Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина погибла в результате подрыва автомобиля на мине в Курской области
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Новодмитровка в ДНР
Общество
Уровень доверия россиян Путину составил 78,8%
Мир
Новак сообщил о планах России продолжить развитие сотрудничества с ОПЕК
Мир
СМИ сообщили об экстренном заседании НАТО из-за удара «Орешника» по Украине
Общество
Москвичам посоветовали вечером в пятницу пересесть на общественный транспорт
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Мир
В США провели третью в истории страны смертную казнь азотом
Общество
Патрушев назвал недопустимым затягивание сроков запуска объектов по нацпроектам
Политика
Матвиенко назвала избирательную систему России одной из лучших в мире
Общество
Синоптики спрогнозировали зимой погоду в России теплее нормы
Происшествия
В ДНР мужчина погиб при взрыве заложенной в болгарку гранаты
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Общество
В Россию из лагеря беженцев в Сирии возвращены 26 детей
Общество
ФНС закрыла юрлицо Блиновской после признания ее банкротом
Политика
В ГД указали на право РФ использовать вооружение против объектов атакующих стран
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Общество
Комитет Госдумы поддержал проект об оборотных штрафах за утечку данных
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российским лоукостерам придется сделать бесплатными звонки в их call-центры для внесения изменений в билеты — если будет одобрена инициатива, которую уже направило в Минтранс Общероссийское объединение пассажиров (ООП). Сегодня только две российские авиакомпании берут деньги с пассажиров за телефонные разговоры: «Победа» и Smartavia. По данным ООП, иногда стоимость переговоров доходит до 10–15% от цены самого билета. Перевозчики и участники рынка говорят, что платные звонки — это стандартная мировая практика лоукостеров: за счет допдохода они предлагают более дешевый тариф за перевозку. Эксперты же считают, что пассажиры сами в состоянии выбрать, какой сервис им нужен — платный или бесплатный.

За спрос деньги берут

Общероссийское объединение пассажиров (ООП) предложило Минтрансу обязать авиакомпании сделать звонки в их call-центры бесплатными. Письмо с такой инициативой за подписью председателя ООП, члена Общественной палаты Ильи Зотова было направлено министру транспорта Виталию Савельеву в начале сентября (копия письма есть у «Известий»). В объединении пояснили, что для этого необходимо внести изменения в п. 68 Федеральных авиационных правил №82. Как указали ООП, сегодня стоимость услуг связи часто обходится пассажиру в 10–15% от цены самого авиабилета, ведь за время ожидания ответа на линии тоже приходится платить.

По словам Ильи Зотова, инициатива объединения касается только звонков для внесения изменений в купленные авиабилеты — это часто нужно сделать оперативно. А все другие вопросы можно решить в плановом режиме и использовать для этого другие каналы связи, например, письма или текстовые обращения.

В ООП также подчеркнули, что не все тарифные планы сотовых операторов позволяют звонить на платные номера. Это ограничивает многих пассажиров в получении информационных услуг при покупке билета, следует из письма.

аэропорт
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

В пресс-службе Минтранса «Известиям» подтвердили, что получили обращение, отказавшись от дальнейших комментариев.

«Победа» над связью

Поводом для инициативы стало большое количество обращений пассажиров «Победы» (входит в группу «Аэрофлот») в адрес ООП насчет законности оплаты звонков в контактный центр компании, сказано в письме объединения. Стоимость одной минуты разговора с колл-центром лоукостера, включая время ожидания на линии, обойдется в 55–60,17 рубля в зависимости от региона и оператора связи.

Плату за звонки с недавнего времени также берет Smartavia. Компания ввела платную линию с 25 августа, стоимость одной минуты разговора составляет 45–46 рублей. Инициатива ООП распространяется и на Smartavia, хотя компания не упомянута в письме, уточнил Илья Зотов.

Как выяснили «Известия», авиакомпании часто отдают функции call-центров на аутсорсинг. Например, «Победа» пользуется услугами центра во Владимире, оператор которого — один из лидеров на рынке аутсорсинговых контакт-центров транснациональная компания Teleperformance (ее российская «дочка» — «Директ Стар»), сообщил источник в одной из авиакомпаний. С ними сотрудничают и многие другие российские перевозчики, в том числе «Аэрофлот», добавил собеседник. При этом сам лоукостер не оплачивает услуги call-центра, уточнил источник в «Победе».

— То есть центр должен окупать себя сам. При этом другие авиакомпании включают эти расходы в свои тарифы — в результате стоимость билетов у них выше, — объяснил собеседник «Известий».

Другой источник, близкий к «Победе», напротив, сообщил, что лоукостер получает 50% дохода с каждой минуты разговора с пассажиром. Эти средства в первую очередь идут на покрытие расходов за прием звонков, но остатки — в прибыль. По словам собеседника, в среднем половина пассажиров «Победы» обращается в компанию по телефону (другие 50% — письменно), тогда как у других перевозчиков количество звонящих, как правило вдвое больше, чем пишущих.

В пресс-службе «Победы» не ответили на запрос «Известий».

аэропорт
Фото: РИА Новости/Игорь Руссак

Директор по маркетингу и коммуникациям Teleperformance в России Ольга Яшина сообщила, что бизнес-модель лоукостеров предполагает перенос дополнительных услуг в разряд платных и это относится и к телефонным разговорам. Она отказалась уточнить, как именно распределяются доходы, полученные от звонков, между компанией – оператором КЦ, авиакомпанией и сотовым оператором.

Представитель S7 Airlines сообщил, что у них так называемый in-hоuse контактный центр, и услугами аутсорсинга компания в этой части никогда не пользовалась. Все звонки в компанию бесплатные, уточнил он.

У call-центр Smartavia комбинированная модель: частично перевозчик пользуется собственными ресурсами, частично — привлеченными, сообщили «Известиям» в пресс-службе лоукостера. Выручка от звонков полностью идет на покрытие затрат на работу call-центра.

— Чистую прибыль авиакомпания в данном случае не получает, — заверил ее представитель Виктор Аношкин.

У пассажира по-прежнему остается возможность найти информацию в бесплатных источниках — на сайте, по форме обратной связи, в соцсетях и мессенджерах, добавил Виктор Аношкин. В исключительных случаях и звонок в call-центр Smartavia остается бесплатным — при сложностях с оформлением билета на сайте, при изменении расписания или отмене рейса, при оплате годовой подписки на привилегии, добавил представитель компании. При этом платная линия, конечно, позволяет клиентам получить более оперативную и качественную поддержку, сказал он.

Лоукостеры делают звонки бесплатными в случае форс-мажорных ситуаций — например, для пассажиров вывозных рейсов в пик пандемии, рассказала Ольга Яшина. Также в июне этого года, когда «Победа» переходила на новую систему бронирования авиабилетов (ее смена приводит и к изменению интерфейса сайта), позвонить в ее call-центр тоже можно было бесплатно: тогда пассажиры массово жаловались на недоработки сайта, отсутствие возможности изменить бронирование, попасть в личный кабинет и другое. В июле звонки в «Победу» вновь стали платными.

Выбор за пассажиром

аэропорт
Фото: РИА Новости/Ростислав Кошелев

Качество связи на линии не зависит от того, платная она или нет, отметил руководитель проекта Content Review Сергей Половников. И авиакомпании-лоукостеры не несут никаких иных расходов за обслуживание звонков по сравнению с классическими перевозчиками, добавил он.

— Естественно, авиакомпания получает доход со звонков, если номер платный. Другой вопрос, зарабатывают ли они на этом, — сказал эксперт.

Гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает, что нет: эта выручка идет на покрытие расходов.

— Лоукостеры со всего по чуть-чуть зарабатывают. Но, думаю, доход со звонков в первую очередь покрывает затраты. Основной же заработок, например, европейских лоукостеров — это перепродажа самолетов, а также получение дотаций — прямых или скрытых (реклама городов на борту). Ирландская Ryanair, например, арендовала самолеты на 8 лет, а перед первым капитальным ремонтом просто перепродавала их еще дороже, чем купила, — рассказал эксперт.

Но менять правила или вводить новые регламенты для перевозчиков сейчас не стоит, считает Сергей Половников из Content Review: лоукостеры будут вынуждены отреагировать на инициативу и повысить цены на билеты. Сейчас же у пассажира есть выбор, каким сервисом пользоваться и какой авиакомпанией лететь, заключил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир