Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Общественники-автомобилисты обратились в правительство с предложением разработать специальный техрегламент для ретроавтомобилей, упростить правила их регистрации, а также предоставить льготы по транспортному налогу и ОСАГО. Коллекционеры и эксперты неоднозначно оценивают эти инициативы. Подробности — в материале «Известий».

Правила для «старичков»

Национальный автомобильный союз (НАС) обратился к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой установить в специальном техническом регламенте более мягкие требования к автомобилям старше 30 лет (копия документа имеется в распоряжении «Известий»).

В письме за подписью вице-президента НАС Антона Шапарина отмечается, что действующий техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» распространяется только на автомобили не старше 30 лет. При этом в России зарегистрировано более 2,6 млн машин, выпущенных до 1993 года. Фактически они находятся вне правового поля, подчеркивает вице-президент НАС. Единственный документ, в котором указаны требования к таким автомобилям, является «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Ряд пунктов этого документа требует соответствия автомобиля его исходной конструкции.

Водитель в ретроавтомобиле
Фото: Global Look Press/Mosfilm

«Зачастую на такие автомобили просто не сохранилось документации об их конструкции. Единственный потенциальный способ оценки конструкции таких транспортных средств — экспертные заключения ФГУП «НАМИ», однако их невозможно оперативно получить инспектору ДПС или сотрудникам пункта технического осмотра», — говорится в письме НАС.

Всё по ГОСТу

С 2020 года в России действует ГОСТ «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки», напоминает председатель комитета классических автомобилей Российской автомобильной федерации (РАФ) Андрей Паньковский. В нем четко указаны требования к олдтаймерам и критерии, по которым автомобиль может считаться классическим или раритетным, отмечает он.

— Есть лаборатории, аккредитованные РАФ, эксперты которых оценивают состояние автомобиля и выдают заключение, о том, является ли данная машина классической. На основании этого заключения она попадает в реестр раритетных транспортных средств и получает особую отметку в электронном ПТС, — рассказал Паньковский «Известиям».

Ретроавтомобиль на Воробьевых горах
Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Этот ГОСТ является добровольным, а специальный технический регламент, на разработке которого настаивает НАС, будет обязательным документом, отмечает Антон Шапарин. Его появление позволит устранить пробел в законодательстве в отношении олдтаймеров, уверен он.

— В ГОСТе прежде всего прописаны механизмы и правила признании того или иного автомобиля раритетом. Техрегламент предполагает введение четких и, что самое главное, максимально льготных технических требований к таким машинам, — пояснил президент НАС.

Страховка и налоги

Многие транспортные средства старше 30 лет являются объектами коллекционирования и выезжают на дороги общего пользования лишь время от времени, например, для участия в ретропарадах, специализированных выставках и автопробегах, отмечает в письме Антон Шапарин. При этом ретромашины должны иметь полис ОСАГО, а их владельцы обязаны платить транспортный налог на общих основаниях. Поэтому в НАС считают нужным также упростить порядок их регистрации в ГИБДД, предоставить их владельцам льготы по уплате транспортного налога и оформлении полиса ОСАГО, а также предусмотреть для таких транспортных средств специальные регистрационные знаки.

Автомобиль-участник ралли классических автомобилей
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

— Вопрос, касающийся ОСАГО, до недавнего времени действительно стоял достаточно остро для владельцев раритетных и классических автомобилей. Но сейчас Госдума приняла закон, позволяющий приобретать эту страховку на срок от одного дня, — отметил Андрей Паньковский.

Ситуация с транспортным налогом сложнее, признает председатель комитета классических автомобилей (РАФ). Он считает наиболее правильной и справедливой для всех автовладельцев схему, при которой транспортный налог в виде акциза включен в стоимость горючего. В этом случае собственник автомобиля платит его, только когда заправляется.

Легковой автомобиль «Победа» ГАЗ М-20Б принимает участие в ралли старинных автомобилей
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Андрей Паньковский поддерживает инициативу НАС о присвоении раритетным моделям специальных госномеров. Это позволит их владельцам избежать необоснованных штрафов, считает он.

— С недавних пор камеры штрафуют водителей, не пристегнутых ремнем безопасности. Но на некоторых раритетных моделях машин ремни просто не предусмотрены конструкцией. А их установка нарушит аутентичность автомобиля, —заявил Паньковский.

Всего не учесть

Во ФГУП «НАМИ» не видят необходимости в создании специального технического регламента. Существующего в настоящий момент национального стандарта достаточно для решения вопросов, связанных с раритетными машинами, считают там.

— Отдельного технического регламента не требуется в связи с тем, что ретроавтомобили выпускались в разные периоды времени и в соответствии с техническими требованиями тех времен, когда они выпускались. Таким образом, установить единые требования безопасности не представляется возможным, — заявил «Известиям» заместителя генерального директора по техническому регулированию ФГУП «НАМИ» Сергей Аникеев.

Советские автомобильные номера
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Обобщить в одном документе требования к автомобилям, которые были произведены в разное время, нереально, согласен с ним член Общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто.

— Не получится загнать в одни рамки требования к машинам 1937, 1953, 1970 и 1990 годов: они очень сильно отличаются друг от друга. На моей памяти было несколько попыток разбить технические требования к ретроавтомобилям по десятилетиям, однако все они так и не увенчались успехом, — отметил он.

Автомобиль как объект культуры

В последнее время наблюдается заметный рост интереса россиян к ретроавтомобилям. Увеличивается количество проводимых выставок и встреч владельцев такой техники, а сами мероприятия с участим олдтаймеров привлекают всё больше участников и посетителей, отмечает Антон Шапарин.

«Проведение подобных мероприятий является маркером развития общей культуры российского общества. В этой связи создание особых условий для сохранения раритетных транспортных средств представляется важным элементом государственной культурной политики», — говорится в письме, адресованном главе правительства.

На выставке старинных автомобилей
Фото: ТАСС/Сергей Карпухин

Похожей позиции придерживается главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков. По его мнению, аутентичный раритетный автомобиль является объектом культурно-технического наследия, и задача государства — обеспечить его сохранность для будущих поколений.

— Я, как владелец ретроавтомобиля, наверное, поддержу предложение о введении упрощенных технических требований к такой технике, льгот для их по страхованию и транспортном налогу. Другое дело, что наряду с действительно раритетными моделями этими льготами будут пользоваться и те, кто использует старые машины, находящиеся зачастую в удручающем техническом состоянии, ежедневно. Разграничить владельцев классических машин от владельцев обычных старых моделей будет достаточно сложно, — считает он.

Мужчина на открытии нового сезона клуба владельцев ретроавтомобилей
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

Известный коллекционер старинных автомобилей, профессиональный реставратор Вячеслав Лен скептически относится к инициативам НАС.

— Я уже не один десяток лет слышу призывы к упорядочиванию и систематизации вопросов, связанных с ретроавтомобилями. Однако проще от этого владельцам таких машин не становится. К сожалению, в отношении раритетных моделей у нас действует принцип «что не разрешено, то запрещено». Пока он не изменится на противоположный, владельцы старинных моделей продолжат сталкиваться с трудностями и препонами, — заявил он «Известиям».

Прямой эфир