Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Умерла актриса Анастасия Заворотнюк
Мир
Два представителя Красного Полумесяца погибли при ударе ЦАХАЛ по Рафаху
Общество
Пожар на складе на востоке Москвы потушили
Политика
Путин назначил Елену Ямпольскую председателем набсовета фонда «Русский мир»
Мир
Лавров заявил о приоритетном партнерстве России и Китая
Общество
В Туве бывшего замминистра строительства обвинили в получении крупной взятки
Мир
Си Цзиньпин объявил о проведении китайско-арабского саммита в 2026 году
Армия
Экипажи «Аллигаторов» ВКС РФ сорвали ротацию ВСУ в зоне группировки «Север»
Мир
Лавров оценил идею о конференции по украинскому конфликту с участием Москвы и Киева
Мир
Гитару Леннона из фильма «На помощь!» продали на аукционе за $2,85 млн
Общество
Певцу Шарлоту продлили арест до 24 июля
Происшествия
ФСБ предотвратила серию терактов на объектах ж/д в Крыму
Политика
В МИД РФ заявили о продолжении подготовки визитов Путина в КНДР и Вьетнам
Экономика
В России 77% компаний малого и среднего бизнеса стали больше платить сотрудникам
Мир
Израиль сообщил о взятии под контроль границы сектора Газа и Египта
Общество
Губернатор ХМАО Комарова заявила об уходе с поста
Авто
В России выпуск легковых авто в апреле вырос в 2,3 раза
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Общественники-автомобилисты обратились в правительство с предложением разработать специальный техрегламент для ретроавтомобилей, упростить правила их регистрации, а также предоставить льготы по транспортному налогу и ОСАГО. Коллекционеры и эксперты неоднозначно оценивают эти инициативы. Подробности — в материале «Известий».

Правила для «старичков»

Национальный автомобильный союз (НАС) обратился к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой установить в специальном техническом регламенте более мягкие требования к автомобилям старше 30 лет (копия документа имеется в распоряжении «Известий»).

В письме за подписью вице-президента НАС Антона Шапарина отмечается, что действующий техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» распространяется только на автомобили не старше 30 лет. При этом в России зарегистрировано более 2,6 млн машин, выпущенных до 1993 года. Фактически они находятся вне правового поля, подчеркивает вице-президент НАС. Единственный документ, в котором указаны требования к таким автомобилям, является «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Ряд пунктов этого документа требует соответствия автомобиля его исходной конструкции.

Водитель в ретроавтомобиле
Фото: Global Look Press/Mosfilm

«Зачастую на такие автомобили просто не сохранилось документации об их конструкции. Единственный потенциальный способ оценки конструкции таких транспортных средств — экспертные заключения ФГУП «НАМИ», однако их невозможно оперативно получить инспектору ДПС или сотрудникам пункта технического осмотра», — говорится в письме НАС.

Всё по ГОСТу

С 2020 года в России действует ГОСТ «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки», напоминает председатель комитета классических автомобилей Российской автомобильной федерации (РАФ) Андрей Паньковский. В нем четко указаны требования к олдтаймерам и критерии, по которым автомобиль может считаться классическим или раритетным, отмечает он.

— Есть лаборатории, аккредитованные РАФ, эксперты которых оценивают состояние автомобиля и выдают заключение, о том, является ли данная машина классической. На основании этого заключения она попадает в реестр раритетных транспортных средств и получает особую отметку в электронном ПТС, — рассказал Паньковский «Известиям».

Ретроавтомобиль на Воробьевых горах
Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Этот ГОСТ является добровольным, а специальный технический регламент, на разработке которого настаивает НАС, будет обязательным документом, отмечает Антон Шапарин. Его появление позволит устранить пробел в законодательстве в отношении олдтаймеров, уверен он.

— В ГОСТе прежде всего прописаны механизмы и правила признании того или иного автомобиля раритетом. Техрегламент предполагает введение четких и, что самое главное, максимально льготных технических требований к таким машинам, — пояснил президент НАС.

Страховка и налоги

Многие транспортные средства старше 30 лет являются объектами коллекционирования и выезжают на дороги общего пользования лишь время от времени, например, для участия в ретропарадах, специализированных выставках и автопробегах, отмечает в письме Антон Шапарин. При этом ретромашины должны иметь полис ОСАГО, а их владельцы обязаны платить транспортный налог на общих основаниях. Поэтому в НАС считают нужным также упростить порядок их регистрации в ГИБДД, предоставить их владельцам льготы по уплате транспортного налога и оформлении полиса ОСАГО, а также предусмотреть для таких транспортных средств специальные регистрационные знаки.

Автомобиль-участник ралли классических автомобилей
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

— Вопрос, касающийся ОСАГО, до недавнего времени действительно стоял достаточно остро для владельцев раритетных и классических автомобилей. Но сейчас Госдума приняла закон, позволяющий приобретать эту страховку на срок от одного дня, — отметил Андрей Паньковский.

Ситуация с транспортным налогом сложнее, признает председатель комитета классических автомобилей (РАФ). Он считает наиболее правильной и справедливой для всех автовладельцев схему, при которой транспортный налог в виде акциза включен в стоимость горючего. В этом случае собственник автомобиля платит его, только когда заправляется.

Легковой автомобиль «Победа» ГАЗ М-20Б принимает участие в ралли старинных автомобилей
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Андрей Паньковский поддерживает инициативу НАС о присвоении раритетным моделям специальных госномеров. Это позволит их владельцам избежать необоснованных штрафов, считает он.

— С недавних пор камеры штрафуют водителей, не пристегнутых ремнем безопасности. Но на некоторых раритетных моделях машин ремни просто не предусмотрены конструкцией. А их установка нарушит аутентичность автомобиля, —заявил Паньковский.

Всего не учесть

Во ФГУП «НАМИ» не видят необходимости в создании специального технического регламента. Существующего в настоящий момент национального стандарта достаточно для решения вопросов, связанных с раритетными машинами, считают там.

— Отдельного технического регламента не требуется в связи с тем, что ретроавтомобили выпускались в разные периоды времени и в соответствии с техническими требованиями тех времен, когда они выпускались. Таким образом, установить единые требования безопасности не представляется возможным, — заявил «Известиям» заместителя генерального директора по техническому регулированию ФГУП «НАМИ» Сергей Аникеев.

Советские автомобильные номера
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Обобщить в одном документе требования к автомобилям, которые были произведены в разное время, нереально, согласен с ним член Общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто.

— Не получится загнать в одни рамки требования к машинам 1937, 1953, 1970 и 1990 годов: они очень сильно отличаются друг от друга. На моей памяти было несколько попыток разбить технические требования к ретроавтомобилям по десятилетиям, однако все они так и не увенчались успехом, — отметил он.

Автомобиль как объект культуры

В последнее время наблюдается заметный рост интереса россиян к ретроавтомобилям. Увеличивается количество проводимых выставок и встреч владельцев такой техники, а сами мероприятия с участим олдтаймеров привлекают всё больше участников и посетителей, отмечает Антон Шапарин.

«Проведение подобных мероприятий является маркером развития общей культуры российского общества. В этой связи создание особых условий для сохранения раритетных транспортных средств представляется важным элементом государственной культурной политики», — говорится в письме, адресованном главе правительства.

На выставке старинных автомобилей
Фото: ТАСС/Сергей Карпухин

Похожей позиции придерживается главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков. По его мнению, аутентичный раритетный автомобиль является объектом культурно-технического наследия, и задача государства — обеспечить его сохранность для будущих поколений.

— Я, как владелец ретроавтомобиля, наверное, поддержу предложение о введении упрощенных технических требований к такой технике, льгот для их по страхованию и транспортном налогу. Другое дело, что наряду с действительно раритетными моделями этими льготами будут пользоваться и те, кто использует старые машины, находящиеся зачастую в удручающем техническом состоянии, ежедневно. Разграничить владельцев классических машин от владельцев обычных старых моделей будет достаточно сложно, — считает он.

Мужчина на открытии нового сезона клуба владельцев ретроавтомобилей
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

Известный коллекционер старинных автомобилей, профессиональный реставратор Вячеслав Лен скептически относится к инициативам НАС.

— Я уже не один десяток лет слышу призывы к упорядочиванию и систематизации вопросов, связанных с ретроавтомобилями. Однако проще от этого владельцам таких машин не становится. К сожалению, в отношении раритетных моделей у нас действует принцип «что не разрешено, то запрещено». Пока он не изменится на противоположный, владельцы старинных моделей продолжат сталкиваться с трудностями и препонами, — заявил он «Известиям».

Прямой эфир