Методом пробы: Россия заняла четвертое место по золотовалютным резервам
Россия вошла в четверку стран мира по объему золотовалютных резервов с общим показателем $582 млрд. Таковы показатели по итогам анализа данных национальных центробанков. В тройке лидеров: Китай ($3,31 трлн), Япония ($1,27 трлн) и Швейцария ($924 млрд). Замыкает пятерку Индия ($563 млрд), на шестом — Саудовская Аравия ($460 млрд), которая обогнала за прошедший год Гонконг ($424 млрд) и Южную Корею ($424 млрд). О чем говорит расположение стран в рейтинге и почему растут объемы российских резервов — в материале «Известий».
План и факт
По итогам прошлого года первую десятку покинул Сингапур, пропустив вперед Бразилию ($325 млрд) и Германию ($295 млрд). В 2022 году Россия по итогам первого полугодия уступила Индии, но затем вернулась на четвертое место. В топ-30 появился и новичок — Швеция, которая вытеснила Нидерланды.
Напомним, весной 2022 года западные страны, признанные недружественными, заморозили $300 млрд из ЗВР РФ. В ответ на эти действия наша страна заблокировала часть иностранных активов.
Значимость общего размера международных резервов России сейчас существенно ниже, чем в прошлом году, поскольку примерно половина из них (ЦБ РФ называл цифру около $300 млрд) заблокирована из-за западных санкций, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
— Соответственно, они не могут быть использованы для валютных интервенций в случае необходимости снижения волатильности на валютном рынке. Фактически из ликвидных валютных резервов остались только юани, а также монетарное золото. Несмотря на рекордный профицит счета текущих операций РФ в прошлом году, ЦБ РФ не закупал валюту в международные резервы. То есть их восстановление происходило за счет переоценки активов в долларах, — уточняет она.
Эксперт напоминает, что в этом году заработала новая версия бюджетного правила. Теперь резервы будут пополняться в юанях в том случае, если нефтегазовые доходы будут выше базового уровня. И наоборот, резервы в юанях будут расходоваться на компенсацию недополученных нефтегазовых доходов, как это происходит сейчас.
Косвенный показатель
Несмотря на геополитическую ситуацию на мировой арене, России удается сохранить достойное место в рейтинге стран с крупнейшими ЗВР, подчеркивает заместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко.
— Это говорит о высоком профессионализме лиц, принимающих решения в структуре Центробанка. В течение 2022 года было несколько опасных моментов. Удалось избежать паники за счет, на первый взгляд, спорных решений. Но, оглядываясь назад, становится очевидно, что это были единственно верные решения (манипуляции с ключевой ставкой, правила продажи части выручки для экспортеров, бюджетное правило и так далее). Другое дело, что контроль над большей их частью пока утерян. И когда вернется и вернется ли вообще — неизвестно, — сетует эксперт.
По мнению финансиста, безоговорочное первенство Китая в рейтинге — показатель масштаба экономики. КНР становится лидером по объему золотовалютных резервов в 17-й раз подряд.
— Отрыв Китая от второго места — более чем двукратный. Это значит, что еще долго КНР не смогут догнать по этому показателю. Что примечательно, США не входят даже в первую десятку с $37,2 млрд. А впереди, например, такие страны, как Бразилия, Мексика и Израиль, — добавляет Макаренко.
По словам собеседницы «Известий», объем ЗВР — это косвенный показатель силы и стабильности экономики, однако вкупе с госдолгом в $30 трлн можно судить о дисбалансе.
— А в случае глобальных потрясений, которые случились в 2020 году, «сильнейшая экономика мира, США», плохо подкрепленная реальными деньгами в обороте и в запасе, может оказаться не так сильна перед ударами, как нам пытаются показать, — замечает Юлия Макаренко.
Добрые знаки
Россия сохраняет высокий уровень международных резервов, несмотря на беспрецедентные незаконные экономические рестрикции против нашей страны. Это, несомненно, позитивный сигнал, оценивает текущую ситуацию эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.
— Это маркер того, что стране не приходится активно продавать валюту для обеспечения финансовой стабильности и наполнения внутреннего рынка, что обеспечено высоким уровнем экспорта и несколько сократившимся импортом. Но стоит помнить, что более половины российских международных резервов незаконно заморожены в странах ЕС и G7. Так что, если вдруг возникнет такая потребность, страна не сможет ими оперативно воспользоваться, — напоминает аналитик.
По его словам, США и их союзники продолжают вводить всё новые ограничения против российской внешней торговли и пока нельзя уверенно предположить, насколько эффективными они окажутся.
— Хотя ряд обнадеживающих сигналов уже поступает. В свете этого можно предположить, что Минфин продолжит наращивать внутренний рублевый долг для покрытия дефицита бюджета, — прогнозирует Артем Клюкин.
Рискованный актив
Положение стран в рейтинге золотовалютных накоплений свидетельствует о несколько разноречивых тенденциях, утверждает заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.
— Накопление золотого запаса повышает финансовую стабильность государства, появляется резерв в ликвидных активах, которые можно в случае чего продать на рынке дружественным странам. Однако с точки зрения инвестиционной привлекательности к золоту я бы относился осторожно. Золото стало часто вести себя так же, как и все рискованные активы: то есть с ростом рынка оно растет, с падением — падает. А это снижает его ценность в качестве средства сбережения, — объясняет эксперт.
Золото является очень консервативным активом, подчеркивает эксперт.
— Если экономика восстанавливается — ценность золота снижается. А я думаю, что, несмотря на сложный 2023 год, в 2024 году глобальная экономика будет восстанавливаться. То есть другие активы — акции, госбумаги, корпоративные облигации и так далее — растут быстрее, — подытоживает Александр Абрамов.