Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Во Франции заявили об унижении Макрона Си Цзиньпином на встрече в Париже
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В США начали расследование обстоятельств поездки арестованного в РФ военного
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о требованиях к локализации производства автомобилей для такси и каршеринга. Использование в пассажирских перевозках и сервисах краткосрочной аренды автомобилей российского производства позволит загрузить отечественные заводы. О каких машинах идет речь и какое препятствие стоит на пути АвтоВАЗа, выясняли «Известия».

«Правительству Российской Федерации в целях стимулирования спроса на отечественную промышленную продукцию: ...рассмотреть вопрос о разработке и применении требований к локализации производства автомобилей, используемых при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси и услуг каршеринга, с учетом возможных объемов их производства российской автомобильной промышленностью, — говорится в поручении, опубликованном на сайте Кремля.

Сколько баллов нужно

Законопроект об обязательном уровне локализации компонентов для работающих в такси автомобилей был разработан в Совете Федерации еще в начале года. Локализацию предлагалось измерять в баллах, аналогично норме о допуске автомобилей к участию в госзакупках. Позже глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов подготовил уточняющие поправки по количеству проходных баллов: с 1 января 2024 года не менее 1 тыс. баллов, с 1 января 2026 года не менее 2 тыс. баллов, с 1 января 2028 года не менее 3 тыс. баллов.

таксопарк
Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Для электромобилей сенатор предложил установить следующие обязательные уровни локализации деталей: с 1 января 2025 года не менее 1 тыс. баллов, с 1 января 2027 года не менее 2 тыс. баллов, с 1 января 2029 года не менее 3 тыс. баллов. Эти требования не касались уже работающих в качестве такси автомобилей и машин дороже 4 млн рублей, используемых для пассажирских перевозок повышенной комфортности.

Требует проработки и переходного периода

К проработке инициативы Совета Федерации подключилось правительство Самарской области совместно с АвтоВАЗом.

«Во многих странах мира в службах такси используются только отечественные автомобили, но в России почему-то это не так. В условиях жесточайших санкций это решение открывает возможности не только для АвтоВАЗа, но и других производителей, в том числе грузовых машин. Это актуально для Самарской области, Ульяновской и других областей и абсолютно укладывается в логику о преференциях для отечественных производителей товаров», — отметил самарский губернатор Дмитрий Азаров. По его словам, это позволит поддержать не только производителей автомобилей, но и поставщиков автокомпонентов. Он уточнил, что это вопрос, требующий проработки и «переходного периода».

Инициатива главы региона о замещении в таксопарках иностранных машин на отечественные автомобили была озвучена 4 апреля на Госсовете, посвященном вопросам развития промышленности Российской Федерации, и вошла в проект решений Госсовета.

такси
Фото: ТАСС/Гавриил Григоров

Теперь очередь за правительством, которому, согласно поручения президента, для подготовки соответствующих предложений, установлен срок до 1 августа 2023 года.

Какие модели считать российскими

Пока точные критерии не определены, сложно сказать, как повлияют новые правила на сервисы такси и каршеринга, считают эксперты и игроки рынка.

— Сама по себе эта инициатива в нынешних условиях полезна — это очень мощная поддержка отечественным предприятиям. Весь вопрос в том, как она будет реализована, — прежде всего в том, какие модели будут считаться российскими. Одно дело, если это будут все автомобили, выпущенные на территории нашей страны. Совершенно другая картина складывается, если в расчет будут приниматься параметры локализации, например, как это принято при проведении госзакупок, — рассказал «Известиям» главный редактор «За рулем» Максим Кадаков

завод
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Такая поддержка в качестве временной меры будет полезна российскому автопрому, уверен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Но только в том случае, если она будет распространяться на все автомобили с российским VIN-номером независимо от их степени локализации.

— В противном случае выбор моделей для такси и каршеринга окажется очень ограниченным. Кроме того, при нынешней ситуации в этих сервисах практически не будет автомобилей с автоматической трансмиссией, — отметил эксперт.

Ограниченный выбор

От проходных баллов локализации, заявленных в законопроекте Совфеда, выигрывает прежде всего АвтоВАЗ, отмечают эксперты. Однако Волжский автозавод пока не располагает версиями машин с автоматической трансмиссией, востребованных в каршеринге. Преференции получает и завод Haval, выпускающий кроссоверы по полному циклу. Другие российские предприятия — «Автотор», «Моторинвест» и «Москвич» — занимаются крупноузловой сборкой с низкой локализацией. Теоретически в такси и каршерниге могут оказаться и внедорожники Ульяновского автозавода. Однако на практике появление «Хантеров» или «Патриотов» в такcопарках и сервисах кратковременной аренды автомобилей маловероятно.

Между тем после ухода с российского рынка ряда зарубежных производителей и закрытием их российских производств выбор моделей для такси и каршеринга значительно сократился. Вместо привычных VW Polo, Skoda Octavia, Hyundai Solaris и Kia Rio и K5 таксопарки закупают машины из КНР, причем не только седаны, но и кроссоверы.

каршеринг
Фото: ТАСС/NEWS.ru/Сергей Булкин

— Уже сейчас в условиях ограниченного предложения на рынке автомобилей компаниям удается обновлять парки своих автомобилей, — рассказали «Известиям» в рабочей группе агрегаторов такси при Российском союзе промышленников и предпринимателей.

Несмотря на то что в последнее время на дорогах вместо привычных седанов с шашечками на крыше всё чаще стали встречаться кроссоверы-такси, в рабочей группе считают, что они также вполне подходят для пассажирских перевозок. Там отметили, что это современные и комфортные модели, которые зачастую более вместительные по сравнению традиционными седанами.

Раз в три года

По словам автора законопроекта, главы комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, машины в парках такси «целесообразно обновлять каждые три года». Представители сервиса каршеринга Belka Car настроены не так оптимистично.

«Для того чтобы отрасль смогла реализовать это поручение, необходимо в первую очередь доработать программу субсидирования и лизинга автомобилей», — отметили в пресс-службе компании.

Бизнес могут стимулировать к быстрой смене автомобильного парка, считает Максим Кадаков.

каршеринг
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Артур Новосильцев

— Я не исключаю также вариант, при котором речь будет идти не о покупке автомобилей таксопарками, а о подключении автомобилей к службе такси в зависимости от того, является ли машина российской или нет. Если будет реализован такой сценарий, то многие водители на иномарках, особенно в регионах, уйдут в серую зону, — отметил главный редактор «За рулем».

Выбрали отечественное

В Минпромторге России рассказали «Известиям», что традиционно поддерживают использование высоколокализованных автомобилей в такси и каршеринге, так как подобный механизм регулирования может способствовать стимулированию спроса на автомобили отечественного производства.

Минпромторгом России уже проработан вопрос применения соответствующих требований к автомобилям, используемым в такси, направлено положительное заключение. Соответствующие параметры в дальнейшем могут быть распространены и на автомобили каршеринга с учетом их специфики, — отметили в пресс-службе ведомства.

Некоторые операторы такси и каршеринга сами переходят на отечественные машины.

«В мае 2023 года мы подписали соглашение на поставку 3 тыс. автомобилей «Москвич-3» для лизинговой программы «Ситипарк». Эти авто пополнят таксопарки в течение 2023 года», — рассказал управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко. Главное, чтобы отечественные производители смогли обеспечить необходимый для рынка объем выпуска без существенного повышения цен, отметил он.

Определенный спрос есть и на электромобили российского бренда Evolute: 375 машин работают в такси и около сотни — в каршеринге.

Прямой эфир