Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Губернатор Гладков сообщил о повреждении предприятия после падения дрона ВСУ
Мир
Антонов указал на истинную причину продолжения поддержки Киева со стороны США
Армия
Минобороны рассказало о подвигах военнослужащих РФ на СВО
Авто
Названы самые популярные мотоциклы в России
Мир
Bloomberg сообщило о выставленной на продажу стратегической зоне Арктики
Мир
Брата и адвоката президента Перу арестовали по подозрению в коррупции
Происшествия
В Василеостровском районе Санкт-Петербурга произошел пожар
Общество
Житель Челябинской области выиграл 607 млн рублей в лотерее «Спортлото»
Общество
СК РФ возбудил второе уголовное дело после падения автобуса в реку в Петербурге
Мир
В парламенте Грузии сообщили о задержанном в ходе протестов россиянине
Армия
Войска РФ в ходе СВО за неделю нанесли 27 групповых ударов оружием большой дальности
Политика
Мишустин заявил о планах по модернизации первичного звена здравоохранения
Общество
Водитель упавшего в реку автобуса задержан и допрошен как подозреваемый
Мир
СМИ сообщили о передаче Парижем подлежавших утилизации ракет SCALP Киеву
Мир
Противники Tesla начали штурм помещения завода в Германии
Политика
Мишустин пообещал учитывать в работе прозвучавшие в Госдуме темы
Мир
СМИ сообщили о прибытии первых F-16 на Украину в течение нескольких недель

В мире богатых

Экономист Евгений Смирнов — о значении продления зерновой сделки
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

До начала СВО Украина ежемесячно экспортировала 5–6 млн т зерна. В феврале прошлого года его поставки через морские порты страны полностью прекратились. Это привело к нестабильности мировых цен на продовольственное сырье и его дефициту во многих государствах-импортерах. Для стабилизации поставок в июле 2022-го между Россией и Украиной при посредничестве и участии ООН и Турции, собственно, и была заключена так называемая Черноморская зерновая инициатива, более известная как зерновая сделка. Договоренности предполагают организацию безопасного судоходства по специально обозначенным коридорам для экспорта зерновых культур через морские порты Украины.

В ноябре соглашение было пролонгировано на 120 дней. В марте 2023 года истекает очередной срок сделки, на фоне чего Москва согласилась в этот раз только на 60-дневное продление. РФ в своем нежелании пролонгировать соглашение на 120 дней справедливо ссылается на антироссийские санкции, которые напрямую не были нацелены на отечественных экспортеров сельскохозяйственной продукции и удобрений, но косвенно затруднили поставки на мировой рынок, хотя РФ в рамках зерновой сделки отдельно подписала с ООН (без Украины и Турции) Меморандум о содействии продвижению российской сельскохозяйственной продукции и удобрений на мировые рынки. Именно положения этого документа, который был заключен на три года, по-прежнему не выполняются, уверены российские власти.

Впрочем, и первая часть зерновой сделки работает не так, как изначально предполагалось, ведь зерно и другое продовольствие из украинских портов по-прежнему поставляются прежде всего в развитые страны. В топ-3, в частности, входят Китай, Испания и Турция. Таким образом, зерновая сделка не решает продовольственной проблемы во многих беднейших странах. В общей сложности около половины разблокированного экспорта зерновых направляется в европейские государства, которые в условиях кризиса формируют большие запасы удобрений и продовольственного сырья, как это было, в частности, в случае с природным газом. Кроме того, часть зерна оседает у трейдеров, создающих спекулятивный оборот на рынке.

Тот факт, что страны Европы сформировали большие запасы зерновых, привел к снижению мировых цен на продовольственное сырье в среднем на 18% по сравнению с пиковыми значениями в 2022-м (на пшеницу — на 30%). Вместе с тем Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) отмечает, что цены на продовольствие все еще высоки (в январе 2023 года они были на 45% больше среднего уровня за последние 20 лет).

Но определенный прогресс, достигнутый зерновой сделкой, вряд ли можно назвать прочным, поскольку для беднейших стран-импортеров помимо доступа к продовольствию (дефицит им пока преодолеть не удалось) важную роль играет девальвация их валют по отношению к американскому доллару. Это увеличивает расходы на импорт, что создает дополнительную нагрузку на бюджеты этих государств.

Например, при снижении мировой справочной цены на пшеницу с октября прошлого года стоимость ее импорта в местной валюте отдельных развивающихся стран возросла, то есть конечный потребитель в итоге платит больше. Таким образом, достигнутое снижение мировых цен вряд ли можно считать преимуществом для стран, столкнувшихся с девальвацией своих национальных валют (в частности, это касается Египта).

Зерновая сделка так и не решила проблемы предсказуемости поставок, что, безусловно, продолжает повышать давление на цены, которые еще подвержены другим ограничениям — санкциям, высоким энергетическим издержкам и климатическим факторам.

Инфографика

Кроме того, сейчас наблюдается снижение объемов экспорта через морские порты Украины из-за частичной переориентацией торговли на речные порты — через Дунай. Это происходит, несмотря на то что такой способ поставки обходится намного дороже, ведь относительно маленькие речные порты не способны обслуживать крупнотоннажные суда-балкеры. Так, с января по ноябрь 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021-го экспорт зерна с Украины в Румынию через речные порты возрос с 1 тыс. до 1 млн т. При этом такая схема поставок весьма сомнительна — вряд ли все зерно уходит в конечные пункты назначения, то есть в страны Африки и другие нуждающиеся государства.

При этом стоит отметить, что в преддверии истечения срока сделки некоторые импортеры, к примеру Алжир, Саудовская Аравия или Тунис, наращивают объемы поставок. Именно это, а не сокращение срока продления сделки привело в последние дни к росту мировых цен на пшеницу и фьючерсов на этот товар.

В любом случае в условиях кризиса многие рынки становятся нестабильными, и страны стремятся к формированию больших запасов тех или иных товаров. Поэтому эффективность зерновой сделки в конечном итоге сомнительна, поскольку большая часть поставок обеспечивает не насущные потребности беднейших стран, а наращивание запасов ключевыми государствами-импортерами. Это касается в том числе Западной Европы.

Автор — доктор экономических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир