Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО за ночь сбили 67 украинских БПЛА над территорией России
Мир
В МИД Китая сообщили об угрозе Японии безопасности страны
Общество
В ГД рассказали о введении новых правил предоставления семейной ипотеки
Происшествия
В Ангарске ввели режим ЧС из-за аварии на ТЭЦ
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два украинских БПЛА в небе над Тульской областью
Происшествия
В Северо-Курильске из-за землетрясения прорвало отопительную трубу больницы
Мир
США выделят на поддержку Украины в 2026–2027 годах $800 млн
Армия
Стало известно о бегстве ВСУ с поля боя в освобождаемом селе Ровное ДНР
Авто
Средний возраст б/у авто в продаже в России превысил 12 лет
Общество
В аэропорту Калуги сняли временные ограничения на работу
Общество
Опрос выявил у россиян страх перед карьерным ростом
Общество
Ученые указали на усиление хронической боли чувством несправедливости и гневом
Общество
По делу миллиардера Сулейманова появился секретный свидетель
Происшествия
Велосипедист пострадал при атаке дрона ВСУ в Белгородской области
Происшествия
Тело утонувшего подростка обнаружили в Хабаровском крае
Общество
Умер 106-летний ветеран ВОВ Василий Дыгай
Мир
Глава Чечни указал на высокую плату Киева за атаки на мирные объекты России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Очередную премьеру 267-го сезона — спектакль «Летят журавли» — представил Малый театр. Режиссер Андрей Житинкин поставил его по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». «Известия» побывали на премьере и убедились, что рассказ об обыкновенных людях, ввергнутых в круговорот суровых испытаний, спустя 80 лет после создания обрел новое звучание.

Возродиться Фениксом

В июле 1941 года актер московского Театра Революции Виктор Розов вступил в ряды народного ополчения. В октябре под Вязьмой артиллерийское орудие, при котором он состоял, накрыло вражеским снарядом. Весь расчет погиб, рядовой Розов был тяжело ранен и после полутора лет госпиталей комиссован.

Приехав в отпуск по ранению в родную Кострому, он написал свою первую пьесу «Вечно живые» — о том, как девушка, не дождавшись вестей от ушедшего на войну жениха, выходит за другого. Шансов быть поставленной у этой негероической истории тогда не было. Время требовало другой драматургии — яркой, брутальной, с острыми столкновениями.

В Малом театре, например, с огромным успехом шла «Отечественная война 1812 года» по роману «Война и мир». Когда великий Александр Остужев произносил: «Москва освобождена от врага и снова русская!», зал в едином порыве поднимался и устраивал овацию.

Сцена из спектакля «Вечно живые» в театре «Современник»

Сцена из спектакля «Вечно живые» в театре «Современник», 1964 год

Фото: РИА Новости/Борис Кауфман

Черед «Вечно живых» настал в середине 1950-х. Не мог не настать — в правдивости созданного Розов был уверен. И когда его другу Олегу Ефремову понадобилась пьеса для студии молодых актеров, предложил ее.

Премьеру выпустили в ночь на 16 апреля 1956 года на сцене Школы-студии МХАТ. Студийцы играли тех, кого хорошо знали, — своих современников, волей судеб ввергнутых в круговорот жесточайших испытаний. Тех, кем могли быть сами. От войны и победы актеров и зрителей отделяло всего 11 лет. Так родился легендарный «Современник» и легендарная постановка, долгое время не сходившая с его афиши.

По всем законам — художественным и человеческим — «Вечно живые» должны были возродиться в «Современнике».

— Сам Бог велит их сделать, — делился с «Известиями» ветеран театра и спектакля Василий Мищенко. — Просто убойно ложатся на сегодняшнюю ситуацию. Там описано всё, что сегодня в нашем обществе происходит. С них начинался этот театр, с ними он может возродиться, как Феникс.

Сцена из спектакля «Летят журавли» в Малом театре

Сцена из спектакля «Летят журавли» в Малом театре

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Но «Современник» в итоге пошел другим репертуарным путем, а «Вечно живые» поставили в Екатеринбурге, Твери, московском Театре на Бронной и Малом театре, ранее к пьесе не обращавшемся.

Ковчег памяти

Режиссер Андрей Житинкин назвал спектакль «Летят журавли», отослав к знаменитому фильму с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым. Что‑то в поднебесном журавлином полете есть от вечности, говорил Розов. Благодаря операторскому искусству Сергея Урусевского картина балансирует на грани реальности и метафоры, и в спектакле тоже много метафорического.

Кадры кинохроники — военных лет и современной с шествием «Бессмертного полка».

Голоса Марка Бернеса, поющего «Журавлей», и Арсения Тарковского, читающего свою пророческую «Жизнь, жизнь».

Квартира Бороздиных — вроде бы обычное жилище благополучной семьи, но, по сути, ковчег, собирающий выживших и поминающий не вернувшихся.

Сцена из спектакля «Летят журавли» в Малом театре 

Сцена из спектакля «Летят журавли» в Малом театре

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Напольные часы, кресла, шкаф, занавеси, оконные перекрытия — всё без исключения в белом цвете — будто плывет в пространстве, то темном непроницаемом, то облачном предгрозовом.

В центре композиции — большой стол, символ семьи. За ним провожают, оплакивают, празднуют, заявляют позиции и предсказывают повороты судьбы. Она на ближайшие годы у всех персонажей общая — война, и вопрос в том, как с ней жить.

Чернов (актер Владимир Носик), Монастырская (Светлана Аманова) и Нюрка-хлеборезка (Екатерина Базарова) к войне приспосабливаются и даже извлекают из нее маленькие и большие гешефты.

Старший Бороздин (Александр Клюквин) и Ирина (Варвара Андреева) находят опору в любимом деле.

Вероника (Варвара Шаталова) погружается в депрессию, и только сильное потрясение возвращает ей душевное равновесие.

Сцена из спектакля «Летят журавли» в Малом театре

Сцена из спектакля «Летят журавли» в Малом театре

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Инженер Кузьмин (Александр Волков), человек сугубо штатский, становится военным. «Конечно, может быть, это нехорошо, но война, фронт… меня, знаете, как-то не манят», — винится он в начале повествования. А потом его супруга сообщает приехавшим из эвакуации Бороздиным, что на войну он ушел вскоре после Бориса, воюет и пишет, что обязательно будет брать Берлин.

Пьеса, напомню, написана в 1943 году, когда до Берлина было очень неблизко.

При всем своем различии все эти персонажи действуют, что называется, по обстоятельствам. И только Борис (Андрей Чернышов), по словам Кузьмина, старается опередить судьбу. На фронт добровольцем он идет не из врожденного героизма и тщеславия, в чем поначалу упрекает его Вероника («Иди, иди, может, орден получишь»), а потому что не может поступить иначе.

Ключевую фразу «Если я честный, я должен быть там» Борис произносит без пафоса, как бы между прочим, будто ему неудобно повторять то, что заведомо очевидно.

Его антагонист и брат Марк (Александр Вершинин), не случись войны, прожил бы свои дни порядочным человеком. Но настало время выбора, и оказалось, что потрясшие страну события несовместимы с его личной частной жизнью — той, где играют на рояле, пишут сонаты и ходят в Третьяковку на Серова.

Сцена из спектакля «Летят журавли» в Малом театре

Сцена из спектакля «Летят журавли» в Малом театре

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

«Придет мне повестка, пойду, не заплачу, — говорит он, но делает всё, чтобы повестка не пришла, и морально-философскую базу подводит: — А что, если бы Серов ушел на войну и погиб?»

Жить как Борис

Спектакль Малого театра — о людских судьбах, рассказанных и подробно, и вскользь. А главный его смысл — в обращенных к Веронике словах Бориса: «Пойми, война уже пришла. И вот — надо идти».

Самая сильная сцена спектакля — не финальное метафорическое обобщение, пусть прекрасно сделанное, а предельно житейские, абсолютно обыденные проводы Бориса, где этот страшный приход буквально разлит в воздухе.

Вроде бы ничего не происходит — сбегали за красненьким, накрыли стол, перебросились ничего не значащими фразами, а уже случилось то, что случилось. Мир в одночасье утратил сложность, выбор теперь простой. Условно говоря, жить как Борис или жить как Марк.

Боль в том, что они братья, черта отчуждения прочерчена внутри семьи, и ей, такой, кажется, большой и дружной, не избежать потерь.

Сцена из спектакля «Летят журавли» в Малом театре

Сцена из спектакля «Летят журавли» в Малом театре

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Вопль бабушки Варвары Капитоновны (Людмила Полякова) — об этом. Она, и это очевидно, многих за свою долгую жизнь проводила и многих не дождалась.

Опыт прошлого, драма настоящего и неизвестность будущего сошлись. Слово о грядущем — «И как мы будем жить?» — произносит Вероника, обращаясь не к домочадцам, а в зал, к зрителям.

Ответа вроде бы нет. Следует финальное видео, «Журавли», занавес. Но на самом деле ответ прозвучал раньше — в строках, прочитанных за кадрами военной хроники: «Живите в доме — и не рухнет дом./ Я вызову любое из столетий,/ Войду в него и дом построю в нем./ Вот почему со мною ваши дети/ И жены ваши за одним столом, — / А стол один и прадеду и внуку: / Грядущее свершается сейчас,/ И если я приподымаю руку,/ Все пять лучей останутся у вас».

Автор и чтец Арсений Тарковский ушел на Великую Отечественную добровольцем, как Борис. Ему повезло, он вернулся. И написал эти стихи о бессмертии, памяти времен и связи поколений.

Читайте также
Прямой эфир