Условное склонение: чего Польша и Прибалтика требуют от Белоруссии
Польша и страны Прибалтики требуют от Белоруссии вывести со своей территории представителей ЧВК «Вагнер» и убрать нелегальных мигрантов из приграничной зоны — такой итог встречи глав МВД четырех стран, на которой обсуждали принципы совместного закрытия границы с Белоруссией. В Минске такие действия называют открытой провокацией, однако заявляют о готовности продолжать политику добрососедства. Эксперты же уверены: никакой угрозы вагнеровцы соседним странам не несут. Чего добиваются Польша и прибалтийские республики — в материале «Известий».
Разговор о принципах
Министры внутренних дел Польши, Латвии, Литвы и Эстонии потребовали от Белоруссии немедленно вывести представителей частной военной компании «Вагнер» и убрать мигрантов из приграничной зоны. Об этом заявил глава МВД Польши Мариуш Каминьский после встречи со своими коллегами из стран Балтии.
28 августа в Варшаве прошли переговоры глав МВД четырех государств, посвященные ситуации на границе с Белоруссией. Ранее Варшава, Вильнюс и Рига уже заявляли, что обсудят возможность совместного закрытия границ с республикой — встреча в Польше была посвящена именно этому вопросу. По словам министра внутренних дел Литвы Агне Билотайте, стороны должны были обсудить «все нюансы <…>, то есть гуманитарные, другие аспекты».
«Поводом, по которому мы сегодня встретились в Варшаве, стала ситуация на нашей восточной границе, на границе с Белоруссией. Происходит эскалация ситуации. Несколько недель там присутствует группа «Вагнер» — очень опасная группа. <…> Мы приняли заявление. Мы потребовали от властей в Минске немедленного оставления группой «Вагнер» территории Белоруссии, а также немедленного оставления приграничной территории нелегальными мигрантами, которых туда стягивают белорусские службы», — заявил Каминьский по итогам встречи в Варшаве.
По сути же, европейские страны должны были согласовать общие принципы одновременного закрытия границ — какие факторы и обстоятельства, сроки реализации и другое. На встрече министров стороны сошлись на том, что это произойдет в случае серьезных инцидентов.
«Если сложится критическая ситуация, инцидент, независимо от того, на польской, литовской или латвийской границе с Белоруссией, мы немедленно примем меры. Будут закрыты все погранпереходы, которые до сих пор открыты», — заявил на пресс-конференции 28 августа Каминьский.
Литва уже приступила к ограничению движения на белорусской границе. Накануне стало известно о планах Вильнюса закрыть еще два КПП в населенных пунктах Лаворишкес и Райгардас. 18 августа Литва закрыла два других КПП — в Шумскасе и Тверячюсе. Если балтийская республика осуществит свои планы, то между Белоруссией и Литвой останется только два работающих пропускных пункта.
При этом в Минске уже отмечают пробки на оставшихся в работе пунктах: на границе на разных КПП по состоянию на 28 августа скопилось от 80 до 120 легковых автомобилей и от 10 до 300 грузовых. При этом в госпогранкомитете Белоруссии отмечают, что та же Литва пропускает на свою территорию в среднем 41% от нормы. Примерно такие же показатели характерны и на пунктах в Латвии и Польше.
В то же время если границы и перекроют полностью, то будут предусмотрены исключения. «Прежде всего это связано с сохранением гуманитарного коридора. Этот механизм должен быть одинаковым для всех наших стран», — заявила глава МВД Литвы Билотайте.
Усиление перед выборами
В Белоруссии подобные действия со стороны соседей расценивают однозначно.
— Это открытая провокация, открытая информационная война, где просто дебилизируют тех, кто не умеет анализировать реальное положение дел. Со стороны Беларуси никакой агрессии и ненависти к соседям нет. Действия Польши и Прибалтики уже не шутки. Мы проводили и проводим добрососедскую и миролюбивую политику, — заявил «Известиям» заместитель председателя постоянной комиссии по международным делам палаты представителей Белоруссии Тенгиз Думбадзе.
Стоит отметить, что договоренность, достигнутая между президентами России и Белоруссии Владимиром Путиным и Александром Лукашенко о размещении части членов ЧВК на территории республики, вызвала раздражение со стороны Варшавы. В начале августа Польша уже объявила о переброске дополнительных сил на польско-белорусскую границу. В частности, в планах отправить 10 тыс. военных, из которых 4 тыс. нужны непосредственно для помощи погранвойскам, еще 6 тыс. будут находиться в резерве.
Вместе с тем сама по себе группа «Вагнер» в том виде, в котором она представлена в Белоруссии, вряд ли представляет опасность для Польши и в Варшаве это понимают, сказал в беседе с «Известиями» замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
— Наступление «Вагнера» на Польшу сложно себе как-то представить: они оказались в Белоруссии без боевой техники, без брони, в лучшем случае со стрелковым оружием. Никакой угрозы Польше они не представляют. Но сам факт, что «Вагнер» появился в Белоруссии, был очень выгоден польско-литовской политической среде. В какой-то мере подлил масла и Лукашенко, который шутил, что вагнеровцы просятся прогуляться до Варшавы, — говорит политолог.
Польша действительно стала одним из самых активных сторонников действий, направленных на попытку отрезать Белоруссию — и вместе с ней Россию — от европейского пространства. С начала июля Варшава проводит работы по укреплению восточных границ. В конце месяца польские власти обвинили Минск в переброске более сотни вагнеровцев в сторону Сувалкского коридора (небольшой участок польско-литовской границы, отделяющий Калининградскую область от границы Белоруссии). Лукашенко эти обвинения отвергал.
1 августа произошел другой инцидент — минобороны Польши заявило, что два белорусских вертолета якобы нарушили воздушное пространство соседней страны. В МИД даже вызывали поверенного в делах Белоруссии и выразили ему протест. В Минске подчеркнули, что подобные заявления надуманные и происходят «для очередного оправдания наращивания сил и средств у белорусской границы».
К слову, сбрасывать со счетов внутриполитический фактор в Польше не стоит — 15 октября здесь пройдут парламентские выборы и действующая партия «Право и справедливость» Ярослава Качиньского явно не чувствует себя уверенно перед ними.
— Правящий режим специально нагнетает страхи и мнимую угрозу, чтобы выглядеть единственным защитником и собрать голоса тех избирателей, которых так называемые угрозы с Востока пугают, — считает белорусский политолог Алексей Дзермант.
Вектор поменялся
Важную роль играют и внешние обстоятельства — геополитический расклад указывает на то, что мировые акторы принуждают Прибалтику и Польшу к обострению ситуации. Андрей Суздальцев пояснил: для Литвы, которая традиционно сохраняла экономические связи с Белоруссией, это достаточно тяжело. По словам эксперта, Вильнюс сохранял теневые отношения с Минском, маскируя их публичными осуждениями Александра Лукашенко и политического вектора, избранного белорусским руководством.
При этом Литва ранее примеряла на себя роль главного интересанта в белорусских процессах, принимая у себя представителей оппозиции и вводя односторонние меры против Белоруссии. Однако в августе департамент миграции Литвы признал 1164 гражданина России и Белоруссии «угрожающими национальной безопасности» республики. Наблюдатели полагают, что среди них могут оказаться и представители оппозиционеров Лукашенко.
Выгодоприобретателем от закрытия границ Алексей Дзермант видит США, которым на руку перекрытие континентального транзита. «Американцы используют Прибалтику и Польшу для своих геополитических игр: условно говоря, чтобы континентальный транзит контролировали не Россия, не Китай и не Германия. Получится ли — это вопрос, потому что это достаточно серьезный шаг и Варшава может столкнуться с давлением Китая», — считает политолог.
В целом же такое развитие событий, как закрытие границ, навредит экономике всех сторон, включая Польшу, которая получает немало средств от транзита грузов через свою территорию, резюмировал эксперт.