Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Финляндия признала ограничивающий характер оборонного договора с США
Интернет и технологии
Telegram заблокировал «тысячи аккаунтов» для предотвращения призывов к терактам
Туризм
Путин пообещал создать к 2030 году туринфраструктуру во всех нацпарках РФ
Общество
Певица Mona назвала честью возможность участвовать в проекте «Голос мой услышь»
Армия
Путин поздравил бригаду управления ВС РФ с присвоением звания «гвардейская»
Мир
Зеленский заявил о неготовности ВСУ к обороне в случае крупного наступления ВС РФ
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета в море
Политика
Лавров заявил об отсутствии оптимизма в отношениях Москвы и Еревана
Общество
Морской пассажирский транспорт приостановил движение в Севастополе
Общество
Представители Молодежного крыла Народного фронта восстанавливают храм в Авдеевке
Мир
Небензя указал на попытки США удушить КНДР односторонними рестрикциями
Общество
Фонд «Гольфстрим» займется распределением помощи для пострадавших в «Крокусе»
Политика
Постпред РФ при ОБСЕ усомнился в искренности осуждений Западом теракта в «Крокусе»
Мир
Рынку ЕС предрекли трудности с случае ввода пошлины на зерно из РФ
Мир
Глава МИД Танзании в разговоре с Лавровым решительно осудил теракт в «Крокусе»
Мир
Французский генерал призвал Макрона подумать о реакции РФ в случае отправки войск
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Польше задумали революцию перевооружения: страна хочет стать ведущей военной державой на восточном фланге НАТО и создать сильнейшие сухопутные силы в Европе. На приобретение танков, артиллерии и ракет заложены огромные суммы в бюджете. При этом в республике сильнейшая за последние 30 лет инфляция. Каковы основные цели гонки вооружений и как она отразится на настроениях в обществе, разбирались «Известия».

Новое оружие и дивизия на востоке

В этом году Польша потратит на оборону 4% своего ВВП, что вдвое превышает стандарт НАТО. В расчете на душу населения республика будет вкладывать в армию больше остальных в альянсе.

Чтобы превзойти по количеству танков Британию (у нее 227 бронемашин) и стать обладательницей крупнейшей группировки, Варшава уже заказала 1 тыс. южнокорейских K2 и 250 новых танков Abrams из США, подсчитала британская The Telegraph. У Вашингтона намерены закупить почти сотню вертолетов Apache, а у Сеула — 48 самолетов FA-50. Польша усилит артиллерию 600 гаубицами K9, 18 реактивными системами залпового огня HIMARS и 288 системами MRL K239 Chunmoo из Южной Кореи.

Южнокорейский основной боевой танк K2 «Чёрная пантера» во время учений

Южнокорейский основной боевой танк K2 «Черная пантера» во время учений

Фото: commons.wikimedia.org

С Сеулом Варшава уже несколько месяцев ведет консультации о трансфере технологий. По некоторым данным, Польша попросила южнокорейскую компанию построить завод по производству боеприпасов для танков и гаубиц. Также идут переговоры о строительстве «крупного оружейного предприятия» в сотрудничестве с Великобританией.

Некоторые сделки на новую технику заключили еще до специальной военной операции России на Украине. Несколько лет назад республика начала модернизацию вооруженных сил, чтобы заместить большое количество советской техники, находящейся там со времен Варшавского договора. Но начало СВО ускорило процесс и побудило к подписанию множества новых контрактов.

Многоцелевой истребитель FA-50 южнокорейского производства с опознавательными знаками ВВС Польши

Многоцелевой истребитель FA-50 южнокорейского производства с опознавательными знаками ВВС Польши

Фото: Korea Aerospace Industries

Численность польской армии намерены удвоить до 300 тыс. человек, из которых 50 тыс. будут членами Войск территориальной обороны. Летом глава правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский говорил, что армия может разрастись и до 400 тыс. человек. Сейчас вместе с добровольцами и студентами военных заведений вооруженные силы республики насчитывают 164 тыс.

На востоке страны создают новую дивизию, которую вооружат американскими и южнокорейскими танками, артиллерийской бригадой с самоходными гаубицами польского производства Krab и беспилотными системами разведки. Кроме того, власти планируют призвать на учения в 2023 году 200 тыс. резервистов. Министр обороны Польши Мариуш Блащак уверен: сейчас войска страны как никогда сильны и в будущем станут только мощнее.

«Лучше быть в долгах»

В прошлом году в силу вступил новый закон «О защите Отечества». Этот документ польские власти готовили с 2020-го. Именно для его продвижения Ярослав Качиньский, который давно привык к роли серого кардинала, занимал пост вице-премьера и возглавил Комитет по национальной безопасности и делам обороны, напоминает научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Станислав Кувалдин.

Дивизион южнокорейских 155-мм самоходных гаубиц K9 Thunder ведет огонь по позициям условного противника во время учений

Дивизион южнокорейских 155-миллиметровых самоходных гаубиц K9 Thunder ведет огонь по позициям условного противника во время учений

Фото: commons.wikimedia.org

Долгие десятилетия оборонная политика Варшавы базировалась на старых законах, принятых еще в конце 1960-х и дополненных разными обновлениями. Теперь же этот ворох актов заменил единый документ, определяющий всю деятельность вооруженных сил. Закон приняли вскоре после начала СВО на Украине — 11 марта 2022 года, и практически без возражений.

«Пока на Украине длятся боевые действия, мало кто сомневается в необходимости сильного увеличения вооруженных сил. Откуда возьмут деньги — другой вопрос, — отмечает Кувалдин. — Бюджет страны покроет примерно 70% расходов. Остальные должен обеспечить специально созданный Фонд поддержки вооруженных сил, который намерен привлекать заимствования, в том числе иностранные. Сколько именно потребуется ресурсов — не вполне ясно. Затраты на подобные масштабные проекты разрастаются как снежный ком. Нужны будут новые казармы, выделение под них земель, строительство дорог и пр.».

Американский ударный вертолет AH-64 Apache на авиабазе в Латвии

Американский ударный вертолет AH-64 Apache на авиабазе в Латвии

Фото: commons.wikimedia.org

На все эти задачи правительство отвело 12 лет, а за это время многое может измениться, обращает внимание собеседник «Известий». По подсчетам польских СМИ, к 2035 году республика планирует потратить на вооружение 442 млрд злотых (более $100 млрд). В наступившем году на модернизацию армии отведено около 130 млрд злотых (почти $30 млрд), что составляет более 3% ВВП страны — самый большой показатель в Европе. Для сравнения, в прежние годы на эти цели Варшава выделяла в три-четыре раза меньше.

Чтобы помочь Польше, конгресс США одобрил выделение $288 млн для «сдерживания и защиты от возросшей угрозы со стороны России». Но, учитывая, что уровень инфляции в республике составляет более 18%, покрыть оборонный бюджет будет непросто. Однако правящую партию это не смущает.

155-мм самоходная гаубица Krab польского производства в составе соединения ВСУ

155-миллиметровая самоходная гаубица Krab польского производства в составе соединения ВСУ

Фото: REUTERS/Oleksandr Ratushniak

Если всё задуманное удастся реализовать, войско польское станет самым мощным на континенте. Европейские издания уже сейчас подчеркивают впечатляющее усиление общей боеспособности польской армии, которая к концу десятилетия может превзойти потенциал французских, немецких, британских, итальянских сил вместе взятых. Задача вполне соответствует геополитическим претензиям партии «Право и справедливость» и значительной части польского консервативного общества.

Повышение ставок

«Власти заявляют, что в Европе растут военные риски, поэтому страна нуждается в развитии своих вооруженных сил. Но это скорее способ увеличить влияние в регионе, потому что Варшава чрезвычайно амбициозна, — указывает советник директора Российского института стратегических исследований
Дмитрий Буневич. — Экономические показатели у поляков не такие выдающиеся, как у немцев с французами. Но каким-то образом надо вырываться вперед — ставка сделана на военную составляющую».

Это вызывает недовольство Берлина и Парижа, но поляки ориентированы на сотрудничество с США. Евросоюз Варшава рассматривает лишь как второстепенную арену. Нынешнее правительство больше не хочет зависеть от ЕС или демонстрировать внутреннюю солидарность с ним в вопросах обороны. Еще с начала 1990-х польское правое крыло считало членство в НАТО более важным, чем нахождение в Евросоюзе.

Польские танки Т-72 во время военных учений НАТО «Железное копье–2022» на полигоне Адажи в Латвии

Польские танки Т-72 во время военных учений НАТО «Железное копье – 2022» на полигоне Адажи в Латвии

Фото: TAСС/EPA/TOMS KALNINS

К тому же в Варшаве активно действует американский посол Марк Бжезинский — сын известного российской аудитории стратега и дипломата Збигнева Бжезинского. «И он прямо заявляет, что использует влияние по дипломатическим каналам, чтобы помогать приобретать вооружения. Поляки не боятся раздражения немцев и французов и, наоборот, считают, что игра на повышение ставок укрепит их позиции», — подчеркивает Буневич.

Темпы и масштабы закупок периодически критикуют внутри страны. Бывший министр обороны, депутат крупнейшей оппозиционной партии «Гражданская платформа» Томаш Семоняк считает, что власти увлеклись гигантоманией и хаотично приобретают «что-то новое, самое лучшее, самое большое в мире». При этом мало уделяют внимание флоту или системе ПВО.

Осенью в стране предстоят парламентские выборы. Популярность действующего правительства под руководством премьер-министра Матеуша Моравецкого снизилась до рекордно низкой отметки. В конце прошлого года почти половина опрошенных оценивала его деятельность критически. В стране самая высокая за последние 30 лет инфляция, энергетический кризис, и правительственные льготы и доплаты не сильно влияют на отношение к Моравецкому. Однако рост военных расходов может и не отразиться на электоральных предпочтениях.

Солдаты ВС Польши во время парада в Варшаве

Солдаты ВС Польши во время парада в Варшаве

Фото: Global Look Press/Pacific Press

«Существует значительная часть поляков, которая поддерживает правительство и партию «Право и справедливость» и настроены не просто консервативно, а даже националистически. Они взвинчены пропагандой и заявлениями отставных польских военных, — объясняет Буневич. — Но есть другая часть избирателей — проевропейских, они за сотрудничество с Брюсселем. Это люди ориентируются на Дональда Туска и «Гражданскую платформу» и не в восторге от роста затрат на вооружение».

Этот внутренний раскол долгое время был не столь заметен из-за общей цели поляков стать частью западного мира, но теперь поляризация мнений всё более усиливается. По мнению собеседников «Известий», оборонные инициативы правящей партии, скорее всего, не лишат ее голосов избирателей. Но определенно еще больше разделят общество.

Прямой эфир