Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Супермодель Ирину Шейк застыдили за фотосессию для издания V Magazine
Мир
МАГАТЭ усилит присутствие на всех АЭС Украины
Пресс-релизы
Серия Tenzor International Cup 2022 наградила победителей сезона
Мир
Первое судно с российскими удобрениями вышло из Нидерландов в Африку
Мир
Рябков заявил, что судьба СВПД висит на волоске
Мир
Москва заявила об отсутствии переговоров с США по ситуации на Украине
Авто
Иранская Kerman Motor намерена поставлять свои авто в Россию
Мир
Минобороны Украины сообщило о налаживании выпуска 152-миллиметровых боеприпасов
Общество
Хуснуллин поручил восстановить Приазовский технический университет
Мир
Воздушная тревога вновь объявлена в ряде регионов Украины
Политика
СФ рассмотрит обращение к парламентам мира из-за обстрелов ЗАЭС со стороны ВСУ
Мир
Президент Хорватии предрек ЕС закупку газа у США втридорога
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Торговые центры стали массово подавать иски к брендам, заявившим об уходе из России или приостановившим работу. В частности, арендодатели обратились в суд по поводу договоров с Victoria's Secret, Uniqlo, Adidas, Nike. Шесть дел заведено в отношении H&M (последнее — в августе), хотя магазины ритейлера сейчас открылись и продолжают работать. О наличии исков свидетельствуют данные базы «Спарк», с которыми ознакомились «Известия». По словам экспертов, нынешние разбирательства — только начало, ТЦ подадут в суд и на другие иностранные компании. На освободившихся площадях осенью-зимой могут открыться магазины отечественных брендов, универмаги, центры развлечений или даже МФЦ, клиники или спортивные секции, уверены участники рынка.

Остановка по требованию

Торговые центры стали подавать иски к зарубежным ритейлерам, которые весной приостановили свою работу. Согласно данным базы «Спарк», суды завели уже 14 дел в категории «исполнение обязательств по договорам аренды», ответчиками по которым выступают H&M, Victoria's Secret, Uniqlo, Adidas, Nike и другие бренды. Суммы исковых требований разные: от 57 тыс. рублей до 55 млн. «Известия» направили запросы в перечисленные компании.

H&M магазин торговля
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Все торговые центры просят взыскать с ритейлеров штрафы за «неосуществление коммерческой деятельности и убытки по неоплате арендной платы», следует из судебных документов, размещенных в «Спарке».

На H&M заведено шесть дел, последнее — в августе этого года (хотя магазины бренда начали возобновлять работу со 2 августа) по иску ТЦ «Реутов парк» (OOO «Альфа-Ком»), на 11,9 млн рублей.

Хотя бренд открыл магазины, стороны сейчас находятся в процессе переговоров и обсуждения условий расторжения договоров. Арендодатели хотят компенсировать свои вложения в отделку магазинов, а также получить полную арендную плату за период закрытия. Также есть случаи, когда арендодатели включают в размер штрафных санкций недополученную арендную плату за будущий период, — пояснила директор, руководитель направления аренды торговых помещений CORE. XP Надежда Цветкова.

Впрочем, в такой схеме есть риск того, что помещение будет под обременением на время суда, и его нельзя будет сдать другому арендатору, отметила эксперт.

На Nike в начале сентября подал в суд ТЦ «Южный полюс» (ЗАО «Символ») — арендатор хочет взыскать 1,6 млн. К Uniqlo есть два иска от одной компании — ТРК «Красный кит» (OOO «Просперити»): на 1,3 млн и на 1,8 млн рублей. По первому уже вынесено решение о выплате компенсации в 61 тыс., его обжалуют в Десятом арбитражном апелляционном суде.

Как ранее писали «Известия», торговые центры массово подавали иски и к компаниям группы Inditex (бренды Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka и другие) — заведено 32 дела, свидетельствуют данные базы «Спарк». В числе самых дорогих споров — претензия от самарского ТЦ, который требует от «Зара СНГ» более 512 млн рублей.

Uniqlo магазин торговля
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Через суд ТЦ пытаются покрыть хотя бы часть упущенных выгод, считает президент Российского совета торговых центров (РСТЦ) Дмитрий Москаленко. Подобные иски в дальнейшем будут получать и другие иностранные игроки, которые приостановили работу своих магазинов, добавил вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. При это перспективы выиграть дела у моллов практически стопроцентные, уверен адвокат Адвокатской палаты Московской области Денис Фролов.

Действия ТЦ в отношении к пока еще работающих, но готовящимся к уходу магазинов, скорее всего, мотивированы отсутствием договоренностей о выходе из договора, сказал Дмитрий Москаленко.

— С одной стороны, материнские компании дали компаниям четкие посылы свернуть бизнес в России. С другой, у большинства игроков остались товарные остатки в большом объеме, которые необходимо реализовать, — отметил Владимир Кузнецов.

На первом этапе

По словам экспертов, судебные иски — первый шаг к смене представленных в ТЦ магазинов.

— В большинстве случаев арендаторы, которые приняли решение покинуть Россию, уже не платят за аренду, но продолжают занимать помещения. В этом случае интерес арендодателей заключается в том, чтобы сначала получить деньги за убытки и штрафы, а далее расторгать договоры и освобождать неэффективные помещения для сдачи другим компаниям, — считает Владимир Кузнецов.

Впрочем, у Надежды Цветковой другая информация. По ее словам, все компании, приостановившие деятельность, продолжают частично выполнять обязательства по контрактам.

Но ТЦ действительно заинтересованы в новых арендаторах, подтвердил основатель ГК «Портновская мануфактура Shishkin» Дмитрий Шишкин. По его словам, пока значительные площади пустуют, в моллах гораздо меньше посетителей.

бренд фабрика "SHISHKIN
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

— Трафик ТЦ сильно упал из-за простоев магазинов, согласен владелец российского бренда одежды I Am Studio Олег Воронин. — После расторжения договоров с иностранными компаниями ТЦ планируют разделить площади их больших торговых залов на магазины меньшего формата.

По оценке предпринимателя, совокупно в одном только столичном «Авиапарке» освобождается порядка 10 тыс. кв. м.

Осенью-зимой на площадях, которые занимали западные ритейлеры, откроются новые бренды, появятся новые концепции развлечений и универмагов, часть помещений могут отдать под МФЦ, клиники, спортивные секции, считает директор по развитию Retail Profile Александра Котова.

Читайте также
Реклама