Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Сочи ожидаются смерчи и волны высотой до 3 м
Мир
Польские фермеры заблокировали КПП на границе с Украиной
Армия
Армия России нанесла удары по военным аэродромам на Украине
Мир
В США призвали к импичменту Байдена после удара Россией «Орешником» по Украине
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Армия
Общие потери ВСУ в Курской области превысили 35 тыс. человек
Мир
Захарова отметила ключевую роль Великобритании в гибридной войне против РФ
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Мир
Овечкин впервые появился на публике после травмы и посетил матч НБА
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Общество
На Запорожской АЭС заработала отключенная линия энергоснабжения «Днепровская»
Мир
На границе Украины поймали заплативших по $10 тыс. за переправку в Венгрию уклонистов
Мир
В нескольких республиках СНГ произошли землетрясения
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Несмотря на разгул русофобии, Парижская опера продолжает приглашать в свои спектакли российских исполнителей. Солистка Мариинского театра Елена Стихина вернулась на сцену Оперы Бастилии в заглавной роли «Тоски» в постановке Пьера Ауди. В беседе с «Известиями» певица рассказала, как русских артистов принимают зрители за рубежом, почему она обожает партию Татьяны в «Евгении Онегине» и восхищается Анной Нетребко, а также заявила, что никогда не теряет чувство юмора.

«В Париже прием великолепный»

— В последние годы вы частый гость в Парижской опере, где пять лет назад дебютировали в партии Татьяны в «Евгении Онегине», заменив Анну Нетребко, а также исполняли роли Ярославны в «Князе Игоре» и Леоноры в «Силе судьбы». Как вас приняли сейчас в титульной партии «Тоски» в это непростое время?

В Париже у меня всё идет замечательно, точно так же, как и было раньше. Отлично. Прием великолепный. Чувствую живое дыхание зала. Пресса замечательная. Ничего не изменилось в отношениях ни с дирекцией Оперы, ни с певцами. Тем более что с Брайаном Джагдом (американский тенор, занятый в «Тоске». — «Известия») и с другими мы уже работали. В Париже я уже пела в этой «Тоске», она достаточно традиционная, но в ней есть что-то новое и необычное. Мне она очень нравится — всё продумано, логично и сделано так, чтобы певцу было удобно, а зрителю интересно.

Опера Бастилии

Опера Бастилии

Фото: commons.wikimedia.org

— Вам нравятся оперные спектакли Дмитрия Чернякова, которые давно пользуются большим успехом во всем мире? Он считает своей миссией популяризацию русской оперы на Западе.

— Чернякова в этом полностью поддерживаю, потому что за рубежом русскую оперу не очень хорошо знают. Да и в самой России некоторые наши оперы исполняются редко, хотя русская музыка очень красивая. Если у Чернякова это получается, то он большой молодец, честь ему и хвала. Я с ним еще никогда не работала и не была на его спектаклях. Должна была участвовать в его «Аиде» в Амстердаме в ковидный год, но эту постановку отменили.

— Вам лестно, когда вами, певицей и женщиной, восхищается Анна Нетребко, которая пишет в соцсетях: «Лен! Ты невероятно красивая баба»?

— Я принимаю ее слова за чистую монету, радуюсь, когда она откликается на мои посты и считаю, что Анна — удивительный человек, потрясающая женщина и певица, которую я обожаю.

Опера «Тоска»

Опера «Тоска»

Фото: пресс-служба парижской оперы

— Вязание по-прежнему помогает вам снять стресс? Что вы вяжете? Дирижеру Валерию Абисаловичу Гергиеву дарили свое рукоделие?

— Давно не брала спицы в руки, но в какой-то период жизни вязание мне очень помогало. Нет, Гергиеву ничего не дарила, а себе связала пару свитеров. Вязание — сродни медитации, когда все грустные моменты и заботы уходят. Сейчас в этом мне помогает йога. Так или иначе, работу над собой никогда не прекращаю.

— Ваш коллега из Мариинки, бас-баритон Евгений Никитин не верит в беззаветное служение музам и цитирует персонажа Островского из пьесы «Без вины виноватые»: «Мы артисты, наше место в буфете».

Я всегда вспоминаю эту фразу, когда прихожу театр и хочу найти кого-то из артистов. Мы такие же люди, как все.

«Саломея — очень эротичный образ»

— Много шума наделал ваш недавний пост в соцсетях, когда вы выступили против мнимой высокодуховности, которая царит в опере и вообще в театре: «Я ругаюсь матом в жизни, но знаю, где его можно применять, а где нет. Мне не хочется обманывать вас, выставляя себя небожителем. Я такой же человек, как и все». Вы по-прежнему так считаете?

— Тогда все бросились меня критиковать. Но мой пост был не об этом, а о лицемерии, о том, что люди пытаются казаться не теми, кто они есть на самом деле. Человек я очень прямой и открытый, никогда не скрываю, что думаю. Да, я могу иногда ругаться и этого не скрываю, но не говорю, что надо материться в Сети или в театре. Это может случиться, если меня переполняют какие-то эмоции. Нельзя всё воспринимать слишком серьезно — в том числе творчество. А вообще чувство юмора необходимо не только артисту, но и любому человеку.

Опера «Тоска»

Опера «Тоска»

Фото: пресс-служба парижской оперы

— Но одновременно вам очень близка пушкинская Татьяна. Как вам удается это совмещать?

— Нельзя вешать на певцов ярлыки одного амплуа. Мы же актеры, которые не могут оставаться всю жизнь в рамках одного образа. Я обожаю Татьяну — она была моей дипломной ролью в Московской консерватории — и, надеюсь, еще много лет буду исполнять ее партию. А Саломея — одна из моих любимейших ролей, один из самых красивых образов в музыке, очень эротичный. Я из числа тех артистов, которые стремятся совмещать разный репертуар.

«Уходя из театра, не забывай выйти из образа»

— Сыгранные роли оставляют свой след в вашем характере? Говорят, что актер Иннокентий Смоктуновский после заглавной роли в спектакле «Идиот» остался на всю жизнь князем Мышкиным.

Когда я пою, то редко идентифицирую себя с моей героиней. Иными словами, на сцене не я, а кто-то другой. Я всегда говорю: уходя из театра, не забывай выйти из образа. Стараюсь дистанцироваться от своих персонажей, хотя, естественно, каждый из них несет в себе и что-то мое.

— У вас есть наставник — гуру, педагог, коуч, который помогает в выборе партий?

Вокального педагога у меня нет уже много лет. Учусь у разных людей. Первую свою «Тоску» я спела в 28 лет в Приморском театре. Меня все пугали, что это будет кошмар, а в итоге ничего ужасного не случилось. Маквала Филимоновна Касрашвили, которая была моим педагогом в Центре оперного пения Галины Вишневской, успокоила меня: «Ничего страшного, я тоже в 28 лет спела «Тоску». Ты, главное, пой своим голосом».

Опера «Тоска»

Опера «Тоска»

Фото: пресс-служба парижской оперы

— Отличается ли наш стиль исполнения оперы от западноевропейского или в нынешний век глобализации все поют одинаково?

Поскольку наши певцы постоянно выступают за границей, а многие западные коучи приезжают в Россию, то слияние музыкальных культур давно произошло и больше разделения на школы не существует.

— После «Тоски» какие оперы вас ждут в сезоне, который только начался? И когда выступите в России?

— «Саломея» в Цюрихе и в Берлине, новая постановка «Аиды» в Мюнхене, а также дебют в партии Эльзы в «Лоэнгрине» в «Метрополитен-опере» [в Нью-Йорке], где я впервые выступила четыре года назад в «Сестре Анжелике» Пуччини. Очень плотный график, который запланирован несколько лет назад. Как только появится возможность, обязательно выступлю в России. Очень скучаю.

— Непонятно, почему до сих пор оперу принято считать жанром консервативным. Судя по эпатажным постановкам, в том числе с вашим участием, это давно не так.

Мы живем в эпоху режиссерской оперы, которая стала не только музыкальным действием, но и театральным спектаклем, неким перформансом — иногда спорным, иногда удачным. Например, в лондонском Ковент-Гардене я недавно участвовала в постановке «Аиды», которую канадский режиссер Роберт Карсен превратил из масштабного и помпезного спектакля в очень трогательное повествование о страстях человеческих. Убеждена, что великие оперы всегда вневременные.

Справка «Известий»

Елена Стихина родилась в городе Лесной Свердловской области. Закончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. Занималась в Центре оперного пения Галины Вишневской. Начинала карьеру в Приморском театре оперы и балета (ныне Приморская сцена Мариинского театра). С 2017 года солистка Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Лауреат Международного конкурса вокалистов им. С.В. Рахманинова. Удостоена оперных премий Casta diva в номинациях «Взлет» и «Онегин» и театральной премии «Золотой софит».

Читайте также
Прямой эфир