Взялись за старое: в России выросли продажи подержанных автомобилей
С начала года в России было продано почти 2,8 млн подержанных машин. Только за июнь на вторичном рынке было заключено более полумиллиона сделок. При этом за шесть месяцев автомобили с пробегом подорожали на 7,5%. Подробности — в материале «Известий».
Бери больше
За первое полугодие продажи автомобилей с пробегом выросли в России на 26,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — было продано более 2,75 млн подержанных машин. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». Заметный рост произошел в июне, когда на вторичном авторынке было заключено более 501 тыс. договоров (+42,2%).
Сейчас средняя цена машины с пробегом составляет 1,3 млн рублей. По данным Auto.ru, с начала года стоимость автомобилей на вторичном рынке выросла на 7,5%, а по сравнению с началом прошлого лета машины б/у подорожали почти на четверть.
Иномарки в приоритете
По итогам полугодия самой популярной моделью на вторичном рынке стал Ford Focus (58,6 тыс. машин). На втором месте Lada 2114 (55,6 тыс. автомобилей), далее следуют соплатформенные Hyundai Solaris и Kia Rio (по 54 тыс. штук). Замыкает пятерку самых востребованных подержанных машин Toyota Corolla с результатом в 49,2 тыс. штук. На шестой строчке Lada Priora (47 тыс. штук), на тысячу меньше было продано вазовских «семерок». Toyota Сamry (45,5 тыс. седанов) находится на восьмом месте. В топ-10 самых популярных подержанных моделей вошли также «Нива» и «Гранта» — 42 тыс. и 31,6 тыс. штук соответственно.
Примечательно, что интерес к подержанным «Ладам» растет гораздо меньшими темпами, чем рынок машин с пробегом в целом. Так, продажи б/у «четырнадцатых» увеличились только на 3,6%, «Приор» — на 2,5%, а «семерок» — всего на 1,2%. С «Нивами» и «Грантами» ситуация чуть лучше: их продажи на вторичном рынке выросли на 7,2 и 14,4% соответственно. Однако и эти результаты заметно ниже общих показателей по рынку подержанных автомобилей (почти 27-процентный рост).
Выходим на прежние показатели
Эксперты «Автостата» прогнозируют, что по итогам года в нашей стране может быть продано примерно 5,8 млн машин с пробегом. Таким образом, вторичный рынок может превзойти показатели 2020 года, когда продажи подержанных автомобилей достигли отметки в 5,4–5,5 млн штук.
Интерес покупателей к машинам с пробегом независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев объясняет ограниченным предложением на рынке новых моделей, а также заметным повышением их стоимости. По его словам, многие потенциальные покупатели, которые прежде рассматривали приобретение исключительно нового автомобиля, теперь всё активнее стали интересоваться подержанными с небольшим пробегом.
— Это привело к тому, что найти на вторичном рынке «свежую» машину в хорошем техническом состоянии и с адекватным пробегом стало очень сложно. Число предложений о продаже таких моделей заметно сократилось, — рассказал он «Известиям».
С ним согласен вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. По его словам, предложения о продаже «хороших» машин стали редкостью не только в России, но и в других странах.
— До введения санкций основная масса подержанных машин в России приходилась на праворульные модели из Японии. В начале прошлого года ситуация изменилась: резко вырос импорт подержанных машин из Европы и Кореи, в том числе и через третьи страны. В итоге интересных предложений о продаже «свежей» машины в хорошем состоянии уже не так много и в Германии, откуда шел основной проток европейских подержанных автомобилей в нашу страну, — рассказал «Известиям» Ян Хайцеэр.
Утильсбор поднимет цены
Несмотря на то что спрос на подержанные автомобили в нашей стране еще далек от насыщения, в обозримой перспективе рост продаж на вторичном рынке может замедлиться, считает Сергей Бургазлиев. Это связано с неизбежным подорожанием машин с пробегом, отмечает он.
— Очевидно, что вслед за ростом цен на новые машины из-за ситуации на валютном рынке и повышением с 1 августа размеров утилизационного сбора дороже станут и подержанные модели. Скорее всего, на вторичном рынке рост цен будет меньшим, чем на новые модели, но он будет. Практика показывает, что если новые машины дорожают на условные 100 единиц, то за ними становятся дороже и подержанные, но уже на условные 40 единиц, — отмечает эксперт. По его прогнозам, по итогам года объем российского вторичного авторынка составит около 5 млн машин.
С тем, что увеличение размера утилизационного сбора отразится и на стоимости подержанных машин, согласен и Ян Хайцеэр. В этом случае заметно сократится объем импортируемых в нашу страну автомобилей с пробегом — их станет просто невыгодно ввозить и продавать в России, отмечает он.
— Таким образом, уменьшится подпитка российского рынка подержанных машин из других стран. В итоге основная масса сделок будет заключаться в отношении автомобилей, которые уже находятся в нашей стране. В свою очередь, это приведет к еще большему старению российского автопарка и, как следствие, снижению безопасности на дорогах из-за роста числа аварий с участием неисправных автомобилей и большей тяжести последствий таких ДТП, — заявил «Известиям» вице-президент НАС.