По новой на Новой: где Россия может возобновить ядерные испытания
В США задумываются о возобновлении натуральных испытаний своего ядерного оружия. Если это случится, Россия ответит тем же, заявил Владимир Путин в послании Федеральному собранию 21 февраля. Он поручил Министерству обороны и «Росатому» обеспечить готовность к испытанию. Как и где тестировалось советское и российское ядерное оружие и где прямо сейчас можно возобновить такие испытания, разбирались «Известия».
Первый полигон
После окончания Второй мировой войны советский ядерный проект перешел в стадию практического создания ядерных бомб, и сразу возникла проблема с поиском места для их практического испытания. Было ясно, что речь идет об оружии огромной мощности, о перспективе радиоактивного заражения большой территории. Не до конца были изучены и физические явления, которые могли возникнуть при испытаниях. Поэтому площадку для их проведения сразу выбирали исходя из удаленности от населенных пунктов, сельхозугодий, но с транспортной доступностью.
Поиски начались в ноябре 1946 года. Еще не существующий полигон получил название «Горная станция» Первого главного управления (ПГУ) при Совете Министров СССР. ПГУ было организацией, решавшей весь круг вопросов, связанных с созданием ядерного оружия. В июне 1947 года из шести вариантов выбрали площадку в Казахстане, в 170 км западнее города Семипалатинск на берегу реки Иртыш.
Вскоре там началось капитальное строительство. Объект сменил название с «Горной станции» на «Учебный полигон № 2» Министерства Вооруженных Сил СССР.
1 июня 1948 года туда прибыли подразделения опытно-научной части и тыла. Первое испытание отечественного ядерного оружия под названием РДС-1 мощностью в 22 килотонны произвели 29 августа 1949 года. Причем проверяли не только саму бомбу, но и устойчивость разных видов военной техники (танков, самолетов и т.д.), а также инженерных сооружений (жилых домов, бункеров, дотов, метро и т.д.) к поражающим факторам ядерного взрыва.
Следующие испытания произвели в 1951 году, причем в ходе третьего ядерную бомбу не установили на земле, а сбросили с самолета Ту-4. 12 августа 1953 года был испытан первый в мире термоядерный заряд — РДС-6С.
В дальнейшем ядерная промышленность СССР интенсивно создавала новые виды боеприпасов. Семипалатинский полигон активно развивался. Там регулярно проводились наземные, воздушные и подземные тесты. В частности, 22 ноября 1955 года была испытана путем сброса с бомбардировщика Ту-16 первая термоядерная бомба РДС-37. А 11 октября 1961 года было произведено первое подземное ядерное испытание.
Международные ограничения
5 августа 1963 года в Москве СССР, США и Великобритания подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.
После этого на территории 2-го Государственного центрального научно-исследовательского испытательного полигона (так к тому времени официально назывался Семипалатинский полигон), проводились только подземные ядерные испытания мощностью от 20 до 150 килотонн.
Всего в 1949–1989 годах на Семипалатинском ядерном полигоне прошло не менее 468 испытаний, в ходе которых взорвали 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе 125 атмосферных и 343 подземных. Осуществлялись также десятки гидроядерных и гидродинамических испытаний и неполные цепные реакции. Последний взрыв осуществили 19 октября 1989 года. 29 августа 1991 года правительство Казахстана закрыло полигон.
Северные земли
В середине 1950 годов в СССР начали разрабатывать ядерные боеприпасы морского базирования: боеголовки крылатых и баллистических ракет, ядерные торпеды и глубинные бомбы. Их надо было испытывать в морских водах.
В 1954 году для такого полигона выбрали территорию архипелага Новая Земля. Он был достаточно удален от населенных пунктов, обладал глубоководными бухтами и горами, что давало возможность проводить любые испытания без ограничения по мощности. 17 сентября 1954 года началось формирование «Объекта 700», который в дальнейшем стал Государственным Центральным полигоном № 6 МО СССР. Подводные ядерные испытания было решено проводить в губе Черная. Главная база полигона разворачивалась в губе Белушья, аэродром построили в поселке Рогачево.
21 сентября 1955 года в Черной губе провели первое советское подводное ядерное испытание. На глубине в 12 м взорвали небольшой заряд РДС-9 мощностью 3,5 килотонны. 10 октября 1957 года с борта подводной лодки С-144 выпустили торпеду Т-5 с ядерной боеголовкой.
В обоих случаях взрывы проводились среди собранных в губе боевых кораблей и подводных лодок. Целью было оценить устойчивость кораблей к поражающим факторам ядерного оружия. Ряд кораблей, в частности легендарный эсминец Северного флота времен Великой Отечественной войны проекта 7 «Гремящий» и по сей день находится там.
За 1955–1990 годы на Новой Земле произвели 132 ядерных взрыва: 87 в атмосфере (из них 84 воздушных, 1 наземный, 2 надводных), 3 подводных и 42 подземных. Среди экспериментов были и очень мощные мегатонные испытания ядерных зарядов, проводившиеся в атмосфере над архипелагом. Так, 30 октября 1961 года над Северным островом архипелага на высоте около 4 км был взорван мощнейший в истории человечества термоядерный боеприпас — 50-мегатонная «Царь-бомба». Сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар, а звуковая докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 км.
В 1990 году ядерные испытания на полигоне прекратились, но он остается действующим. Это позволило сохранить всю его инфраструктуру и кадры.
Некоторое количество ядерных испытаний провели на полигоне Капустин Яр. Широко известно и войсковое учение на Тоцком полигоне 14 сентября 1954 года с фактическим применением ядерного оружия. Сейчас ни тот ни другой не пригодны для этих целей. В отличие от Новой Земли.
Несмотря на то что последний испытательный ядерный взрыв в мире прогремел в 1996 году, и в России, и за рубежом продолжают создавать и ставить на вооружение новые типы и виды ядерного оружия. Эксперты утверждают, что никакое моделирование процессов ядерного взрыва на любых супермощных компьютерах не даст достаточно точных результатов. Боеприпас можно испытать без наличия в нем расщепляющихся материалов, что покажет степень готовности к использованию, но не даст ответа на вопрос о реальных поражающих характеристиках нового оружия. Только фактические испытания могут показать, может ли новый ядерный боеприпас вообще взорваться и какие он даст при взрыве физические характеристики.
Именно с необходимостью натурных испытаний связаны ведущиеся в тех же США дискуссии о возобновлении ядерных тестов. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний может повторить судьбу других стратегических договоров, из которых уже вышли Соединенные Штаты. А стало быть, России надо быть готовой к возобновлению проведения своих ядерных испытаний. Необходимая инфраструктура в нашей стране для этого сохранена.