Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На работу не вышли 13 тыс. сотрудников трех крупнейших автомобильных компаний: Ford, GM и Stellantis. При этом в отраслевой профсоюз UAW входит более 146 тыс. американских рабочих, и, если менеджмент «Большой тройки» не сумеет удовлетворить их требования по повышению заработной платы, количество бастующих может увеличиться в несколько раз. Как отреагировала на эти события предвыборная Америка и какими могут быть их последствия, рассказывают «Известия».

У них на фабрике стачка

Решение о начале забастовки сотрудников трех предприятий стало своего рода демонстрацией возможностей на фоне безрезультатных переговоров с руководством автогигантов. Американские медиа уже называют происходящее историческим событием. В этом определении есть доля истины. «Сегодня впервые в нашей истории мы нанесем удар сразу по трем членам «большой тройки», — заявил лидер UAW (United Auto Workers) Шон Фейн в ходе своего видеообращения.

Основное требование — поэтапный рост заработной платы на 36%. Помимо этого забастовщики требуют отменить разделение на уровни, исходя из которых она начисляется, а также восстановить перечень льгот, указанных в предыдущих трудовых контрактах. К ним относятся льготное медицинское обслуживание для пенсионеров и компенсации для понесших убытки от закрытия заводов. Начиная с 2010 года Ford и особенно GM и Stellantis (из американских брендов в него входят Chrysler, Jeep, Dodge, RAM и другие) ликвидировали целый ряд производств, причем не только в США, но и в Канаде и Европе. Сокращения продолжаются. Например, в феврале 2023-го был закрыт завод в Белвидире (штат Иллинойс). Большинство из 1350 его рабочих были уволены.

завод GM
Фото: Global Look Press/Jeremy Hogan

Принятые меры оптимизации позволили не только избежать банкротств (а ситуация в 2013–2014 годах была к этому очень близкая), но и к началу 2020-х выйти на стабильные показатели прибыли. Как указывают в UAW, вместе с этим на 40% выросли доходы топ-менеджмента. Кроме того, почти $66 млрд было выплачено в виде дивидендов по акциям или обратного выкупа акций у акционеров. Также профсоюз указывает на исторические для отрасли налоговые льготы, подразумеваемые в соответствии с правительственной программой «зеленого перехода» на электромобили. Более того, сама экологическая повестка, предполагающая в будущем отказ от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, также вызывает у UAW резкое неприятие.

Следует отметить, что в части разницы доходов позиции UAW кажутся непробиваемыми. Генеральный директор GM Мэри Барра в 2022 году получила почти $29 млн, причем за последние четыре года ее доход вырос на 34%. Глава Ford Джеймс Фарли — почти $21 млн, гендир Stellantis Карлос Таварес — €23,46 млн. Это приблизительно в 342 раза больше среднегодового дохода работника компании «большой тройки». Для сравнения, в компаниях, входящих в индекс S&P 500, это соотношение равно 186:1. Как выразился Фейн, бастующие не собираются ломать экономику, но хотят «разрушить экономику миллиардеров».

В ходе переговоров профсоюзы отступили к 36-процентному повышению, однако менеджмент Ford и GM заявил о готовности поднять зарплату не более чем на 20%, а в случае со Stellantis и вовсе на 17,5%.

Как пишет The Wall Street Journal, забастовки рабочих «большой тройки» вкупе с протестами Гильдии киноактеров и Федерации артистов телевидения и радио США привели более чем к 4 млн пропущенных рабочих дней, что является крупнейшим показателем за месяц в XXI веке. Впрочем, если конфликтующие стороны не смогут в ближайшем будущем прийти ко взаимовыгодному соглашению, то этот антирекорд будет очень скоро побит. По крайней мере в UAW заявили, что в этом случае масштабы их забастовок будут расширяться и достигнут «невиданного доселе уровня».

протестующие
Фото: AP Photo/Paul Sancya)

К слову, профсоюз работников автомобильной отрасли — один из самых многочисленных в США. Он располагает специальным забастовочным фондом в $825 млн, который сможет покрыть три месяца забастовки всех своих членов. При этом, по оценкам экспертов, остановка производства означает еженедельную недопоставку 24 тыс. автомобилей в неделю и финансовые потери более $5 млрд в течение 10 дней.

Те же фигуры на баррикадах

Разумеется, мимо столь крупного события не могли пройти и политики. Белый дом высказался в пользу профсоюзов. Джо Байден заявил, что ожидает от «большой тройки» больших уступок. «Компании сделали несколько значительных предложений, но я считаю, что следует пойти дальше — обеспечить рекордную корпоративную прибыль, означающую рекордные контракты», — сказал президент США. Он добавил, что работники заслуживают «справедливой доли преимуществ, которые они помогают создавать для предприятия».

Большинство американских медиа, связанных с Демпартией, находят эту реакцию неожиданной. Однако в условиях падающих рейтингов «самый пропрофсоюзный президент в истории» с «самой социально ориентированной политикой», как пытались представить Байдена со дня инаугурации, ситуативно пытается разыграть карту «народного президента». Профсоюзы в США по-прежнему остаются серьезной политической силой, на протяжении десятилетий союзной демократам, но отступившей от этого правила в 2016 году. Поэтому усилия команды президента по привлечению электората имеют конъюнктурный характер, и эксперты сомневаются в эффективности их результата.

Синие воротнички не доверяют ни Байдену, ни его партии, утверждает главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев.

— Несмотря на все заявления демократов, реальная заработная плата рабочих в США так и не выросла. Точно так же пошли прахом все разговоры о создании новых рабочих мест, поэтому общий фон дискуссий сосредоточен на фигуре Джо Байдена, на критике его решений, игнорирующих американский рабочий класс. Прошлогодняя забастовка железнодорожников в этом смысле была весьма показательной. Байден при поддержке сената заблокировал ее проведение. Элитарность демократов раздражает эту часть электората, — подытожил эксперт.

Белый дом находится в неудобном положении из-за сложности сочетать «зеленую стратегию» и поддержку рабочего класса, отмечает руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева.

Президент США Джо Байден

Президент США Джо Байден

Фото: REUTERS/Kevin Lamarque

— Байден стремится убедить электорат в возможности одновременного «зеленого перехода» без сокращения рабочих мест. Он одновременно заявляет о подъеме американской промышленности и продвигает экологическую повестку. Автомобильная отрасль страдает от этого противоречия более остальных. Байден, заявлявший о намерениях восстанавливать американскую экономику, вступает в предвыборную кампанию на фоне забастовок, и это очень плохой знак для него и его команды, — считает собеседник.

На другой стороне баррикад — Торговая палата США, крупная лоббистская структура, представляющая интересы малого и среднего бизнеса, зачастую особенно сильно зависящего от стабильности больших корпораций. В опубликованном заявлении организация обвинила администрацию в недостатке контроля над ситуацией и предостерегла UAW от забастовки, которая, по мнению Торговой палаты, угрожает будущему всей автомобильной отрасли в США.

«На этих переговорах многое поставлено на карту. Во многом они определят будущее автомобильной промышленности, а не только будущую зарплату и условия труда 150 тыс. членов UAW. Рост рынка электромобилей, тысячи малых предприятий США, которые снабжают заводы «Детройтской тройки», и дальнейшая конкурентоспособность нашей страны на мировой арене зависят от того, завершатся ли эти переговоры сделкой, но они ни в коем случае не должны завершаться забастовкой», — говорится в заявлении.

Почти о том же самом говорит и Дональд Трамп. За день до начала забастовки 45-й президент США обрушился на руководство профсоюза и лично на Шона Фейна, предупредив, что в таких обстоятельствах «через три года профсоюза не будет». При этом он не забыл и Байдена, написав, что «зеленый переход» станет для автомобильной промышленности страны катастрофой, которая уничтожит ее вместе с UAW. Остановка же предприятий, вызванная забастовкой, будет на руку Китаю и выгодна его позициям на рынке электромобилей.

С другой стороны, Трамп не намерен отказываться от множества своих сторонников из числа бастующих. Поэтому 27 сентября, вместо того чтобы присутствовать на дебатах Республиканской партии, он лично приедет к бастующим в Мичигане. Для экс-президента США правильность поведения в ситуации с забастовкой является чрезвычайно важной с точки зрения предвыборной кампании, отмечает Виктория Журавлева.

— С одной стороны, его базовый электорат — рабочий класс, с другой — он сам является представителем «класса миллиардеров». В этом был парадокс его успеха в 2016 году. При этом он никогда не воздействовал на этот сегмент своего электората через профсоюзы, только напрямую. Кроме того, речь идет о штатах «ржавого пояса» (Пенсильвания, Мичиган, Огайо, Иллинойс и Индиана. — Ред.), голосовавших в 2016-м за Трампа и чья поддержка в 2024-м ему особенно важна, — заключила эксперт.

Читайте также
Прямой эфир