Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

140 лет назад, 31 марта 1882 года, родился Николай Корнейчуков — замечательный русский журналист, публицист, литературовед и литературный критик, человек редкой личной и гражданской порядочности. Он же Корней Чуковский, автор «Мухи-цокотухи» и «Мойдодыра», самый, вероятно, значительный советский детский писатель. В этот день «Известия» вспомнили, как эти две ипостаси выдающегося литератора переплелись в одну — поневоле, но зато неразрывно.

Умение выживать

Чуковский притворялся всю свою жизнь. Но это никогда не было притворством ради притворства или просто чертой характера. Мимикрия — социальная и эстетическая — была необходима ему для самых приземленных целей: уцелеть, выкарабкаться, сберечь семью, выжить наконец. А выживать ему приходилось нередко.

Чуковский (сидит слева) в студии Ильи Репина. Куоккала, ноябрь 1910 года. Репин читает сообщение о смерти Толстого. На стене виден неоконченный портрет Чуковского. Фотография Карла Буллы

Чуковский (сидит слева) в студии Ильи Репина. Куоккала, ноябрь 1910 года. Репин читает сообщение о смерти Толстого. На стене виден неоконченный портрет Чуковского. Фотография Карла Буллы

Фото: commons.wikimedia.org

Вообще-то его должны были звать Николай Эммануилович Левенсон, если бы биологический отец захотел его признать. Увы, брак врача-одессита и домработницы из крестьян был в то время почти невозможен. Эммануил Левенсон уехал в Баку, добился там некоторой известности и умер около 1920 года. Судя по всему, он помогал своим незаконнорожденным детям — во всяком случае Коля Корнейчуков несколько лет проучился в гимназии. Сам он утверждал, что исключили его в пятом классе за низкое происхождение (по другим сведениям, доучился он до седьмого, то есть почти окончил) и за издание рукописного журнала.

Но равным своим товарищам он себя не ощущал. «Особенно мучительно было мне в 16–17 лет, когда молодых людей начинают вместо простого имени называть именем-отчеством. Помню, как клоунски я просил всех даже при первом знакомстве уже усатый: «Зовите меня просто Колей», «А я Коля» и т. д. Это казалось шутовством, но это была боль. И отсюда завелась привычка мешать боль, шутовство и ложь — никогда не показывать людям себя, отсюда пошло все остальное», — писал впоследствии Чуковский.

Он упорно занимается самообразованием, в частности учит английский. Это много раз выручит его в дальнейшем, а впервые поможет уже 20-летнему Корнейчукову. Его другом детства был Владимир Жаботинский, впоследствии один из создателей современного сионизма. Жаботинский сперва привел Корнейчукова в «Одесские новости», где уже работал сам, а потом, когда газета решила отправить собственного корреспондента в Лондон, посоветовал единственного в редакции, свободно владевшего английским. Так закончился провинциал Чуковский и родился один из лучших журналистов тогдашней России.

На острие пера

У Чуковского было очень бойкое перо, это признавали все. «Мне ясно, что английский театр — дело проигранное и никакие анкеты, никакие государственные вмешательства тут не помогут... Тут дело гораздо глубже, в самых сокровенных основаниях национальной жизни. Больше всех народов захлестнутые мутной волной буржуазности, — англичане утратили то, что составляет душу всякого искусства — трагедии. Эти самые традиции пуританского воспитания оторвали британцев от ощущения главной трагедии бытия — трагедии любви». Неплохо для 23-летнего корреспондента провинциальной русской газеты? Эту комбинацию зоркости, хлесткости и дерзости быстро оценили в Петербурге, куда Чуковский перебрался перед самой Первой русской революцией. В сатирическом журнале «Сигнал», издателем которого, кстати, значился Николай Корней-Чуковский», можно было прочесть, например, такие строчки:

Автор цитаты

Для благоденствия страны

спустить его величеству штаны

и дать ему березовую кашу.

Хотя это был перевод басни Томаса Мура, написанной почти за 100 лет до того, Чуковского чуть не сослали. Но симпатии петербургской богемы были уже навсегда с ним.

Это помогло. Завязав с политикой, Чуковский переключился на литературную критику. И добился здесь моментального и грандиозного успеха. В числе его друзей — Маяковский, Леонид Андреев, Куприн. Великий Илья Репин пишет его портрет. Его гонорары столь велики, что он может себе позволить обзавестись собственным домом — пусть сперва и в аренду; знаменитая дача в Куоккале стала одним из центров петербургской культурной жизни. А ведь Чуковскому нет и тридцати. Впрочем, почти весь цвет русской литературы того времени был невероятно молод.

Эстетические взгляды Чуковского сформировались рано и по большому счету не изменились до конца жизни. Он считал литературу самоценной, а самой большой ценностью в ее анализе — не политические, социальные или даже культурные обстоятельства, а сам текст. Поэтому его критические статьи изобилуют цитатами — их он полагал самым лучшим инструментом для объяснения творчества того или иного писателя.

Оставшийся дома

До сих точно неясно, хотел ли он эмигрировать после революции. С одной стороны, выходец с самых низов социальной лестницы, подлинный разночинец, Чуковский не мог не радоваться переменам. С другой — за границей, в Финляндии, остался дом, а в Петрограде — голод, холод и никому нет дела до литературы. Чуковский уже не мог быть ни журналистом, ни литературным критиком. Сначала он стал редактором и переводчиком (опять пригодился английский!) в издательстве Максима Горького «Всемирная литература». А потом вспомнил про детскую литературу.

Первые опыты Чуковского в этом жанре относятся еще к 1915 году, но носили они, так сказать, спортивный характер. Среди тех, кого едко и безжалостно Чуковский ругал в печати, была и популярная детская писательница Лидия Чарская. Вот Чуковский и попробовал «сделать лучше». Так появился «Крокодил». Сам автор годы спустя отзывался об этой поэме с некоторой иронией: «Я написал 12 книг, и никто не обратил на них никакого внимания. Но стоило мне однажды написать шутя «Крокодила», и я сделался знаменитым писателем». А потом родилась Мура.

Писатель Корней Чуковский беседует со своими юными читателями на подмосковной даче. 1951 год

Писатель Корней Чуковский беседует со своими юными читателями на подмосковной даче. 1951 год

Фото: РИА Новости/Николай Максимов

У Чуковского было четверо детей, из которых он пережил троих. Мария, Мура, была самой младшей. Именно для нее Чуковский сочинял свои великие сказки и переделывал на свой лад чужие. «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит», «Федорино горе», «Краденое солнце»... «Айболит» был написан в 1929 году, и именно в этот год Мура неизлечимо заболела. Больше сказок Чуковский не писал, если не считать пары вынужденных и очень неудачных попыток во время войны. Детские книги уничтоженные горем люди не пишут.

Как ни странно, за детские книги Чуковского нещадно били, в том числе и «политические тяжеловесы» вроде Крупской. Устав от всего этого, Чуковский в очередной раз притворился тихим литературоведом, специалистом по Некрасову, каковым он был безо всякого притворства, причем, возможно, крупнейшим в истории. А потом были «реабилитированы» и сказки.

«Добреньким дедушкой» он никогда не был. Видевший в жизни все, человек по-своему матерый, он, если было нужно, бесстрашно показывал зубы. Например, на несколько месяцев поселил на своей подмосковной даче опального Солженицына. Прожив долгую жизнь, под конец ее окончательно превратился в живого классика, даром что художественной прозы не писал с 1930-х годов. Себя, впрочем, памятником не считал, язвительно и остро реагируя на все события окружающей действительности — правда, не в открытой печати, а в личном дневнике, который, впрочем, будучи опубликованным, несколько неожиданно стал главной книгой в библиографии Корнея Чуковского. Ну, кроме «Мойдодыра», конечно.

Прямой эфир