Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Заседание СБ ООН по атаке Ирана на Израиль намечено на 14 апреля
Происшествия
Уровень воды в реке Тобол в Кургане за ночь вырос на 54 см
Мир
Фицо заявил о заинтересованности Словакии в хороших отношениях с Россией
Армия
ВС РФ поразили за сутки 450 целей ВСУ на авдеевском направлении
Происшествия
Землетрясение магнитудой 4,6 зафиксировано в районе Курил
Спорт
Царукян победил Оливейру и получил право на чемпионский бой UFC с Махачевым
Мир
NYT сообщила об отсутствии серьезного ущерба для Израиля после атаки Ирана
Армия
Военные ВС РФ сорвали усиление украинских войск на южнодонецком направлении
Общество
Синоптики спрогнозировали до +17 градусов в Москве 14 апреля
Спорт
Российские шахматистки Горячкина и Лагно сыграли вничью на турнире претенденток
Мир
МИД КНР выразил обеспокоенность ударами Ирана по Израилю
Мир
Постпредство России заявило об «острейшем кризисе» на Ближнем Востоке
Армия
ПВО сбила 10 украинских беспилотников над Краснодарским краем
Происшествия
Уровень воды в реке Урал в Орске снизился на 51 см
Происшествия
В Приморье пройденная огнем площадь природных пожаров превысила 1,3 тыс. га
Происшествия
Число погибших в результате удара ВСУ по Токмаку возросло до 16
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Автошколы в России стали закрываться одна за другой, утверждают в отрасли. Эпидемия коронавируса и экономические сложности, связанные с санкциями, привели к тому, что предприятия потеряли в рентабельности, рассказали «Известиям» представители бизнеса. В целом за последние десять лет количество автошкол сократилось почти наполовину — с 14 тыс. до 7 тыс., а учеников — с 5 млн до 2,5 млн в год. Ближайшие месяцы заставят владельцев организаций сделать выбор между закрытием и повышением цен на обучение, утверждают они. Впрочем, с такой позицией согласны не все: по словам экспертов, благодаря демографическому подъему в начале нулевых спрос на услуги автошкол может вновь начать расти, что скорректирует ситуацию.

Из огня да в полымя

К концу года большей части автошкол в России придется закрыться, уверена президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева. По словам представителей отрасли, еще не вставший на ноги после пандемии бизнес может не выдержать роста издержек из-за подорожания автомобилей и запчастей, при этом поток клиентов стремительно сокращается.

— Мы почти полгода не работали из-за эпидемии COVID-19. Но аренду никто не отменял, приходилось платить, — напомнила Елена Зайцева.

Она добавила, что до 2022 года интерес у людей к обучению в автошколах еще сохранялся, но этой весной количество будущих водителей заметно сократилось — примерно на 50% по сравнению с доковидными временами. Причину этого эксперт видит в снижении покупательной способности населения.

— Машины подорожали, комплектующие к ним тоже. Автомобили стали менее доступными для людей, а значит, и водительское удостоверение не особо нужно, — добавила Елена Зайцева.

школа
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Стремительный рост цен на машины и комплектующие ударил и по автошколам. Транспортные средства, которые принадлежат им, изнашиваются, но в нынешних условиях заменить их проблематично.

— У нас нет возможности сейчас покупать новые машины, — подчеркнула эксперт.

Если раньше машина с механической коробкой передач стоила 500 тыс. рублей, а с автоматической — 800–900 тыс., то сейчас цены выросли вдвое.

— Придет время, когда мы просто не сможем справиться с этой проблемой и у нас не будет на чем учить, — посетовала Елена Зайцева. — Такими темпами в автошколах останутся одни стенды с симуляторами.

По мнению эксперта, останутся на плаву лишь те автошколы, у которых помещения находятся в собственности и есть госконтракты на подготовку водителей. Но цены на услуги всё равно вырастут, отметила она.

школа
Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Проблемы у автошкол начались еще в 2010 году — уже тогда представители бизнеса стали наблюдать спад спроса на свои услуги, добавил председатель правления Союза автошкол Москвы, член высшего совета «Сильной России» Александр Ачкасов.

— С 2005 по 2010 год только по Москве выпускалось 120 тыс. водителей, а сейчас и 70 тыс. еле набирается. По стране в целом в те годы учиться водить приходило 3–5 млн человек, а сейчас вполовину меньше, — отметил эксперт.

Он добавил, что десять лет назад в России работало до 14 тыс. автошкол, сейчас — только 6–7 тыс. Сначала главной причиной закрытия учреждений была демографическая яма, а потом пришел коронавирус, пояснил эксперт.

Дорого и небогато

Подмосковной автошколе «Якорь» пришлось свернуть свою деятельность в январе 2022 года, рассказал «Известиям» бывший директор учреждения Игорь Пликус.

— Когда нам из-за коронавируса на полгода запретили оказывать услуги, аренду и зарплаты платить приходилось. Нам удалось продержаться, договорились с владельцем здания. Ограничения сняли, люди стали приходить. Но долг остался. А цены на обслуживание только росли, — рассказал он. — В среднем на обслуживание автомобиля уходит около 100 тыс. рублей, в случае с автошколами то же самое, но умножьте это на десять машин, к примеру, — круглая сумма. И обслуживаем мы машину чуть ли не раз в квартал.

школа
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

До пандемии COVID-19 у «Якоря» было 10 учебных групп по 10–15 человек. К декабрю 2021-го школа еле набрала четыре группы по десять учеников, а в январе — и того меньше.

— Нам просто пришлось закрыться, и видимо, не зря, потому что с ценами на транспорт и комплектующими мы бы попали в еще большие долги. Скорее всего, если на рынок не придут недорогие китайские машины, то 80% школ закроется. Если повышать цены, а к этому всё равно придут даже те школы, что останутся, то минимум на 7–10 тыс. Стоимость обучения сейчас варьируется от 10 до 40 тыс. И то за 10 тыс. уже очень мало где вас будут учить. Как много людей позволят себе курс за 50 тыс.? Ответ понятен, — посетовал Игорь Пликус.

Некоторые автошколы дотянули до лета 2022 года, но всё равно прекратили работу.

— Мы закрылись в июне. Просто пришлось, потому что еще от ковида не оправились, а тут санкции и уход автомобильных компаний, из-за которых взлетели цены на машины, комплектующие и обслуживание, — рассказал «Известиям» директор закрытой автошколы из Самары Андрей Борисов. — У нас был шанс продолжить работать, но мы бы продержались до августа и всё равно закрылись бы. Учеников немного, а повышать цены тоже нерентабельно, потому что люди и за 20 тыс. не хотят учиться.

Не все эксперты столь пессимистичны. Благодаря тому что период «демографической ямы» закончился, спрос на автошколы будет расти, считает гендиректор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.

школа
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Андрей Любимов

О закрытии большинства автошкол говорить в данный момент нецелесообразно по нескольким причинам. Во-первых, статистику, объективно отражающую ситуацию, мы получим только к концу года: ликвидация любого юридического лица с лицензией — процесс не одного дня. Во-вторых, важно понимать, что услуга востребована и формирует хороший рынок: на данный момент обучаются порядка 2 млн человек в год, что при стоимости 30–50 тыс. рублей на каждого уже образует сегмент как таковой, — считает Вадим Мельников.

По его мнению, повышение цен всё равно коснется автошкол, так как изменилась стоимость запчастей, но речь не идет о кратном увеличении. А потенциальные проблемы с пополнением автопарка можно решить как за счет импортозамещения, так и с усилением присутствия на рынке азиатских производителей.

Прямой эфир