Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Зеленский поблагодарил сенат за одобрение законопроекта о помощи Украине
Происшествия
В Ростовской области загорелся склад на площади 600 кв. м
Мир
Трамп указал на попытки демократов обвинить его в связях с Россией
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Мир
МИД Бразилии заявил о пропаже или гибели четырех наемников на Украине
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Общество
Авиакомпаниям рекомендовали высаживать людей при духоте в самолетах
Происшествия
Губернатор Смоленской области сообщил о пожарах на объектах ТЭК после атаки БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мошенники стали обманывать россиян, получивших новые банковские карты. Они звонят людям через 10–15 минут после доставки карты и предлагают якобы ее активировать. На самом деле преступники пытаются выманить данные, чтобы похитить деньги со счета, предупреждают эксперты. Подробности о новой схеме аферистов выясняли «Известия».

Проделки «кротов»

Чаще всего о выпуске новых карт, их функционале (дебетовая, кредитная, карта рассрочки) и движениях средств на счетах мошенники узнают от «кротов» среди сотрудников банков, в том числе штатных курьеров, поделилась в беседе с «Известиями» руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» и координатор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева.

— По нашим данным, злоумышленники платят им от 500 до 1500 рублей за сведения об одном клиенте, — говорит эксперт. — Для сотрудников с небольшими зарплатами, у которых нет никакой ответственности за сохранность данных, такие предложения выглядят соблазнительно. Потому практика «сливов» распространяется стремительно.

Есть и другие варианты того, как данные карт попадают к мошенникам. К примеру, сведения о держателе, части реквизитов и банковском счете есть у работодателей клиента банка, которые перечисляют ему зарплату. Кроме того, люди используют карты при покупках в различных интернет-магазинах, где сами же указывают реквизиты.

Фото: Global Look Press/dpa/Mohssen Assanimoghaddam

— Порой мошенники просто обзванивают людей, пока не попадут на человека, который по случайному совпадению действительно является клиентом банка и недавно выпустил карту, — отметил член комиссии Общественной палаты по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Александр Терновцов.

По его словам, такая вероятность высока, ведь большинство людей — клиенты сразу нескольких банков. Они часто выпускают и перевыпускают карты, потому совпадения далеко не уникальны, чем и пользуются преступники.

Реальные звонки

Настоящие сотрудники банка тоже могут позвонить клиенту после выпуска карты, но лишь для того, чтобы выяснить, доволен ли он качеством сервиса, и напомнить об активации в течение определенного срока. О таком звонке предупреждают еще при посещении офиса банка.

— При этом настоящий сотрудник никогда не будет спрашивать у клиента персональные данные, ведь тот уже предоставил всю информацию. Он не станет просить вас перевести средства на какой-нибудь «сверхзащищенный» от мошенников счет и не будет сообщать, что счет клиента взломали или на него прямо сейчас оформляют кредит, — говорит глава направления анализа банковской деятельности аналитического центра университета «Синергия» Антон Рогачевский.

Банк, звонок, телефон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Как добавляет Александр Терновцов, иногда клиентам звонят с предложением банковских услуг и продуктов с разъяснениями условий предоставления кредита (особенно если он оставлял заявку), открытия счета, вклада и преимуществ перед другими банками. В этом случае персональная информация о клиенте не будет интересовать сотрудника организации.

Наконец, звонок может поступить из службы безопасности банка, если ее работники видят подозрительные операции с картой клиента. До этого ему обычно поступает уведомление о том, что операция заблокирована.

— В таком случае у человека могут спросить его фамилию, имя, отчество, место жительства, дату рождения и, возможно, кодовое слово, которое он указал в договоре с банком. Однако если клиент не проводил никаких операций, ему достаточно сказать только об этом, не раскрывая данных. Потому что блокирование подозрительной операции всегда производится автоматически, а уже разблокирование (если оно необходимо) — с участием клиента банка, — объяснил Терновцов.

Вычислить мошенника

Разница между настоящим банковским сотрудником и мошенником состоит в том, что первый обычно звонит с предложением, а второй — с целью получения информации, говорит Антон Рогачевский. Причем злоумышленники что-то требуют от клиента, не дают времени на размышления и давят на него.

Кроме того, в последнее время банки стараются сначала высылать свои предложения по почте или в сообщениях — звонки становятся просто методом закрепления информации. Потому они редко бывают навязчивыми.

телефон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Банковский сотрудник не будет спрашивать, являетесь ли вы его клиентом, не попытается выяснить полный номер карты (разве что иногда последние четыре цифры, если у вас несколько карт в этом банке), сведения о периоде действия карты и тем более CVV-номер. Сотрудник никогда не попросит сообщить пришедший на телефон код или PIN-код, не потребует переслать сообщение или установить какое-либо приложение на телефон, — подчеркнул Александр Терновцов.

Чтобы обезопасить себя и свои деньги, эксперты советуют сразу завершать такой разговор.

Правила безопасности

Для защиты своей банковской карты собеседники «Известий» призывают соблюдать несколько простых правил. Во-первых, нужно хранить сведения о карте, ее реквизитах, PIN-коде в условиях, обеспечивающих их недоступность для посторонних.

— При поступлении звонка «из банка» не нужно поддаваться никакой спешке и панике, нет оснований сообщать что-то «здесь и сейчас» или срочно принимать решение. Лучше спокойно проанализировать ситуацию и перезвонить по номеру телефона, указанному на карте или в договоре обслуживания, — говорит Александр Терновцов.

Банк, телефон, девушка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

По его словам, даже если ваш счет или банковскую карту заблокировали, сотрудник банка может лишь сообщить об этом и рассказать о том, как их разблокировать. Никакой спешки в разблокировании нет, ваши средства никуда не пропадут.

В случае блокировки отдельной операции, которую вы совершили сами, достаточно подтвердить данные о себе и сообщить кодовое слово — никаких дополнительных сведений раскрывать не нужно.

— Если вы обнаружили, что информация о полных реквизитах вашей банковской карты, ее CVV-коде, PIN-коде стала общедоступной или вы потеряли карту, сразу же обратитесь в банк по телефону или лично с просьбой заблокировать карту для перевыпуска с изменениями реквизитов. Сделайте это, пока ей не воспользовались злоумышленники, — заключил Терновцов.

Прямой эфир