Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Самыми популярными направлениями при поступлении в российские вузы в 2022 году стали педагогическое образование, лечебное дело и IT-специальности — в топ-5 их сразу три, следует из ежегодного мониторинга Минобрнауки, который базируется на данных вузов. При этом в Москве и Петербурге абитуриенты больше идут в айтишники, а в регионах чаще хотят стать учителями и врачами. Но самый существенный рост числа студентов отмечен по направлениям судовождения (+58,4%), спорта и проектирования автомобилей (по +22,1%). Специалисты связывают эту тенденцию с запросом рынка труда — активным развитием Северного морского пути, проектирования и производства электромобилей и популярностью здорового образа жизни.

Кадровая недостаточность

Транспортная отрасль, в том числе судовождение, производство автомобилей и организация работы транспортных сетей, вызвала в 2022 году резкий рост интереса у студентов. Это следует из результатов мониторинга Минобрнауки: в конце каждого года ведомство анализирует массив данных по числу поступивших, которые предоставляют вузы по итогам зачислений на различные специальности.

Востребованность направления «Судовождение» выросла на 58,42% по сравнению с 2021 годом, «Спорт» — на 22,14%. Опрошенные «Известиями» эксперты связали такую ситуацию с ростом запроса работодателей. В частности, всплеск интереса к судовождению может указывать на востребованность Северного морского пути, кратчайшей водной дороги между европейской частью России и Дальним Востоком, предположил проректор РАНХиГС Андрей Марголин.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

— Россия будет пытаться переключать на себя определенные объемы глобальной торговли, в том числе при помощи Севморпути, а там необходимы люди и надо развивать инфраструктуру, — сказал он «Известиям».

Рост спроса на судовождение объясняется и общей тенденцией развития транспортной отрасли, полагает руководитель Центра развития высшего и среднего профессионального образования Российской академии образования Владимир Блинов.

инфографика

— Работодатели сейчас активно осваивают использование программ высшего образования, включаясь в процесс отбора наиболее перспективных работников, в том числе частично или полностью оплачивая их обучение, — напомнил он «Известиям». — Такие механизмы очень хорошо работают в сфере железнодорожного транспорта, помогая закрыть кадровую потребность. Растут цифры целевого приема и на водном транспорте.

С транспортной отраслью связаны и два других направления, по которым студенты также продемонстрировали всплеск интереса: «Технология транспортных процессов» (+22,13%) и «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (+19,75%).

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

— Такие широкие инженерные направления готовят студентов к разнообразным видам деятельности, поэтому сейчас мы говорим, что не стоит смотреть на название направления, — сказал Владимир Блинов, указав, в частности, что транспортная отрасль переживает эпоху тотальной цифровизации, а значит. нуждается в специалистах с новыми современными компетенциями.

Рост интереса к специальностям, связанным с автомобилестроением, в том числе проектированием и созданием электромобилей, отметили в пресс-службе Казанского федерального университета (КФУ). Там оценили рост числа заявлений в 89% по сравнению с 2021 годом. В КФУ это считают последствием создания передовой инженерной школы на базе университета, которая начала работать в середине 2022 года.

В итоге в 2025 году КФУ собирается запустить в серию технологию производства электрических грузовых автомобилей с отечественными аккумуляторами. Также школа разрабатывает тиражируемое решение в сфере организации цифровых производств — к 2026 году «планируется наладить выпуск беспилотных грузовиков», сообщили в пресс-службе. К 2030 году в КФУ обещают предложить оригинальную технологию изготовления и эксплуатации водородных двигателей и батарей.

Именно производство электромобилей будет особенно активно развиваться в ближайшие годы в России, считает и руководитель лаборатории электротранспорта Московского политехнического университета Семен Земцев.

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

— Это объясняется как экологической повесткой, так и тем, что процесс разработки и производства электромобиля короче и проще, чем обычного — с двигателем внутреннего сгорания, — сказал он. — Компонентная база для электромобилей в России есть, хотя пока это мелкосерийные производства. Но сейчас компании его наращивают, им требуется большое количество выпускников, которые разбираются в системах управления электродвигателем, аккумуляторной батареей и в целом в системе управления всем автомобилем.

Интерес же к направлению «Спорт», где готовят, в частности, тренеров, Владимир Блинов также объяснил интересом со стороны работодателей и стремительным развитием этой сферы деятельности.

— Отрасль связана не только с соревнованиями, но и со здоровьем людей, — сказал он. — Сейчас в регионах повсеместно возводятся физкультурно-оздоровительные центры, что уже требует большого количества работников. И посмотрите, сколько вокруг фитнес-центров.

Учителя, айтишники и врачи

При этом вошедшие в топ-5 самых популярных направлений подготовки специальности с 2021 года не изменились, разве что там поменялось распределение мест. Педагогическое образование вновь стало самым привлекательным направлением по всей России, а лечебное дело опустилось на пятое место с третьего. Его потеснили IT-специальности, которые в пятерке заняли 2–4-е места: «Информационные системы и технологии», «Информатика и вычислительная техника» и «Прикладная информатика».

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

«Таким образом, на протяжении нескольких лет наблюдается устойчивый интерес абитуриентов к педагогике, медицине и информационным технологиям», — говорится в ответе Минобрнауки на запрос «Известий».

Впрочем, Андрей Марголин прогнозирует, что интерес к педспециальностям еще вырастет, так как «до всех постепенно начинает доходить, что это перспективное направление работы в условиях новой геополитической реальности».

— Стремления к одному технологическому суверенитету недостаточно, он должен быть дополнен и кадровым, и информационным, и финансовым суверенитетом, — сказал он. — И если мы не будем хорошо учить в школе, в вузе, все эти виды суверенитета останутся благими пожеланиями.

В Москве педагогическое образование в пятерку не вошло, оно на шестом месте после IT-направлений. Лечебное дело на седьмом месте, а дальше в десятке вновь IT-направления. В Санкт-Петербурге в топ-10 также входят в основном IT-специальности, но педобразование оказалось на третьем месте, лечебное дело — на восьмом. В обоих списках фигурирует и лингвистика.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Во всех остальных регионах России педагогическое образование и лечебное дело на первых местах, остальные места в десятке вновь занимают IT-специальности, лингвистика, но добавились «Педиатрия» и «Строительство».

В целом по России педобразование остается на верхних строчках, потому что это сфера, связанная с государственной отраслью, в ней большой процент бюджетных мест, напомнил Владимир Блинов.

— Для многих профессия учителя — это нормальная карьера со стабильной оплатой, человек выбирает стабильность, — сказал он.

В качестве неэкономической причины он назвал универсальность педобразования.

Лечебное же дело, заявил Владимир Блинов, «было популярно всегда». При этом востребованность IT-образования он тоже объяснил и современной глобальной тенденцией, и политикой государства, направленной на достижение технологического суверенитета. Но эксперт назвал это направление «еще и модой».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

— Такие вспышки интереса были и раньше. В 1960–1970-е годы было массовое увлечение кибернетикой, — напомнил он. — Сейчас это естественный ход развития отраслей, который еще и стимулируется государством. Но здесь не стоит забывать о таком явлении, как насыщение рынка, как было в 1990-е годы: тогда рынок переполнили юристы, экономисты и бухгалтеры. Так что, когда потребность в администраторах сетей и разработчиках продуктов окажется насыщенной, мы увидим спад интереса работодателей и студентов.

При этом, как следует из исследования образовательной онлайн-платформы «Нетология» и маркетинговой платформы Roistat, 40% студентов онлайн-программ в 2022 году проходят обучение, чтобы сменить профессию — в сравнении с 2021 годом эта доля выросла в 1,3 раза. В выборку попали данные 6344 человек. И на онлайн-курсах растет спрос на обучение аналитике в традиционных профессиях. Например, спрос на курс по HR-аналитике и автоматизации за 2022 год вырос на 256%.

Читайте также
Прямой эфир