Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

150 лет назад, 12 декабря 1872 года, в Москве открылся Музей Прикладной науки, ныне — Политехнический. Он стал уникальным центром просвещения и культуры. В юбилей одного из самых знаменитых музеев столицы «Известия» вспоминают его историю.

В 1863 году при Московском университете по инициативе молодого зоолога Анатолия Богданова было основано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Общество, в которое вошли любимцы студентов, лучшие московские профессора разных поколений, видело свою задачу не только в помощи исследователям, но и в популяризации научных знаний. К зоологам и этнографам вскоре присоединились физики — электротехники, инженеры, механики, которые немало могли рассказать «широкой общественности» об открытиях, которые потрясли мир. Очень скоро стало понятным, что Белокаменной необходим музей, который стал бы не только подспорьем для университета, но и важной достопримечательностью города.

В конце XIX века с техническими достижениями связывали яркое, фантастическое будущее. С повсеместными телефонами, со скоростными железными дорогами и электрическим освещением, которое придет в каждый дом. С аэропланами, которые парят над городами. Поэтому к механизмам и электрическим премудростям стали относиться с не меньшим уважением, чем к живописным полотнам. Поэтому Политехнический музей был просто необходим.

Выставка в честь императора

Идея создания музея, посвященного русской инженерной мысли и технике, возникла во время подготовки к юбилею Петра Великого. Его не без оснований считали основоположником технического образования в России. Стараниями императора по всей России открывались мануфактуры. Иностранные инженеры обучали русских коллег, важнейшими центрами военной промышленности стали Тула и Урал. Да и вообще, именно Петр научил русское общество уважать светские науки.

Политехническая выставка
Фото: Политехнический музей

И в 1872 году, к 200-летию со дня рождения великого реформатора, в Москве открылась грандиозная Первая всероссийская политехническая выставка. Кремль, прилегающие к нему сады и набережная превратились в настоящий городок науки, техники и искусства. Там открылись десятки павильонов. Для доставки экспонатов от всех вокзалов к Кремлю протянули временные железнодорожные пути, а трасса от Брестского вокзала до Иверских ворот стала первой пассажирской линией конки, которая еще много лет служила москвичам. Ее в то время воспринимали как настоящее чудо! Неподалеку работал народный театр. А к кремлевской набережной причалил знаменитый ботик Петра. Выставку посетили 750 тыс. человек — почти на 150 тыс. больше тогдашнего населения Москвы. 1 сентября выставка закрылась. Сворачивать такую замечательную экспозицию не хотелось. Стало ясно, что на основе коллекций можно и нужно открыть музей.

Любопытно, что первоначально на эту выставку претендовал Петербург. Но Петр родился в Первопрестольной, поэтому представители царской семьи сделали выбор в пользу малой родины предка. Их с энтузиазмом поддержали московские фабриканты. В конечном итоге, этот довод определил судьбу всего начинания. Музей прикладных знаний — так назывался Политех первоначально и до 1919 года. Потом на три года его нарекли Центральным институтом политехнических знаний, а в 1922-м, к своему 50-летию, он получил привычное наименование — Политехнический музей. Впрочем, так его неофициально называли еще в XIX веке.

Праздник на Пречистенке

Осенью 1872 года встал вопрос — где отметить новоселье? Многие предлагали открыть музей в Александровском саду, в выставочных павильонах, из которых выделялся Морской, построенный почти полностью из металла. Другие предпочитали построить для музея специальное просторное здание в районе Лубянки. И, хотя первоначально сам император Александр II склонялся к первому варианту, в конце концов победил второй, а павильоны, к огорчению многих, пришлось разобрать. Но где же разместить экспозицию, пока строится новое здание? На помощь пришел командор Московского речного яхт-клуба Генрих Мейен. Он пригласил музей в просторное помещение яхт-клуба на Пречистенке, 7. Причем, арендную плату владельцу дома платил сам Мейен. Так музей получил временное, но вполне респектабельное пристанище — городскую усадьбу с изящными колоннами. Там его торжественно открыли 12 декабря 1872 года.

Павильоны Всероссийской политехнической выставки. 1872 год

Павильоны Всероссийской политехнической выставки. 1872 год

Фото: Политехнический музей

В музее заработали отделы — горнозаводский, обработки металлов, химического производства, строительных материалов, железнодорожный, морской, скотоводческий, рыболовный, пчеловодческий, лесоводческий, отдел физических приборов, фотографии, телеграфов и технических предметов для почтового дела, собрание учебных принадлежностей, туркестанский отдел. Открылась и аудитория для демонстрации картинок с помощью «волшебного фонаря» — это был прообраз кинематографа.

Почетным председателем музея стал великий князь Константин Николаевич. Поддержка особы такого ранга сразу привлекла к этому просветительскому проекту всеобщее внимания. У музея сразу нашлись меценаты. Наиболее крупные вклады вносил банкир Лазарь Поляков. Помогал музею и Константин фон Кауфман, туркестанский генерал-губернатор, обогативший экспозицию экзотическими восточными редкостями. Но денег не хватало. Несколько десятилетий директоры и заведующие музейными отделами работали безвозмездно, из любви к науке. Как и большинство лекторов — билеты, которые продавались на их выступления, шли в музейный фонд. Кстати, три дня в неделю музей Прикладной науки принимал всех желающих бесплатно. В 1912 году вся университетская Россия широко отмечала 40-летие музея, который для многих стал родным домом. Звучали здравицы, поздравления от великих князей и министров, от выдающихся ученых и писателей.

«Дворцом смотрит»

Проект музейного здания в оригинальном стиле разработал архитектор Николай Шохин. Он не только строил для музея достойные апартаменты, но и курировал архитектурный отдел экспозиции. Первый камень в фундамент был заложен в 1874 году, а 30 мая 1877 года состоялась церемония открытия. Для столь масштабного здания — срок совсем небольшой. Над фасадами работал и профессор Ипполит Монигетти, которого считали мастером неорусского стиля. Даже суровый критик Владимир Стасов приветствовал открытие нового музейного здания не без восторга: «Прекрасен фасад Политехнического музея... Это пышно, красиво, дворцом смотрит и не лишено оригинальности». Экспозиция быстро разрасталась. Крупнейшие русские промышленники с удовольствием передавали в музей образцы своей продукции, техники, макеты уникальных сооружений. Корпус на Лубянке пришлось дважды расширять, сохраняя незаурядный архитектурный замысел.

Музей начинается со стен, которые хочется разглядывать на подступах к зданию. На фасаде северного крыла музейного здания сохранились фрески — триптих «Аллегория хозяйственного труда». Среди авторов этого панно называют талантливого инженера Георгия Макаева и известного художника Илью Машкова. На одном из них изображен пахарь, на другом — рабочая семья, на третьем — кузница. Метафора объясняется просто: труд помогает науке, а научные достижения, в конечном итоге, переходят в трудовые, хозяйственные. Ведь музей должен был прославлять не теоретическую, а именно прикладную науку.

Стихи и диспуты

Музей стал не только центром технического образования, там бурлила культурная жизнь. В залах Политехнического чествовали знаменитых ученых, там проходили съезды инженеров, кооператоров. Большая аудитория со стенами, обитыми деревом — удобная, вместительная, с замечательной акустикой — стала излюбленным местом московских студентов. Здесь можно было посетить не только открытые лекции знаменитых ученых — таких, как Илья Мечников, Константин Тимирязев, Николай Жуковский, Нильс Бор, но и послушать стихи и музыку. Несколько раз в переполненном зале Политехнического выступал с лекцией о футуристах молодой скандально популярный критик Корней Чуковский. Не меньший интерес представляли для публики фортепианные концерты Сергея Рахманинова и встречи с Александром Блоком. А после Февральской революции именно в Политехническом состоялась первая легальная общегородская партийная конференция московских большевиков.

Поэт Владимир Маяковский читает поэму «Хорошо» в Политехническом музее

Поэт Владимир Маяковский читает поэму «Хорошо» в Политехническом музее

Фото: РИА Новости

27 февраля 1918 года разгоряченные поклонники изящной словесности выбирали в Политехническом «короля поэтов». Председательствовал известный цирковой артист, клоун Владимир Дуров. Короновали Игоря Северянина, опередившего по голосам публики Владимира Маяковского. Как тогда говорили, «король клоунов объявил короля поэтов». Проходили в музее и напряженные диспуты — о самых спорных научных теориях, картинах, о религии и атеизме... В самое голодное и холодное время на эти публичные споры собирались тысячи людей.

Чудеса Политехнического

Отдельные экспонаты из собрания легендарной выставки можно посмотреть и в наше время. Например, дагерротипную фотокамеру с комбинированным фотообъективом, которую сконструировал французский оптик Шарль Луи Шевалье в 1840 году. Сергей Левицкий, первый русский фотохудожник и придворный фотограф, работал с этой камерой. Его снимки с видами Пятигорска получили золотую медаль на Всемирной промышленной выставке в Париже. Это первая высшая награда в истории фотографии. И до сих возле этой камеры непременно останавливаются все посетители музея. А еще телеграфный аппарат Шиллинга — первый электромагнитный телеграф в мировой истории. Таких подлинников в мире осталось всего два, один из них — в Политехническом музее. Посмотреть на расстоянии протянутой руки технические феномены разных лет, проникнуться идеями исследовательского прогресса — это немало. Поэтому музейные залы на Пречистенке и на Лубянке никогда не пустовали.

Мальчики осматривают легковой автомобиль «Руссо-Балт» в экспозиции Политехнического музея. 1969 год

Мальчики осматривают легковой автомобиль «Руссо-Балт» в экспозиции Политехнического музея. 1969 год

Фото: РИА Новости/Владимир Вдовин

Выдающийся русский изобретатель, строитель радиобашен и нефтепроводов Владимир Шухов говорил: «Инженерное искусство менее популярно, чем живопись, скульптура, архитектура, так как для его восприятия помимо чувств требуются определенные знания». Это не всегда справедливо. Посетители, как завороженные, смотрели и смотрят, например, на электрифицированную швейную машинку — изобретение Владимира Чиколева. В Политехническом можно увидеть и самый настоящий «Руссо-Балт» — единственный сохранившийся экземпляр автомобиля, построенного в России до 1917 года. Один из символов музея — дуговая лампа Павла Яблочкова. Это открытия выдающегося русского электротехника освещало улицы Парижа и Лондона. Есть в экспозиции и грузоотметчик Александра Попова — прообраз радио.

Из того же ряда — уникальная модель первого в мире автоматизированного хлебозавода. Его создал конструктор Сергей Марсаков в начале 30-х — и построили это чудо техники в Москве, на Ходынке. Не меньший интерес представляет первый советский серийный телевизор Б-2. Его нужно было подключать к радиоприемникам. Специальная линза помогала увеличить изображение до размера почтовой марки. Б-2 выпускали с 1935 года на ленинградском заводе имени Козицкого. Как правило, их приобретали клубы или учебные заведения. Музей стал увлекательным путеводителем по широким проспектам и забытым закоулкам материальной культуры. Первые российские мотоциклы и самолеты. Арифмометры, фонографы, пылесосы... Наконец, скафандры, космические аппараты, которые и сегодня напоминают иллюстрацию к фантастическому роману. Есть в музее и модель космического корабля, созданная в точности по описаниям Константина Циолковского.

Макет первой советской паровой турбины в зале промышленной энергетики Политехнического музея. 1971 год

Макет первой советской паровой турбины в зале промышленной энергетики Политехнического музея. 1971 год

Фото: РИА Новости/Борис Кавашкин

Одним из символов музея остается первый советский робот-экскурсовод «Сепулька». В этом году ему исполнилось 60. Для роботов — возраст преклонный, но этот симпатичный аппарат и в наши дни ловко двигается и разговаривает.

За свою долгую историю здание Политехнического пережило немало перепланировок, но его ни разу фундаментально не ремонтировали. С 2013 года там проводятся работы по реконструкции и реставрации, а экспозицию сегодня можно увидеть в технополисе «Москва». Политехнический остается просветительской площадкой, местом встречи ученых со школьниками — пока «на удаленке». Но мы уверены, что через несколько лет обновленный музей откроет двери для посетителей по прежнему адресу, который так дорог каждому, кто неравнодушен к истории отечественной науки и техники.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Прямой эфир