Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
Пашинян оценил отношение граждан Армении к сближению с ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В условиях жесткого энергетического кризиса и дорогих ресурсов Европа рассматривает все возможные альтернативы, которые бы избавили континент от нефтегазовой зависимости. Так, реанимируют самое «грязное» ископаемое топливо — уголь, перезапуская давно закрытые шахты и электростанции. Развивают и чистую энергию. В планах Евросоюза — выделить большие средства на создание рынка водородного топлива в ЕС. «Известия» выясняли, можно ли построить полноценную водородную экономику в кратчайшие сроки и какие объективные препятствия существуют.

Трансформировать рынок

Еврокомиссия (ЕК) выделит €3 млрд на создание рынка водородного топлива в Евросоюзе. Как заявила глава ЕК Урсула фон дер Ляйен, выступая в Европарламенте с ежегодной речью о состоянии Евросоюза, водород может изменить правила игры в Европе.

«Мы создадим европейский банк водорода. €3 млрд пойдет на помощь в создании будущего рынка водорода», — сказала она. По словам главы Еврокомиссии, причиной энергетического кризиса в ЕС является не подорожание углеводородов, а продолжение их использования.

евро
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Коньков Сергей

Таким образом, в планах Европы — перевести водородную экономику из нишевого рынка в массовый. Прогресс в этом действительно есть, а водородная энергетика — перспективное направление. Однако выделяют ряд нерешенных вопросов, которые затрудняют развитие рынка.

Доставка и хранение

Эксперты обращают внимание на то, что технология производства водорода электролизом воды — дорогая и энергозатратная. Кроме того, водород — крайне взрывоопасный газ, который после получения нужно транспортировать и хранить, обеспечивая высокий уровень безопасности. А с созданием соответствующей инфраструктуры возникают сложности.

По словам независимого промышленного эксперта Леонида Хазанова, решением может стать использование палладия, обладающего способностью впитывать водород в объеме в 90 раз больше собственного объема.

— Тонна алюминия не легче тонны палладия, дороговизна — понятие относительное, есть алюминиевые сплавы, не уступающие по стоимости палладию. Зато диффузия водорода в палладии приводит его в квазижидкое состояние, обеспечивающее легкую отдачу газа при сравнительно невысокой температуре (чем не могут похвастаться другие металлы), — поясняет он.

Соответственно, его применение открывает широкие возможности для развития водородной энергетики, недаром на Западе идут активные исследования, посвященные именно использованию палладия, уверен эксперт.

установка топливных элементов
Фото: Global Look Press/Soeren Stache

Другое дело, что с водородом нужно бережно обращаться не только при хранении, но и при заправке.

— Его хранение на заправочной станции требует соблюдения строгих мер безопасности. Поэтому построение таких АЗС — сложное и недешевое. Что касается производства водородного топлива, то даже при массовом его производстве оно на 100% будет дороже электричества, потому что водорода в чистом виде на нашей планете не существует. Значит, его нужно будет получать. А это дорогой процесс, — напоминает директор облачного сервиса для быстрого бронирования автомобилей Tencar Глеб Лубенников.

Производство и утилизация

Препятствия возникают уже на этапе производства этого вида топлива. Весь процесс на поверку может оказаться не слишком-то экологичным.

Как объясняет профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ Михаил Аким, под жесткие экологические условия энергоперехода, принятые в Европе, подходят лишь солнце, ветер и «зеленый» водород. «Зеленый» водород производится электролизом воды при использовании энергии из возобновляемых источников (ВИЭ), без выбросов СО2 или с их минимальным количеством.

— Понятно, что возможности развития «зеленой» водородной энергетики напрямую зависят от мощности ВИЭ. Однако в будущем возникает проблема степени экологичности такого вида топлива, так как уже всё громче звучит озабоченность относительно утилизации, например, отработанных солнечных панелей или лопастей в ветроэнергетике, — указывает профессор.

«Голубой» водород и газ

По мнению представителей газовой промышленности, самым чистым является «голубой», или «синий», водород. Во-первых, также нужны огромные мощности генерации электроэнергии из возобновляемых источников, чтобы выпускать «голубой» водород, произведенный без вреда для экологии.

— На выходе получаются водород, а также углекислый газ в качестве побочного продукта. При таком виде топлива важное значение имеет система улавливания и хранения углерода (CCS), — указывает Михаил Аким.

конфорка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Кроме того, «голубой» водород производится из природного газа. То есть само его производство зависит от наличия газа, который сейчас крайне дорог.

— Для снижения себестоимости производства топлива с текущих $10 за килограмм до $2 потребуются значительные государственные инвестиции, что при нынешних ценах и проблемах на энергетическом рынке Евросоюза не самое приоритетное направление для финансирования, — отмечает Анна Фролова, руководитель отдела финансовых продуктов ИК Fontvielle.

Крупные инвестиции

В условиях нехватки производственной, транспортной и логистической инфраструктуры этот рынок нуждается в достаточно крупных инвестициях. Пока в нужных объемах они не приходят.

Как отмечает партнер Strategy Partners Алексей Волостнов большая часть компаний, работающих в секторе, только начинает планирование масштабных проектов, а потому говорить о перспективах замены природного газа на водород даже в среднесрочной перспективе преждевременно.

Так что пока водород остается нишевым источником топлива. В долгосрочной перспективе переход на водородное топливо является перспективным направлением и решением многих проблем в энергетическом секторе экономики, но на масштабное развитие рынка и достижение экономической эффективности потребуются существенные государственные субсидии и много лет развития, заключает Анна Фролова.

Читайте также
Прямой эфир