Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Российский теннисист Рублев проиграл в первом раунде Уимблдона
Мир
В ООН обвинили РФ в якобы создании помех спутниковым системам ЕС
Общество
Стала известна вменяемая экс-замминистра Иванову сумма взятки
Общество
Суд арестовал четырех участников похищения итальянского бизнесмена в Москве
Общество
Голикова сообщила о производстве в России более 60% продаваемых в стране препаратов
Общество
Мишустин заявил о плане увеличить долю произведенных в РФ лекарств до 90%
Мир
Более 470 человек задержали в Турции после беспорядков в провинции Кайсери
Мир
В Германии заявили о зависимости Европы от российских удобрений
Спорт
На автодроме «Игора Драйв» прошел спортивный фестиваль «Мото Драйв»
Мир
Белоусов прибыл в Минск для участия в Совете министров обороны стран СНГ
Мир
Посол РФ в Гааге назвал разрешение экспорта F-16 Украине движением к эскалации
Здоровье
Нутрициолог назвала простые способы пережить жару и не навредить здоровью
Происшествия
В Москве Роспотребнадзор начал проверку из-за туберкулеза в МГУ
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о вычислении позиций ВСУ беспилотниками Zala
Общество
В суд Липецкой области направили заявление об установлении факта геноцида в годы ВОВ
Авто
Названы сроки появления в продаже нового кроссовера «Москвич 8»
Мир
В Польше готовы на военное сотрудничество с Германией вместо репараций
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России впервые начнут обучать на водителей скорой помощи — такую программу запускают в Чувашии. Подготовку водителей возьмет на себя Чебоксарский медицинский колледж. С чем связана необходимость такого обучения и какие перспективы у него существуют в России, выясняли «Известия».

Программа обучения

О том, что в России впервые начнут обучать на водителей скорой помощи, сообщил глава Чувашии Олег Николаев в своем Telegram-канале. Подготовку водителей будут проводить на базе Чебоксарского медицинского колледжа, где заработал образовательный кластер «Клиническая и профилактическая медицина».

Там же студенты смогут получить знания еще по трем специальностям — «сестринское дело», «лечебное дело» и «ортопедическая стоматология». Как пояснили в медицинском колледже, на профессиональных водителей скорой помощи в этом году будут обучаться студенты Чебоксарского техникума транспортных и строительных технологий. Занятия будут проводиться с использованием машины скорой помощи, чтобы воссоздать реальные условия работы.

скорая помощь
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Для фельдшеров и водителей мы установим полноразмерный макет машины на движущейся платформе. Они будут изучать внутреннее оснащение автомобиля и особенности оказания помощи детям и взрослым, — отметила директор Чебоксарского медколледжа Елена Гурьева.

Как рассказали «Известиям» в колледже, по итогу студенты изучат устройство автомобиля скорой помощи, научат оказывать первую помощь и получат дополнительную рабочую профессию санитара. В будущем это поможет им правильно обращаться с больными (например, транспортировать лежачих пациентов) и работать в команде с врачами и фельдшерами.

Программу поддерживают четыре потенциальных работодателя: Республиканская клиническая больница, Республиканская стоматологическая поликлиника, Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи, а также Новочебоксарская городская больница. На первом потоке новую специальность освоит группа из 25 человек.

Помощники врачей

Работающие водители скорой помощи проходят обучение ежегодно и сдают экзамены. Каждый сотрудник должен уметь оказать помощь и пациенту, и своей команде — врачу и фельдшеру, говорит в беседе с «Известиями» водитель ГБУЗ СО «Самарская СМП», координатор межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» по Самарской области Александр Митрофанов.

сотрудники
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

По его мнению, программа, подготовленная в Чувашии, будет полезна для будущих водителей: они придут в профессию более подготовленными. Но создателям важно дополнить ее практическими занятиями, где студенты смогут пообщаться с настоящими сотрудниками скорой помощи и понять, как работа выглядит изнутри.

— Водитель скорой помощи — это не просто человек, который везет бригаду. Он — помощник врача и фельдшера, — говорит собеседник «Известий». — В моей практике много раз встречались ситуации, когда бригада ехала на сложный вызов в неполном составе. Например, человеку нужно провести сердечно-легочную реанимацию, а в «одни руки» это сделать нельзя — присоединяется водитель.

Водители часто участвуют в наложении шин при переломах, оказывают помощь при массовых ДТП, когда много пострадавших и врач с фельдшером не справляются. Они могут оказать раненым доврачебную помощь, пока бригада занята более тяжелыми пациентами. Именно они усмиряют и скручивают буйных пациентов, с которыми не справиться врачам.

— Бывает и такое, когда на смену вышел молодой врач, впервые увидел смерть — и растерялся. Тогда фельдшер работает сам, и я помогаю, — рассказывает Александр Митрофанов.

сотрудник
Фото: РИА Новости/Дмитрий Макеев

По мнению собеседника «Известий», и подготовка водителей, и их дальнейшее обучение должны быть более расширенными. К примеру, включать юридические курсы, чтобы сотрудники лучше знали, что такое врачебная тайна или что делать в случае ДТП.

— Кроме того, в программу должно входить контраварийное вождение — подготовка водителя к чрезвычайным ситуациям на дороге. Молодых работников нужно учить, как уходить от ударов, как нанести меньшие повреждения, потому что мы (особенно те, кто работает на автомобиле реанимации) часто ездим «наперегонки со смертью» и другие участники не всегда пропускают нас, — говорит Митрофанов.

Сложные условия

В свою очередь сопредседатель общероссийского профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал говорит о том, что обучение новых водителей скорой помощи в России необходимо по двум причинам. Во-первых, так можно привлечь в профессию новых людей, что важно в условиях нехватки сотрудников, а во-вторых — повысить уровень подготовки.

— В России очень сложная ситуация с водителями скорой помощи, — говорит Коновал. — Сегодня у нас нет профессионального стандарта для этих сотрудников. Несколько лет назад водителям присваивали классность — просто уметь водить было недостаточно, при приеме на работу существовали строгие критерии. Теперь же классность убрали, и устроиться на скорую помощь может любой человек.

сотрудники
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

Это приводит к тому, что машины скорой помощи часто попадают в ДТП. Такое может случиться не только по вине водителя. Но надо понимать, что он работает в экстремальных условиях, поэтому должен быть профессионалом. Риски стать участником аварии у него гораздо выше, чем у остальных участников дорожного движения.

— Представляете, человек находится за рулем, врач или фельдшер требует: «Давай быстрее, иначе мы не дотянем». И водитель спешит, включает звуковые сигналы и проблесковые маячки. По правилам он может отходить от ПДД, но в то же время должен оценивать риски, а это требует высокого уровня, — отмечает собеседник «Известий».

По его словам, если водитель скорой помощи всё же попадает в ДТП, ему приходится компенсировать ущерб из своего кармана, хотя зарабатывает сотрудник мало. Более того, обычно водители сами оплачивают мелкий ремонт автомобилей, а иногда (обычно в сельской местности, где нет специалистов) делают его сами.

— В большинстве случаев у машин скорой помощи нет каско. На станциях в Подмосковье, например, она начинается от суммы, если ущерб свыше 160 тыс. рублей. И вот получается, что водитель, который просто хотел помочь больному и спешил, получает выговор, платит штраф и несет материальную ответственность перед второй стороной. Это всё подрывает желание людей работать на скорой помощи, многие уходят, — заключает Андрей Коновал.

Работа не для каждого

Впрочем, ДТП с участием скорой помощи случаются не только из-за низкого уровня водителей. Часто это происходит из-за банальной усталости водителей, которые вынуждены совмещать работу на станции с чем-то еще. Это вынужденная мера — прокормить семью на зарплату водителя скорой помощи практически невозможно, говорит Андрей Коновал.

скорая помощь
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

В России нет федеральных нормативных документов, которые регулировали бы повышение зарплаты водителей или хотя бы окладной части, потому оклады у них могут быть даже 35 тыс. рублей, — отмечает собеседник «Известий».

В среднем, по его данным, в регионах водители скорой помощи могут зарабатывать около 2530 тыс. рублей. В Москве и Подмосковье им платят примерно 40 тыс. рублей, то есть даже меньше, чем в такси, где проще работа и меньше ответственности.

— Столь низкие зарплаты приводят к тому, что людям приходится подрабатывать. Но и здесь иногда возникает проблема — неудобный график, — говорит Андрей Коновал.

Кроме того, добавляет сопредседатель профсоюза, водителей скорой помощи часто привлекают к сверхурочной работе или работе в выходные дни, но оплачивают это по самой низкой ставке. В конечном счете это приводит к тому, что водители устают, они недовольны условиями и зарплатой. На станциях возникают текучка и нехватка кадров.

По мнению Коновала, обучение водителей скорой помощи важно, но оно должно сочетаться с повышением их зарплат и улучшением условий работы. В конечном счете это приведет к повышению престижности профессии и самого уровня водителей. На скорую помощь будут приходить более опытные и ответственные люди.

— Надо понимать, что водитель скорой помощи — это призвание и быть им может не каждый. Люди работают в тяжелых, стрессовых условиях, обычно они хорошо знают свои районы, знают, где проехать, как доехать быстрее. На них лежит огромная ответственность. Это сложная работа, на которую накладывается отпечаток всех проблем, которые есть у скорой помощи, связанные с ее низким финансированием, — заключил Андрей Коновал.

Прямой эфир