюты». Как и в реальном мире, это могут быть не только деньги, но и произведения искусства, артефакты, одежда. Например, предметы одежды становятся такой же ценностью, которую можно продавать, покупать, менять и т.д.
NFT демократизируют индустрию моды, устраняя необходимость в традиционных посредниках, таких как дома моды или розничные магазины, для продажи продукта. Независимые дизайнеры могут легко загружать свои творения в блокчейн и продавать проекты напрямую потребителям в виде NFT.
Будущее «цифры» не за горами
От дизайна до производства ИИ используется для автоматизации широкого спектра процессов. По общему мнению экспертов, цифровая мода может стать значительным сегментом модной индустрии в будущем, особенно в контексте метавселенной.
Данные исследования Fashion Factory School и XYZ School свидетельствуют о том, что 52% опрошенных оптимизировали свой производственный процесс благодаря инструментам цифровой моды. Помимо этого, часть респондентов отметила другую положительную сторону — привлечение новой и удержание постоянной аудитории в социальных сетях. 15% и 12% предпринимателей оптимизировали рекламу и маркетинг и получили публикации в медиа и у блогеров. Таким образом, каждый 10-й бренд привлек внимание лидеров индустрии и начал с ними работу.
— Цифровая мода отражает изменяющиеся предпочтения потребителей и использование новейших технологий. Виртуальные модели, виртуальные показы мод, а также создание цифровых коллекций становятся всё более популярными, — комментирует Елена Петрова. — Виртуальная одежда может стать решением проблемы элитарности индустрии моды и обеспечит широкий доступ к дизайнерским брендам.
Некоторые эксперты также отмечают обратную сторону цифровизации моды. Согласно опросу бизнес-платформы Statista, 75% потребителей считают, что цифровая мода никогда не сможет заменить физическую одежду. Как подход к экомоде, виртуальная одежда сомнительна, поскольку она не затрагивает психологию чрезмерного потребления, главного катализатора быстрой моды.
По словам Елены Петровой, цифровая мода всё еще находится в стадии развития, и многие вопросы, такие как авторские права и устойчивость, нуждаются в дальнейшем исследовании и обсуждении. Несмотря на это, цифровая мода предлагает уникальные возможности и перспективы для индустрии, и ее роль в будущем, несомненно, будет продолжать расти.