Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство согласовало инвестиционный проект о поставке российской авиатехники дальневосточной авиакомпании «Аврора» на общую сумму около 55 млрд рублей, узнали «Известия». Речь идет о 18 самолетах (восемь SSJ-New и 10 «Байкалов») и 21 вертолете с передачей в лизинг в 2024–2026 годах. Это один из крупнейших инвестпроектов за последнее время. Сделка будет профинансирована за счет средств ФНБ с привлечением коммерческих денег, сообщил источник. Новые самолеты «Аврора» сможет использовать на местных маршрутах в ДФО, а вертолеты — для перевозки вахтовиков, считают эксперты. Больший контракт пока только у «Аэрофлота» — компаниям группы планируется передать 63 лайнера на 175,4 млрд рублей из ФНБ.

Второй после «Аэрофлота»

Профильные министерства согласовали инвестпроект по поставке российской авиатехники в лизинг дальневосточной авиакомпании «Аврора», сообщил «Известиям» источник, близкий к кабмину.

Общая стоимость сделки составит чуть более 55 млрд рублей, рассказали два источника, знакомых с деталями сделки. Из них на 33 млрд будет поставлен 21 вертолет Ми-171А2 и Ми-171А3, а восемь Superjet New и десять девятиместных «Байкалов» обойдутся в 22 млрд рублей, сообщил один из собеседников. Самолеты Л-410 и Ил-114-300, которые ранее также планировалось передать авиакомпании, не вошли в итоговый инвестпроект, уточнил он.

лмс-901 байкал самолет

Российский самолет ЛМС-901 «Байкал» на авиасалоне в Жуковском в 2021 году

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Параметры заказа согласованы производителями техники — Объединенной авиастроительной корпорацией, Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА, производитель «Байкалов») и «Вертолетами России» — с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Сейчас они проходят корпоративное одобрение в «Авроре», после чего будут подписываться контракты, уточнил источник.

самолетыОфициальные представители «Авроры», ОАК, ГТЛК отказались от комментариев. В пресс-службах Минпромторга, Минфина и Минтранса их также не предоставили.

Представитель УЗГА подтвердил «Известиям», что завод участвует в проекте в качестве поставщика в лизинг десяти самолетов ЛМС-901 «Байкал».

Раскрывать финансовые и технические условия по договору поставки до момента подписания твердого контракта и без согласования сторон мы не уполномочены, — уточнил представитель компании.

«Известия» также направили запрос в пресс-службу правительства.

Схема финансирования

В январе кабмин одобрил другой инвестпроект поставки российских бортов — для «Аэрофлота». Согласно ему, компаниям группы планируется передать в лизинг от «Авиакапитал-Сервиса» 63 российских самолета, на что из Фонда национального благосостояния (ФНБ) выделят 175,4 млрд рублей. На эти деньги Минфин закупит облигации «Авиакапитал-Сервиса» со ставкой купона 1,5% годовых.

В отличие от поставки самолетов в «Аэрофлот», которая будет на 100% финансироваться из ФНБ, часть «Байкалов» и Ми-171А3 для «Авроры» передадут с участием коммерческих денег, рассказал источник «Известий».

Ми-171А3

Летные испытания вертолета Ми-171А3

Фото: пресс-служба холдинга «Вертолеты России»

Эксперты по-разному отнеслись к этому различию. Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что у ГТЛК просто есть успешный опыт привлечения рыночных денег и его можно тиражировать.

Аналитик Telegram-канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова считает, что приоритет в финансировании из ФНБ может отдаваться «Аэрофлоту» в силу того, что он подписал соглашение о намерении приобрести 339 отечественных бортов.

— С другой стороны, президент поручил поставить авиакомпаниям не менее 700 самолетов и вертолетов с привлечением средств ФНБ. При этом, согласно комплексной программе развития авиаотрасли до 2030 года, авиакомпаниям будет передано 1,8 тыс. единиц авиатехники. То есть поставка только около 39% техники будет финансироваться из ФНБ, — отметила эксперт.

Елена Сахнова напомнила, что деньги ФНБ выдаются на льготных условиях, что позволяет снизить ставку лизинга для перевозчика.

Сроки поставки и маршруты

В этом году «Аврора» вновь не получит никакой российской техники, хотя предполагалось поставить первый Superjet еще в 2021-м, о чем заявлял тогда глава ГТЛК Евгений Дитрих. Затем сроки сдвинули на IV квартал 2022 года, но и в прошлом году перевозчику также не передали технику.

суперджет

Цех сборки самолетов Sukhoi Superjet на заводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре

Фото: ТАСС/Гавриил Григоров

Теперь «Аврора», согласно инвестпроекту, получит первые вертолеты и четыре Superjet New только в 2024 году. В 2025-м перевозчик ожидает еще четыре SSJ и первые пять «Байкалов». В 2026-м планируются поставки оставшихся вертолетов и еще пяти ЛМС-901.

Олег Пантелеев из «Авиапорта» объяснил перенос сроков тем, что ранее речь шла о Superjet с импортными комплектующими, но после февраля 2022-го стало очевидно, что «заводить в эксплуатацию» SSJ в старом облике нет смысла.

Елена Сахнова считает новые сроки поставки «Байкалов» в «Аврору» вполне реалистичными. При этом первая партия самолетов будет комплектоваться еще иностранными двигателями GE H80-100, сообщил 8 февраля на выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2023 начальник управления продаж и маркетинга УЗГА Максим Харин.

— По SSJ требуется много доработок в части замены двигателя, который ранее производился российско-французским совместным предприятием. Могут быть задержки поставок, — полагает Елена Сахнова.

Новые самолеты, по ее словам, «Аврора» сможет использовать для перевозки пассажиров по социально значимым направлениям на Дальнем Востоке.

вертолет
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Вертолеты Ми-171А3 будут перевозить вахтовиков преимущественно из Ногликов (Сахалинская область) на добывающие платформы на шельфе Охотского моря, добавил ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко.

Отсутствие в проекте самолетов Л-410 и Ил-114-300 Олег Пантелеев объясняет невозможностью на текущий момент рассчитать стоимость будущих бортов.

— Сейчас производители не могут гарантировать ценовые параметры по этим продуктам. По Л-410 остаются вопросы со стоимостью иностранных комплектующих и импортозамещения в целом. В наличии сейчас этих самолетов нет. По Ил-114 аналогично — не сложилось впечатления, что завтра их смогут поставить, — сообщил эксперт.

Источник, близкий к ОАК, рассказал «Известиям», что инвестпроекты формируются этапами, поэтому ожидается, что Ил-114-300 будет фигурировать в следующем пакете. Другой собеседник в одном из предприятий авиапрома уточнил, что «Аврора» только недавно согласовала две компоновки салона самолета, но ни его стоимость, ни годы поставки неизвестны.

Справка «Известий»

«Аврора» — российская региональная авиакомпания, базирующаяся в Южно-Сахалинске, Владивостоке и Хабаровске.

Образована 25 сентября 2013 года на базе двух авиакомпаний: «Сахалинские авиатрассы» и «Владивосток Авиа». Перевозчик связывает регулярными рейсами города Дальнего Востока и Сибири. Ранее входил в группу «Аэрофлот». В 2021 году авиакомпания стала базовой для создания единого дальневосточного перевозчика по поручению президента. Акционерами являются правительства всех 11 субъектов ДФО и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Прямой эфир