Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕС предупредили о трудностях фермеров из-за дешевого зерна с Украины
Мир
Президент Хорватии указал на расплату Европы за конфликт на Украине
Мир
Нетаньяху заявил об обсуждении с Блинкеном укрепления альянса против Ирана
Мир
Мельник попросил у Берлина в 10 раз больше танков Leopard 2 для Киева
Мир
МИД Ирана призвал Киев к ответу из-за заявлений советника главы офиса Зеленского
Мир
Франция и Австралия договорились о производстве снарядов для поставки Киеву
Мир
Депутат бундестага поддержал отказ Шольца дать Киеву истребители
Спорт
Глава ОКР Поздняков отметил вред бойкота Олимпиад для спорта России
Мир
Запад может обязать Киев не применять против РФ поставленное оружие
Мир
Кириллов сообщил о найденном захоронении украинских биоматериалов в ЛНР
Мир
В США обеспокоились из-за позиции властей по поставкам оружия Киеву
Мир
Умер обладатель Кубка Канады хоккеист Бобби Халл

Облако, рай

Заслуженный артист России Сергей Баталов — о народном артисте России, режиссере Николае Достале, ушедшем из жизни 18 января
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Николай Николаевич привел меня в большое кино. Мы познакомились ровно 33 года назад, в конце января 1990-го. Он планировал снимать «Облако-рай». Пригласил на пробы, утвердил меня. Я снялся в нескольких его фильмах, но эта картина — главная в его кинокарьере. И для меня это главный фильм.

Досталь был стопроцентный кинематографист — и артист, и сценарист, и режиссер, и продюсер. Он даже жил напротив Дома кино. Вся его семья связана с кино. Один сын стал продюсером, другой — режиссером. Его отец Николай Досталь — известный кинорежиссер, трагически погиб в 1959 году в автомобильной катастрофе. Два сына — Николай и Владимир — остались сиротами. Они решили продолжить династию: оба получили дипломы ВГИКа, старший Владимир стал продюсером, Николай — режиссером. Впервые он попал в кино еще школьником — снялся в картине Михаила Калика «До свидания мальчики», где его партнерами были юные Евгений Стеблов и Михаил Кононов.

Режиссерским дебютом стала короткометражка «Ожидаются похолодание и снег». Роли в ней исполнили мои однокурсники, ученики Олега Павловича Табакова — Сергей Газаров, Алексей Якубов, Александр Марин, Елена Майорова. Я в то время служил в армии, встретился с Досталем позже. Его ассистент по актерам пришла к нам в Театр-студию «Человек» посмотреть спектакль «Панночка», который поставил Сергей Женовач. В конце 1980-х это была модная постановка, которая гремела на всю Москву. Там она приметила меня и пригласила на фотопробы.

Когда я пришел на студию, в коридоре встретил Николая Досталя. Он посмотрел: «А ну-ка, зайди ко мне в кабинет». Я тогда не знал, кто это. А он пригласил меня кинопробы фильма «Облако-рай». Потом сам пришел смотреть «Панночку» в театр, и в этом же спектакле увидел Ирину Розанову. Она тогда уже была известной артисткой, и без проб попала в картину Николая Николаевича. Досталь очень любил театр. И частенько актеров находил на сцене.

«Облако-рай» стало главной картиной не только для меня, но и для Андрея Жигалова, он должен был играть «мальчика с глобусом», а стал главным героем. Дело в том, что Олег Ефремов не отпустил на съемки в Петрозаводск исполнителя, которого утвердил Досталь. Тогда Георгий Данелия посоветовал Николаю Николаевичу Андрея Жигалова. «Так он же клоун», — сказал Досталь. «Никулин тоже был клоуном, но сыграл «Двадцать дней без войны» у Германа, так что возьми его», — ответил он. И это было попадание в десятку. После съемок Андрей уехал за границу. 1990-е, сами понимаете, какие тяжелые времена, поэтому карьеру он свою выстраивал в цирке. Андрей даже получил «цирковой Оскар» в Монте-Карло. Приз ему вручал Князь Монако.

Фильм «Облако-рай» был таким успешным, что все хотели продолжения. И через 15 лет Андрей Жигалов убедил Досталя в его необходимости. Сценарист Георгий Николаев написал «Коля перекати-поле». Мы уже были известными артистами, приехали в Петрозаводск звездами. В доме, где снимали, нас встречали как родных. А когда картина вышла на экраны, мы с Ирой Розановой получили по премии «Ника» как лучшие актеры.

Николай Николаевич тоже был не обделен наградами. Я как-то зашел к нему в гости, а у него подоконник весь заставлен призами: Локарно, Международный кинофестиваль европейского кино во Франции, Женевский фестиваль, ММКФ, ТЭФИ, «Золотой Орел» и другие.

Николай Николаевич как человек творческий хотел попробовать себя в разных жанрах, поэтому стал снимать сериалы. Тем более к ним появился большой зрительский интерес. Он позвал меня в свою первую работу для телевидения «Гражданин начальник». Звонит мне как-то и говорит: «Начинаю снимать сериал. Роли для тебя там нет, но есть хороший эпизод. Снимись, укрась фильм». Ради Досталя я готов был и на эпизод. Главную роль в фильме сыграл потрясающий артист Юрий Степанов. Он погиб в автокатастрофе в 2010 году.

Вообще у Николая Досталя был глаз наметанный на артистов. Он ведь фактически реализовал мечту Геннадия Хазанова, который хотел сыграть драматическую роль. И Досталь пригласил его в «Маленький гигант большого секса». В этом фильме Геннадий Викторович показал себя с неожиданной стороны.

Когда режиссер приступил к съемкам сериала «Завещание Ленина», опять сказал, что нет достойной роли для меня. «Но есть очень интересный эпизод. Пойдешь на эксперимент, сыграешь татарина? Только надо покрасить волосы в черный цвет». — «Готов!» И сыграл у него татарина.

У Николая Николаевича были любимые артисты: Ирина Розанова, Лев Борисов, Валерий Золотухин, Юрий Толоконников, Андрей Жигалов, Татьяна Овсянникова, осмелюсь причислить к ним и себя. А в последнее время он был покорен Тимофеем Трибунцевым, снял его в картине «Монах и бес». Хотел работать и дальше.

Он не то чтобы искал талантливых людей — Досталь чуял их. Но в работе был очень требовательным, ведь в режиссеры Николай Николаевич попал из вторых режиссеров. Редко кому из выпускников ВГИКа сразу давали собственную постановку.

Досталь владел площадкой. У него был ценнейший опыт за плечами. Он знал ремесло и осветителя, и бутафора, и реквизитора. Вникал во все подробности. Николай Николаевич любил сам процесс создания фильма. Не признавал халтуру. Был ответственным, дотошным. Если у актера не те пуговицы на костюме, не соответствуют времени, заставлял срезать. Требовал, чтобы нашли настоящие. Тем более что жена у него была художником по костюмам.

Мы с ним в последний раз общались перед Новым годом. Поздравили друг друга. Говорил, что еще снимет в своем кино. Но особо он не распространялся о планах. Не любил пустых обещаний. Только когда запускался, говорил по существу. Но планы на будущее у него были. А я, буквально вчера, вспоминал его. Подумал — Крещение, он человек православный, позвоню поздравлю. Не успел. Он умер 18 января, в 18:10, в Крещенский сочельник. Я даже не знаю, от чего. Он скрывал, что болел. Для меня это удар, которого я не ожидал. Николай Николаевич Досталь важный человек в моей судьбе. Таких больше нет. Мои соболезнования родным и близким.

Автор — заслуженный артист России Сергей Баталов

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Реклама
Прямой эфир