Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
РФ и Белоруссия начали подготовку к учениям с нестратегическим ядерным оружием
Мир
Сбежавшего из Польши в Белоруссию судью Шмидта лишили иммунитета
Мир
Экс-глава МИД Австрии поздравила россиян с Днем Победы
Мир
Дипломаты РФ зажгли на здании в Нью-Йорке число 79 в честь годовщины Дня Победы
Общество
Танк Т-70 времен ВОВ прошел своим ходом по центру Мелитополя в День Победы
Мир
Сотрудники посольства России в Латвии возложили цветы к мемориалам ВОВ в Риге
Мир
Король и наследный принц Саудовской Аравии поздравили Путина с Днем Победы
Политика
Песков назвал необходимым для РФ отстаивать правду о Второй мировой войне
Политика
Путин проводит переговоры в узком составе с президентом Кубы в Кремле
Мир
Посол Израиля в РФ заявила, что ее страна никогда не откажется праздновать 9 Мая
Общество
В ДНР и ЛНР провели автопробег в честь Дня Победы
Армия
Путин назвал взятие Бердычей сложным и подчеркнул героизм солдат
Мир
Президент Кубы осудил попытки приближения НАТО к границам России
Мир
В Кишиневе тысячи человек приняли участие в марше Победы
Мир
В Турции опровергли данные о смягчении мер по товарообороту с Израилем
Мир
Путин и Пашинян согласовали вывод пограничников РФ из ряда областей Армении
Политика
Путин заявил об отсутствии сомнений в победе России

Летать как пицца: Москва хочет начать тестировать доставку дронами в 2024 году

Каковы шансы на открытие неба над столицей для инноваторов
0
Фото: Getty Images/Tasia Wells/Contributor
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московские власти рассчитывают запустить тестирование полетов дронов для доставки еды и посылок уже в 2024 году. Тестовые полеты будут проходить на территории Зеленограда. Центр управления городской аэромобильностью уже подготовил шесть регламентов работы таких сервисов. Речь идет о доставке продуктов, готовой еды, почты, мониторинге вышек связи и, возможно, строек. Эксперты же пока не видят перспектив открытия неба над Москвой в современных условиях.

Это уже Москва

Московские власти рассчитывают запустить тестирование полетов дронов для доставки еды и посылок уже в 2024 году. Об этом на сессии Российской недели государственно-частного партнерства (ГЧП) заявил замгендиректора «Центра управления городской аэромобильностью» (ЦУГАМ) Андрей Аникин.

Одна из задач ЦУГАМ по поручению правительства Москвы — организация пилотной зоны для городской аэромобильности, отметил он.

— Мы начали создавать эту зону, разворачивать экспериментальную инфраструктуру, чтобы начать тестировать социальные и коммерческие сервисы с привлечением заказчиков. На текущий момент у нас есть временный диспетчерский центр, мы разворачиваем четыре взлетно-посадочных площадки, — рассказал Андрей Аникин.

Эти площадки будут предназначены для полетов беспилотных авиасистем (БАС) взлетной массой менее 30 кг, уточнил спикер. На втором этапе реализации проекта планируется тестировать дроны и более тяжелого класса, следует из презентации ЦУГАМ, продемонстрированной на сессии форума.

Согласно ей, полетная зона в Зеленограде расположится на территории площадью 1,6 тыс. га, численность населения в ней составляет 186 тыс. Высота полетов будет ограничена 150 м. При этом выбранная площадка находится вблизи крупнейшего российского аэропорта Шереметьево — расстояние от границ зоны до авиаузла составляет 12 км. От МКАД ближайшая граница зоны удалена на 17 км, от ЦКАД — на 5 км, следует из презентации. Предполагается, что в небе над указанной территории будут летать различные модели дронов — UVL Robotics, Glory Air, «Геоскан», Fixar и других компаний.

Помимо оснащения самих взлетных площадок в зоне уже установили две наземные станции АЗН-В (станция радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, используются в традиционной авиации) и систему мониторинга спутниковых навигационных сигналов. Навигация дронов в Зеленограде будет осуществляться по спутниковым сигналам, добавил Андрей Аникин.

На следующей неделе ЦУГАМ завершит технологический конкурс и выберет победителя на поставку комплекса средств автоматизации городской аэромобильности, рассказал представитель компании. Речь идет о средствах планирования, использования воздушного пространства, организации полетов и разрешения возможных конфликтов, которые могут возникнуть в воздухе с пилотируемыми судами. В конкурсе участвуют три компании.

«Известия» направили запрос в ЦУГАМ, департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы и в пресс-службу Минтранса РФ.

Справка «Известий»

ЦУГАМ был создан в 2022 году. Учредитель — фонд «Московский инновационный кластер», который, в свою очередь, организован департаментом предпринимательства и инновационного развития столицы.

Что будут возить

ЦУГАМ заключил восемь соглашений с заказчиками и разработал шесть регламентов по оказанию сервисов с ключевыми из них, рассказал Андрей Аникин.

— Это «ВкусВилл», X5 Group, «Почта России», «Додо Пицца», МТС и Capital Group. Составлены регламенты, мы провели моделирование сервисов — как оказываются эти услуги. И в принципе находимся на заключительном этапе создания экспериментальной инфраструктуры, которая позволила бы начать полноценное тестирование сервисов в Москве, — сообщил он.

С ритейлерами будет отрабатываться доставка дронами продуктов питания, с «Почтой России» — посылок, с «Додо Пиццей» — готовой еды, с МТС — мониторинг состояния вышек связи, с CG Capital — оценка выполнения строительных работ, говорится в презентации.

При этом участие некоторых компаний в проекте было анонсировано преждевременно. Так, в пресс-службе Capital Group «Известиям» не подтвердили наличие подписанных договоренностей с ЦУГАМ. Представитель «ВкусВилл» тоже отметила, что компания участвовала в обсуждениях полетов дронов, но пока не заключала соглашений. В других упомянутых компаниях не ответили на запросы «Известий».

При этом для организации полетов ЦУГАМ может отказаться от использования экспериментального правового режима (ЭПР), так как установить его не получается «по объективным причинам», сообщил Андрей Аникин.

— Возможно, мы пойдем другими путями, без установки ЭПР. В рамках изменения федеральных правил использования воздушного пространства с марта 2024 года появляется возможность устанавливать определенные зоны для полетов в черте города, — напомнил спикер.

«Известия» направили запросы во все компании — заказчики сервисов.

Шансы на открытие неба

Ранее московские власти уже пытались организовать тестовые полеты аэротакси в черте города — в инновационном центре «Сколково». Но осенью прошлого года стало известно, что власти не согласовали полеты. Против выступили Минтранс и ФСО, писали РБК. По мнению ведомств, открытие такой зоны вблизи авиаузлов (территория над «Сколково» входит в воздушное пространство аэропорта Внуково) опасно тем, что полеты беспилотников под взлетающими или заходящими на посадку самолетами представляют угрозу безопасности.

Опрошенные «Известиями» эксперты сомневаются, что полетную зону в Зеленограде удастся согласовать, ведь она находится вблизи аэропорта Шереметьево.

— Опыт «Сколково» показал, что там, где проходят глиссады (траектория захода самолета на посадку. — «Известия»), таких разрешений выдавать не будут. Ситуация с московским небом сейчас довольно напряженная. Думаю, что приоритет продолжат отдавать безопасности, нежели экспериментальным режимам по доставке еды, — считает гендиректор «Русдронопорта» Николай Ряшин.

По его мнению, доставка еды дронами сегодня в целом больше относится к развлечениям, реальной возможности или потребности бизнеса заработать на этом пока нет.

Вряд ли Москва получит разрешение на полеты дронов в черте города до окончания СВО, считает и гендиректор «Курсира» (участник рынка НТИ «Аэронет») Виталий Муниров. Выдача разрешения на полеты будет зависеть прежде всего от внешнеполитической обстановки: пока есть угроза атак вражескими беспилотниками, небо будет закрыто, полагает эксперт. Москва, как и другие 64 региона РФ, ввела запрет на запуск дронов еще в мае этого года.

Впрочем, гендиректор компании-эксплуатанта БАС «Флай Дрон» Никита Данилов считает, что при наличии экономической целесообразности проект вполне может быть реализован. Зона в Зеленограде при условии ее неукоснительного соблюдения и обеспечения техсредствами в целом не хуже других зон, предлагавшихся для организации полетов в столичном регионе. При этом к марту 2024 года может в лучшую сторону измениться и общая обстановка в стране, полагает эксперт.

Прямой эфир