«Шахматы всё равно выживут, но проблему читерства надо решать»
В Москве 30 сентября стартует международный турнир «Шахматные звезды — 2022». В нем примут участие 10 известных гроссмейстеров из России, Испании, Индии и Азербайджана. В пятницу состоятся первые партии в рапид. Особый интерес вызывает встреча Владимира Крамника с индийцем Раунаку Сандвани. 14-му чемпиону мира будет противостоять 16-летний тинейджер, который считается самым талантливым в мире в своем возрасте. На церемонии открытия Владимир Крамник в интервью «Известиям» и «Спорт-Экспрессу» рассказал о своих ожиданиях от московского турнира, высказался о проблемах читерства и отказа Магнуса Карлсена от защиты звания чемпиона мира.
— Когда вы последний раз играли в Москве в офлайн-формате?
— На чемпионате мира по блицу в 2019 году. Кстати, сыграл неплохо (Крамник занял третье место, пропустив вперед только Магнуса Карлсена и Хикару Накамуру. — «Известия»).
— С радостью согласились прилететь на турнир «Шахматные звезды — 2022»?
— Конечно. Я больше не играю на профессиональном уровне (гроссмейстер объявил о завершении карьеры в январе 2019 года. — «Известия»), поэтому многих ребят вижу крайне редко. Со многими не виделись два–три года. К тому же я люблю поиграть в шахматы с сильными оппонентами. Поэтому мне вдвойне интересно и приятно находиться здесь. Понимаю, что будет трудно на фоне сильных игроков, которые каждый день много времени посвящают шахматам. Но в любом случае это отличная возможность проверить свои навыки.
— Перед турниром мы пообщались со многими участниками — все говорят, что им интереснее всего провести партию именно с вами.
— Обыграть хотят (смеется). Понятно, что я уже старичок. Если серьезно, то понимаю, что в партиях против меня у ребят есть дополнительная мотивация. Сыграть с чемпионом мира, постараться его удивить. Но для меня результат не так важен. В первую очередь я приехал сюда не за местами. Хотя, когда сяду за доску, то всё равно буду напрягаться, стараться.
— Кто фаворит турнира?
— Наверное, Сергей Карякин. Но, как говорится, сядем, начнем играть и разберемся.
— Вас радует, что на «Шахматные звезды» приехали не только российские, но и иностранные гроссмейстеры?
— Это хорошо. Какое бы сейчас ни было тяжелое время, жизнь продолжается. Надо жить чем-то кроме новостей. В том числе культурными и спортивными мероприятиями. Правильно, что в России сейчас не поставили всё на паузу.
— Что скажете про детский турнир, который будет проходить параллельно вашему? Есть талантливые ребята?
— Еще толком не смотрел партии отборочных раундов, но обязательно это сделаю. Я ведь тоже занимаюсь с российскими детьми в образовательном центре «Сириус». Так что мне интересно посмотреть партии, понять, есть ли перспективные ребята, кому стоит уделить внимание, кому найти хорошего тренера, самому поработать. «Сириус» функционирует онлайн, так что у меня такая возможность есть.
— Громкая тема последних дней — Магнус Карлсен всё-таки сделал заявление по подозрению Ханса Ниманна в читерстве, но в качестве доказательств привел лишь свои ощущения во время партии с ним в Сент-Луисе (ранее, в начале сентября, норвежец снялся с этого турнира после проигрыша 19-летнему Ниманну. — «Известия»). Что думаете по этому поводу?
— Это его дело. В целом это странная история. Проблему читерства надо решать. И она абсолютно решаемая, пусть и требует финансовых вложений. Долгие годы этим никто толком этим не занимался. И боюсь, что и в этот раз никаких серьезных шагов предпринято не будет. Скандал постепенно забудется, состоится какой-то разговор, и на этом всё. Хотя, повторюсь, эту проблему можно решить коренным образом в живых шахматах.
— Использовать металлоискатели на всех турнирах, включая детские?
— Есть более серьезные варианты, которые практически исключат возможность обманывать в живых шахматах. Эти решения не очень сложные технологически, но требуют финансовых вложений. Если разбирать конкретный случай с Магнусом и Хансом, то мне трудно что-то сказать. По партии на Grand Сhess Tour я не вижу явных причин подозревать Ниманна в нечестной игре. Но, наверное, Магнусу и его команде известно гораздо больше.
— То есть игрок уровня Ниманна вполне может обыгрывать чемпиона мира черным цветом?
— Абсолютно возможно, что шахматист уровня 2700 рейтинговых очков может выиграть такую партию у Карлсена. У Магнуса она откровенно не сложилась. Он считает иначе. У него есть свои доводы. Я не хочу концентрироваться на том, кто прав, кто виноват. Мне важнее решение проблемы. Чтобы таких инцидентов не было впредь. Если оставить всё как есть, то скандалов будет всё больше и больше. По делу, не по делу. Правильные обвинения, неправильные. Раз эта тема взорвалась, проблему надо решать.
— Из-за читерства вы практически не играете в онлайн-шахматы?
— Да, безусловно. Там повально все пользуются подсказками. Но даже эту проблему можно решить. Пусть это и сложнее, чем в живых шахматах. Я предлагал свой вариант, который четко аргументировал.
— Предлагали ФИДЕ?
— Да, ФИДЕ и компании DeepMind. Разработал концепцию. В DeepMind сказали, что им это интересно и, возможно, они начнут работать. Дадут задание своим разработчикам. Думаю, это реально работающая система. Знаю людей, любителей шахмат, которые просто перестали играть. Практически в каждой второй партии онлайн ты нарываешься на читера. Если сам не готов следовать той же тенденции, но играть становится неинтересно.
— Недавно мы общались с бывшим исполнительным директором Федерации шахмат России Ильей Левитовым, и он сказал, что это похоже на конец игры.
— Я более оптимистичен. Шахматы всё равно выживут.
— Как вы относитесь к двоевластию, которое в ближайшее время установится в мировых шахматах? Чемпион мира не будет сильнейшим шахматистом по рейтингу.
— Это не страшно. Есть чемпион мира, а есть первый шахматист по рейтингу. Мы привыкли, что эти титулы находятся в руках Магнуса. Но так было далеко не всегда. Да, первое время будет непривычно, но каких-то глобальных проблем из-за этого в шахматном мире я не вижу.
— То есть все примут новые правила игры?
— Привыкнут. Надеюсь, что Ян Непомнящий обыграет Дин Лижэня и станет чемпионом мира. Магнус будет продолжать играть в супертурнирах, стремиться к рейтингу 2900. Проблема раздута.
— Увидим ли мы еще норвежца в матче на первенство мира?
— Уверен, что он вернется в чемпионский цикл и еще сыграет матч на первенство мира.
— Общественность признает победителя матча Немпомнящего и Дина как 17-го чемпиона мира?
— Кто выиграет матч, тот будет настоящим чемпионом мира. Тут нет никаких сомнений. Человек имеет право отказаться от матча за корону, как это сделал Магнус. Но тогда ты не чемпион мира. Как бы ты здорово ни играл. И это нормально.