Отплытие в Америку: фирмы США хотят купить нефтяные компании Европы
Американские корпорации допускают слияние с европейскими конкурентами. Причина в колоссальной разнице в рыночной капитализации в пользу американцев при сопоставимых уровнях выручки и чистой прибыли. Не последнюю роль могут играть и более жесткие экологические стандарты в Европе, а именно требования со стороны властей и общественности избавиться от углеводородного бизнеса. Подробнее — в материале «Известий».
Массовый исход
Среди крупнейших энергетических компаний мира может произойти серия сделок века. Результатом станет полный исход нефтегазовых мейджоров из Европы и монополизация мирового рынка. Впрочем, именно поэтому аналитики считают такой шаг пока маловероятным — антимонопольные регуляторы способны просто заблокировать любую сделку в этом направлении. Однако в будущем ситуация может измениться.
На днях главный исполнительный директор Chevron Майкл Вирт не исключил консолидации между пятью крупнейшими западными производителями нефти. В качестве покупателей может выступить компания Вирта или другой американский лидер — ExxonMobil. Соответственно, объекты поглощения — это британская BP, Shell, уже лишившаяся голландской части «прописки», и французская Total.
Почему такие движения начались сейчас? Дело в том, что энергетический кризис 2022 года принес нефтяным корпорациям по всему миру баснословные прибыли, и западные игроки исключением не стали. В общей сложности пять упомянутых корпораций по итогам года заработали чистыми около $200 млрд. По любым критериям это сумасшедшие деньги, но в особенности с учетом того, что еще пару-тройку лет назад нефтяных мейджоров все списали со счетов как динозавров, которым нужно приспособиться к энергетическому переходу или умереть.
Однако в то время как заработки крупнейших нефтяников выросли синхронно, с их котировками всё выглядит куда менее однозначно. Скажем, Shell получила в 2022 году прибыли больше, чем Chevron ($39 млрд против $36 млрд). Однако по рыночной капитализации британцы уступают американскому конкуренту в полтора раза ($210 млрд против $320 млрд). Остальные европейские компании стоят и вовсе в разы меньше американцев.
Возобновляемые потери
Европейцам это не нравилось довольно давно. Так, в 2019 году правление Shell всерьез обсуждало передислокацию в США и листинг на американской бирже. Хотя в итоге было принято решение не торопиться, сейчас этот вопрос может всплыть вновь. Компании вроде Shell, BP и Total сделали слишком много обещаний о переводе основной части бизнеса в возобновляемую энергетику.
Выполнить их оказалось не так-то просто: соответствующие сектора не приносят прибыли. В то же время они отвлекают ресурсы от расширения профильной активности, которая собственно и дает десятки миллиардов долларов ежегодно. Сейчас переезд может состояться в связи с интересом со стороны американцев, которые чувствуют себя великолепно в финансовом плане и могут позволить себе потратиться.
Помимо всего прочего на британцев и континентальных европейцев напирают правительства, требующие от местных корпораций экстренного сбора со сверхприбылей (windfall tax), которые те получили благодаря геополитическим потрясениям.
Собственно, ничем новым эта ситуация не является. С момента, как американское правительство силой разукрупнило компанию Рокфеллеров Standard Oil, нефтяной сектор на Западе стремился к консолидации. Минул период могущественных «Семи сестер» в результате нефтяного шока 1970-х годов — до этого периода они контролировали 85% нефтяных резервов мира, после — в разы меньше. С тех пор начались слияния: Exxon объединился с Mobil, Chevron купил Gulf Oil и Texaco, BP и Total приобрели несколько более мелких фирм. К 2010-м годам структура крупнейших частных компаний более или менее стабилизировалась.
Нынешняя ситуация представляет новый вызов. Несмотря на то что крупнейшие американские и европейские нефтяники по-прежнему получают сверхприбыли, они сталкиваются с давлением со всех сторон. Экологи требуют от них отказаться или уменьшить долю собственно нефтегазового бизнеса, правительства хотят получать с этих прибылей больше налогов, а конкуренция с государственными и частными компаниями из развивающихся стран за ресурсы обостряется.
Впрочем, у потенциальных сделок будет множество препятствий, которые делают их осуществление сложным или почти невыполнимым процессом, считают эксперты.
— Речь вряд ли идет о покупке нескольких европейских компаний, потому что это не по карману ни ExxonMobil, ни Chevron, — говорит аналитик TeleTrade Алексей Федоров. — А скорее о выборочном и очень сложном поглощении отдельной BP как самой маленькой по капитализации (около $105–110 млрд) или совместной покупке более дорогой Total (около $140–150 млрд). Покупка Shell вряд ли возможна, ее рыночная капитализация — более $200 млрд. Притом что рыночная стоимость ExxonMobil около $460–470 млрд, а Chevron — $320–330 млрд. То есть такое приобретение окажется слишком дорогим для сохранения финансовой устойчивости американских компаний и фактически поставит их будущее в прямую зависимость от высоких цен на энергоресурсы в ближайшие несколько лет. Естественно, гарантировать этого никто не может.
Кроме того, из-за различных подходов к развитию зеленой энергетики ExxonMobil и Chevron гораздо меньше представлены в ESG-проектах, чем BP и Total. Компаниям, скорее всего, придется выделять соответствующие направления в европейских корпорациях в отдельный бизнес. Иначе политики, продвигающие зеленую повестку, заблокируют любую сделку под предлогом угрозы их планам по развитию альтернативной энергетики.
По словам Федорова, столь сложная корпоративная реструктуризация, особенно в случае колебаний цен на энергоресурсы, а значит, и оценок компаний, которые обязательно будут происходить в 2023 году, усложнит процесс переговоров и поглощение.
— Для того чтобы оно реально произошло, потребуется в первую очередь политическая договоренность, о том, что часть европейского энергетического сектора уходит под контроль США. Движение в эту сторону мы наблюдаем уже сейчас. Однако пока оно происходит на уровне роста зависимости европейского энергетического рынка от поставок американских энергоресурсов, а не закрепления прав собственности на европейский бизнес. Так что с экономической точки зрения поглощение BP или Total американскими корпорациями выглядит маловероятно, но если оно все-таки произойдет, это будет политическим сигналом к тому, что увеличение энергетического главенства США в Европе закрепляется юридически, — отмечает специалист.
— Мы считаем сделки такого масштаба маловероятными, — дополняет аналитик «Финама» Сергей Кауфман. — Слияние даже части из этих компаний стало бы существенным шагом к возвращению отрасли в состояние столетней давности, когда Standard Oil Рокфеллера была почти монополистом. Иначе говоря, получить одобрение властей на подобную сделку было бы крайне проблематично. На таком фоне считаем более вероятными лишь небольшие и средние M&A, как это и происходило в последние годы.