Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО за ночь сбили 67 украинских БПЛА над территорией России
Мир
В МИД Китая сообщили об угрозе Японии безопасности страны
Общество
В ГД рассказали о введении новых правил предоставления семейной ипотеки
Происшествия
В Ангарске ввели режим ЧС из-за аварии на ТЭЦ
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два украинских БПЛА в небе над Тульской областью
Происшествия
В Северо-Курильске из-за землетрясения прорвало отопительную трубу больницы
Мир
США выделят на поддержку Украины в 2026–2027 годах $800 млн
Армия
Стало известно о бегстве ВСУ с поля боя в освобождаемом селе Ровное ДНР
Авто
Средний возраст б/у авто в продаже в России превысил 12 лет
Общество
В аэропорту Калуги сняли временные ограничения на работу
Общество
Опрос выявил у россиян страх перед карьерным ростом
Общество
Ученые указали на усиление хронической боли чувством несправедливости и гневом
Общество
По делу миллиардера Сулейманова появился секретный свидетель
Происшествия
Велосипедист пострадал при атаке дрона ВСУ в Белгородской области
Происшествия
Тело утонувшего подростка обнаружили в Хабаровском крае
Общество
Умер 106-летний ветеран ВОВ Василий Дыгай
Мир
Глава Чечни указал на высокую плату Киева за атаки на мирные объекты России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пако Рабана не зря называют революционером в мире моды. Его первая коллекция носила говорящее название «Манифест: 12 платьев из современных материалов, которые невозможно носить». Но восхищались, и носили, и оглядывались коллеги на его новые работы, составляя коллекции и для высоких брендов, и для магазинов ширпотреба. Он был одним из тех, кто принес в моду полет фантазии. О жизненном пути знаменитого дизайнера вспоминают «Известия».

Архитектор, строивший платья

Франсиско Рабанеда-и-Куэрво родился 18 февраля 1934 года в городе Пасайя, в испанской Стране Басков. Он рано остался без отца: полковник-республиканец сражался против армии Франко и был убит фалангистами. Над его матерью, убежденной коммунисткой, тоже сгущались тучи — но ее выручила профессия. Она работала главной швеей в ателье испанского кутюрье Кристобаля Баленсиаги, и тот, увозя свой бизнес из охваченной гражданской войной Испании в Париж, взял с собой семью будущего модельера — его мать, бабушку, двух сестер и его самого.

Чтобы прокормить семью, мать будущего дизайнера сутками пропадала в ателье. Хозяйство легло на плечи бабушки, которой дети помогали, как могли. Позднее Пако Рабан вспоминал, что на становление его личности и характера в равной степени повлияли и мать, несгибаемая коммунистка и атеистка, и набожная, верившая в колдовство и магию бабушка. Именно она дала ему прозвище Пако — «вороненок». А фамилию он сократил на французский лад, создавая собственный модный бизнес.

 Пако Рабанн (в центре), 1968 год

Пако Рабан (в центре), 1968 год

Фото: AP/Spartaco Bodini

Впрочем, в моду он пришел не сразу. Окончив школу в 1950-х, будущий дизайнер пошел учиться на архитектора в Национальную школу изящных искусств в Париже. Чтобы оплачивать учебу, он отрисовывал коллекции одежды для Dior и Givenchy, делал эскизы обуви для Charles Jourdan. Получив образование, работал в строительной компании Огюста Перре — для заработка. Для души оставался мир моды. К эскизам модных коллекций добавилось изготовление аксессуаров и бижутерии. Тут-то ему и пригодились познания в сфере строительства и архитектуры. Он первым стал использовать в работе родоид — высококачественную пластмассу из ацетилцеллюлозы. Изделия получались яркими и прочными, им можно было придать любую форму, так что своим необычным внешним видом они сразу выделялись на фоне конкурентов. Популярность пришла почти сразу: только в 1965 году бренды, с которыми сотрудничал Пако Рабан, продали около 20 тыс. экземпляров его бижутерии. И тогда он решил: пора.

В стекле и металле

В 1965 году Пако Рабан — так теперь звали многообещающего модельера — представил публике свою первую коллекцию одежды, те самые 12 платьев из современных материалов, непригодных к носке. Действительно, на первый взгляд, казалось, что такую одежду не просто невозможно — опасно носить! Каждое из металлических платьев, в которых вышли на подиум темнокожие модели (что тоже было вызовом в те времена), весило 10–15 кг. А платья из пассатижей и проволоки на каждом шагу грозили травмами модели. Тем не менее своей цели коллекция достигла. Она стала настоящим скандалом, взорвав мир моды бурей самых разнообразных эмоций по отношению к молодому дизайнеру-провокатору.

Впрочем, одно из платьев коллекции было вполне пригодно для носки. Платье из легких зеркально-серебристых дисков модельер сконструировал специально для Одри Хэпберн. Впоследствии она появилась в нем в фильме «Двое в пути» — и мир вновь вспомнил о Рабане. А тот тем временем, не выждав и года, представил новую «Легкую коллекцию» — на сей раз одежды из бумаги. Тогда же, в 1966 году, он открыл собственный модный дом, решив, что славы, пусть скандальной, и известности ему для этого уже вполне достанет.

Так и вышло. Каждая коллекция Рабана становилась сенсацией. Его стиль невозможно было не узнать: он использовал в одежде самые невообразимые материалы: от стекла и металла до сухих цветов и полос кожи. В 1988 году он вывел на подиум манекенщиц в платьях из лазерных дисков и оргстекла. Его идеи обсуждали, спорили и в конце концов принимали. Прошли годы — и одежда из всего, что попало под руку, превратилась в модный тренд. Но Рабан вновь пошел своим путем. Со временем его коллекции стали куда более подходящими для ношения, сохранив при этом оригинальность форм, неповторимость авторских сочетаний цветов и материалов, архитектурно резкие линии. Их носили Брижит Бардо, Элизабет Тейлор, Джейн Фонда. Их обожали кинематографисты: лучшего способа визуально выделить героиню, привлечь к ней все взгляды, чем наряд от Пако Рабана, невозможно было придумать. Костюм, сделанный им в 1968 году для Джейн Фонды в фильме «Барбарелла», в 2004 году по опросу журнала Film Review был признан самым сексуальным женским кинонарядом всех времен.

Запах города

В 1969 году Пако Рабан выпустил свою коллекцию парфюма. И вновь он был ни на кого не похож. В то время в моде были цитрусовые и сладкие женские запахи, а Рабан полностью отошел от канона, предложив модницам свою линейку Calandre с резким древесным запахом кипариса. А вскоре мир покорила самая громкая новинка от Рабана — духи-унисекс Paco для молодых жителей современных мегаполисов. Его парфюм очень скоро стал не менее популярен, чем его модные коллекции, и в 1976 году бренд Paco Rabanne открыл в Шартре завод по производству парфюмерии.

Каждый его шаг в мире моды становился маленькой революцией. Именно Пако Рабан первым стал выводить манекенщиц на подиум под музыку вместо монотонной начитки описания очередного наряда. Его металлические кольчуги амазонок копировали в ткани, используя блестящую материю и металлизированные нити — и десятилетия спустя его революционные модели, почти непригодные к носке, оставались по-прежнему актуальными, всё чаще встречаясь и на светских раутах, и на модных вечеринках.

Пако Рабан с моделями после презентации своей весенне-летней коллекции, 1993 год, Париж, Франция

Пако Рабан с моделями после презентации своей весенне-летней коллекции, 1993 год, Париж, Франция

Фото: AP/Lionel Cironneau

Пако Рабан никогда не был модельером-теоретиком, раздающим указания помощникам, подмастерьям и швеям. Он собственноручно занимался изготовлением новых коллекций, чаще всего не за швейной машинкой, а с пассатижами и отверткой в руках. Он отлично понимал, что является главной составляющей популярности его коллекций. «Мои платья пользуются популярностью, потому что они шокируют. Не может быть, чтобы женщина надела их и осталась незамеченной», — говорил он.

Своим путем

В конце 1990-х Пако Рабан охладел к миру высокой моды. Он всё больше занимался живописью и общественной работой, передав дела в руки наследников. Увы, собственных детей у модельера не было: его империя перешла к каталонскому модному дому Puig, который Рабан долгое время консультировал, работая в сотрудничестве с Розмари Родригес, создававшей коллекции одежды для этой торговой марки.

Сам модельер на рубеже веков по-прежнему занимался искусством. На собственные средства он издавал несколько журналов, финансировал создание культурных и творческих центров в развивающихся странах, участвовал в благотворительных проектах. В 2005 году он приехал в Москву, чтобы провести выставку своих картин в Центральном доме художника. А пару лет спустя вернулся в российскую столицу в рамках своей всемирной акции по борьбе со СПИДом.

Пако Рабанн в московском магазине одежды Дома моды «Пако Рабанн» во время приезда на I Неделю высокой моды в ГЦКЗ «Россия», Москва, 1994 год

Пако Рабан в московском магазине одежды Дома моды «Пако Рабан» во время приезда на I Неделю высокой моды в ГЦКЗ «Россия», Москва, 1994 год

Фото: РИА Новости/Алексей Бойцов

3 февраля 2023 года Пако Рабан умер на 89-м году жизни. О его смерти сообщил официальный аккаунт бренда Paco Rabanne в соцсетях. «Мы благодарны мсье Рабану за его авангардное наследие и открытое им будущее, в котором нет ничего невозможного», — сказано в сообщении.

Читайте также
Прямой эфир