Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕС предупредили о трудностях фермеров из-за дешевого зерна с Украины
Мир
Президент Хорватии указал на расплату Европы за конфликт на Украине
Мир
Нетаньяху заявил об обсуждении с Блинкеном укрепления альянса против Ирана
Мир
Мельник попросил у Берлина в 10 раз больше танков Leopard 2 для Киева
Мир
МИД Ирана призвал Киев к ответу из-за заявлений советника главы офиса Зеленского
Мир
Франция и Австралия договорились о производстве снарядов для поставки Киеву
Мир
Депутат бундестага поддержал отказ Шольца дать Киеву истребители
Спорт
Глава ОКР Поздняков отметил вред бойкота Олимпиад для спорта России
Мир
Запад может обязать Киев не применять против РФ поставленное оружие
Мир
Кириллов сообщил о найденном захоронении украинских биоматериалов в ЛНР
Мир
В США обеспокоились из-за позиции властей по поставкам оружия Киеву
Мир
Умер обладатель Кубка Канады хоккеист Бобби Халл
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России могут разрешить транспортировку отходов 1–4-х классов опасности всем компаниям и отменить обязательное лицензирование этой деятельности. Меру, предложенную Росприроднадзором, поддержали в Минэкономразвития, следует из письма замглавы МЭР Алексея Херсонцева, которое чиновник разослал в профильные ведомства. С документом от 13 января ознакомились «Известия». В Минприроды сообщили, что изучат вопрос. С одной стороны, такая мера позволит снизить издержки бизнеса, с другой — может привести к экологическим рискам, ведь в этом случае любая фирма без специального оборудования сможет заняться перевозкой, что повысит вероятность попадания опасных веществ в окружающую среду.

Новые разрешения

К 1–4-м классам опасности относятся отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, которые присутствуют в различных отходах производства. Речь, в частности, идет о содержащих ртуть изделиях, аккумуляторах, отработанных маслах и продуктах нефтепереработки, пластиковых и резиновых товарах. Сейчас компании обязаны получать лицензии на вывоз таких отходов у Росприроднадзора, но эта затратная и непростая процедура может занимать несколько месяцев и обходиться компании в 350 тыс. рублей, сказал «Известиям» член Общественного совета при Росприроднадзоре, эксперт комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владислав Жуков.

переработка пластик
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Эксперт добавил, что действие лицензий ограничено территориально, то есть компании должны их получать для работы в каждом отдельном субъекте РФ, что также увеличивает издержки. Поэтому мера позволит в целом снизить нагрузку на бизнес, в частности сократить тариф на вывоз отходов.

Транспортировка строительных отходов, например грунта, может стоить около 1,5 тыс. рублей за 1 т, битума — 6 тыс., рассказал «Известиям» источник в отрасли. У каждого предприятия объемы отходов различны, но ежемесячные затраты на вывоз могут составлять сотни тысяч рублей, уточнил Владислав Жуков. Не исключено, что в случае одобрения меры профильными ведомствами ее направят в виде законопроекта в Госдуму уже в весеннюю сессию, добавил он.

Вместо обязательного лицензирования может быть введен уведомительный принцип для компаний, которые вывозят отходы, говорится в письме Минэкономразвития. Бизнес будет направлять информацию в Росприроднадзор об имеющихся парках автомобилей и объемах транспортировки, пояснил Владислав Жуков.

По словам главы Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс» (объединение отраслевых организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления) Валерии Гулимовой, в правительстве давно прорабатывают вопрос повышения эффективности обращения с отходами, поэтому предложение Росприроднадзора выглядит логичным.

«Известия» направили запрос в аппарат профильного вице-премьера Виктории Абрамченко.

Один из участников рынка перевозки отходов считает, что благодаря отмене лицензирования компании смогут избежать необоснованных бюрократических препятствий деятельности. Например, когда Росприроднадзор отказывает фирме в лицензии из-за отсутствия специальных маркировочных наклеек на автомобиль или других незначительных несоответствий требованиям ведомства и процесс получения разрешения затягивается на многие месяцы.

мусор отходы
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

Генеральный директор ООО «ЭдАн Инжиниринг» (производитель оборудования для АЗС) Эдуард Анимаев добавил, что для российской промышленности такая мера будет выгодной: увеличение числа игроков и снижение тарифов на вывоз отходов позволят заводам снизить свои расходы. При этом он согласен, что необходимо гарантировать качество услуг и безопасность транспортировки.

С другой стороны, освобождение от лицензирования может привести к значительному росту числа игроков на рынке, в том числе к появлению недобросовестных компаний, которые будут нарушать нормы экологической безопасности или умышленно вывозить отходы в неположенные места. Если сейчас в стране есть около 1 тыс. транспортировщиков отходов, то с новыми правилами их число может вырасти в несколько раз, считает один из участников рынка перевозки.

Без проработки дополнительных мер контроля фактически любая фирма без специального оборудования сможет заняться перевозкой, что повысит вероятность попадания опасных веществ в окружающую среду, согласна эксперт в области экологии Александра Кудзагова.

В Минприроды пояснили, что на данный момент ведомство только прорабатывает возможность реализации нового разрешительного режима.

минпророды
Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

— На площадке министерства будет рассмотрена целесообразность такого контроля в том числе с участием заинтересованных ведомств, региональных операторов и представителей бизнеса, — подчеркнули в Минприроды.

«Известия» направили запросы в Росприроднадзор, Минэкономразвития, Федеральному экологическому оператору (входит в «Росатом»), а также в «Русал», Сибирскую генерирующую компанию, СУЭК, «Татнефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть».

Подход к отходам

Количество производственных отходов и бытового мусора, которое генерируют российские компании, практически непрерывно растет из года в год. 2021-й стал рекордным — сгенерировано 8,45 млрд т отходов, что на 21,5% превысило показатель 2020-го, сообщала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

мусор отходы
Фото: РИА Новости/Сергей Ермохин

Решение об отмене лицензирования их транспортировки преждевременно, считает Александра Кудзагова. По мнению специалиста, сначала в России необходимо разработать требования к транспортным средствам, порядку перевозки, принять решение по контролирующему исполнению этих требований органу, прописать ответственность за их нарушение и создать систему учета таких перевозок.

Эксперт напомнила, что в России до сих пор не определены требования к выпуску транспортных средств для перевозки определенных видов отходов, к порядку их перевозки, а Федеральный классификационный каталог отходов и Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов друг другу не соответствуют.

— По сути, нынешние требования для выдачи лицензии ничтожны, а инспектор ГИБДД или Ространснадзора не имеет ни полномочий, ни регламентов проверки груза в виде опасных отходов, — отметила Александра Кудзагова.

Даже после проработки всех юридических аспектов послабления не должны касаться самых опасных отходов, подчеркнула эксперт. При этом есть ряд отходов, например отработавшие шины или электронное оборудование, в отношении которых при наличии требований может быть рассмотрен вопрос об отмене лицензирования, заключила она.

В Российском экологическом операторе в целом инициативу Росприроднадзора поддерживают, сказал «Известиям» генеральный директор РЭО Денис Буцаев.

— Действительно, механизм лицензирования в современном виде дает мало результатов. Очень большое количество организаций имеет лицензию, но фактически транспортирование отходов не совершают — нет технических возможностей. Систему необходимо совершенствовать, — сказал он.

мусор контейнер
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Эксперт добавил, что при введении нормативных изменений Росприроднадзору нельзя терять контроль над потоками отходов: при отмене лицензии те организации, которые их транспортируют, должны начать сообщать информацию о транспортировке, предоставляя ее через базы данных в специальную информационную систему. Цифровая регистрация компаний и сохранение данных о перевозке отходов придут на смену лицензированию, считает он. В этом случае, с одной стороны, будет снижена административная нагрузка на бизнес, а с другой — усилен контроль за отходами, заключил Денис Буцаев.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей «Известиям» подтвердили, что механизм лицензирования давно нуждается в существенной модернизации, при этом главенствующим принципом должна выступать не запретительная, ограничительная составляющая, а экономическая заинтересованность лица в соблюдении цивилизованного, установленного порядка обращения с отходами.

Читайте также
Реклама