Гости из настоящего: «Алиса» поет про взрыв, Билан — о детях Донбасса
Megadeth посвятили композицию Чернобылю, Дима Билан выпустил к 1 сентября клип памяти погибших детей Донбасса, а Константин Кинчев объяснил, почему началась СВО. После летнего танцевального эскапизма меломаны получили целый ряд композиций на самые больные темы. «Известия» прислушались к остросоциальным песням звезд.
Дима Билан — «Крылатые качели»
Дима Билан оказался одним из немногих российских звездных поп-исполнителей первой величины, который решился на творческое высказывание, косвенно поддерживающее СВО. Перепев старую, всем известную песню «Крылатые качели», лауреат «Евровидения» выпустил клип памяти детей Донбасса. В куплетах мы видим Диму в церкви перед свечами и ребенка, собирающегося в школу, в припевах же — черно-белые фотографии погибших (судя по длинному списку и датам в конце, почти все ушли из жизни в 2014–2015 годах).
В видео интересно решен финал — не будем раскрывать детали, скажем лишь, что прямолинейной трагедийности авторы предпочли более тонкое, художественное решение. Впрочем, оценивать и ролик, и исполнение песни в таких категориях, пожалуй, не стоит, учитывая тему. Внешние аспекты — здесь не главное. Но все-таки нельзя не признать, что в таком непривычном амплуа, совсем не располагающем к самолюбованию, любимец российских школьниц оказался вполне органичен. А гуманистический месседж — в каком контексте его ни воспринимай — актуален всегда.
Megadeth — The Sick, the Dying... and the Dead!
Праздник на улице любителей старого доброго (точнее злого) трэш-металла. Megadeth после шестилетнего перерыва выпустила новый лонгплей продолжительностью больше часа, и здесь всё так, как ждали предпочитающие пожестче. Пулеметные очереди ударных со стремительными гитарными запилами и рычащим вокалом Дэйва Мастэйна — классика. Мнения слушателей, правда, разделились: одни приветствуют фирменное звучание, другие же сетуют, что запоминающихся мелодий практически нет, а материал однообразный. Упрек, в общем-то, обоснованный: на пластинке действительно ни одного западающего в голову номера, да и контрастов отчаянно не хватает. Фанатам, может, и сойдет, но более спокойно относящимся к жанру нон-стоп рубилово в стремительном темпе может показаться скучным и утомительным.
Из всех треков хотя бы относительной индивидуальностью обладают Killing Time и Mission to Mars, всё остальное сливается в один сплошной звуковой поток. И два кавера — Police Truck группы Dead Kennedys и This Planet's on Fire (Burn inHell) Сэмми Хагара — не исключение. Что же касается текстов — обратим внимание на композицию Dogs of Chernobyl, посвященную, понятно, чернобыльской аварии. Впрочем, ничего и неожиданно нового музыканты здесь не говорят.
«Алиса» — «Взрыв (Всё по швам)»
Практически одновременно с Megadeth разродились и российские хард-рокеры — «Алиса». Новый двойной альбом «Дудка» группа Константина Кинчева финансировала целиком за счет краудфандинга, причем собрала в итоге в 10 раз больше, чем планировалось. Несколько тысяч участников программы получили цифровой релиз уже 1 сентября, но на стримингах он появится только 5 сентября, а позже выйдет и физическая версия.
Впрочем, оценить звучание и тематику новой работы «Алисы» все желающие могут бесплатно — по клипу «Взрыв», опубликованному на днях. В визуальном плане здесь ничего интересного нет, мы просто видим музыкантов, поющих в студии. Разве что обращает на себя внимание хищно-кровавая цветовая гамма. А вот музыкальная и текстовая составляющие показательны. Под жесткий гитарный риф Кинчев не то что поет, а практически декламирует, чеканя фразы: «Взрыв, потому что узкой тропой идти не смогли / Взрыв, потому что русским нигде не осталось земли», — и резюмирует: «Здесь это суровый оскал, там это визг». Песню можно воспринимать как ответ музыкантов на вопрос, почему произошло 24 февраля, и в то же время — выражение общего ощущения времени, когда «всё по швам», а концентрация ярости в мире поднялась до предела. Одно огорчает: гитарное соло после второго куплета совсем уж куцее. Хотя можно возразить: тут уж не до виртуозности.
Gorillaz — New Gold
Gorillaz анонсировали новый альбом. Называться он будет Cracker Island, как и ранее опубликованная песня, которая, получается, оказалась первым синглом будущей пластинки. На днях же вышел второй сингл, и он не менее интересен. Как и раньше, Дэймон Албарн делает ставку на неожиданные коллаборации. Из гостевых появлений был целиком сложен альбом Song Machine, Season One: Strange Timez. Можно предположить, что будущая пластинка окажется во многом идейным продолжением проекта Song Machine и заменой отложенного в долгий ящик Season Two. Вот и в New Gold Албарн объединяется с австралийским мультиинструменталистом Кевином Паркером, автором психоделического проекта Tame Impala, и американским рэпером Bootie Brown, которого фанаты Gorillaz, конечно, прекрасно помнят по Dirty Harry из альбома Demon Days.
Получается странный гибрид хип-хопа, гипнотического танцевального мотива, будто блуждающего по кругу, и странной электроники с привкусом ретро. Но прелесть всего, что выходит под брендом Gorillaz, в том, что какие бы ни были здесь стилевые фокусы, материал всё равно оказывается абсолютно узнаваемым. «Горилл» ни с чем не перепутать.
Плей-лист
Наш традиционный лист почти целиком собран из новых треков, но готовьтесь к самым неожиданным стилевыми контрастам. Начнем мы с сингла Megadeth, вышедшего перед новым альбомом и не попавшего в него, хотя вполне отражающего нынешний стиль группы. Далее — песня из «Дудки» «Алисы» и ироничный фолк-рок из альбома «Калинова моста», тоже вышедшего в эти дни. Ну а дальше, уж простите, отдадим должное главному мему начала осени. «Третье сентября» Шуфутинский перезаписал с Егором Кридом, и, если не воспринимать это всерьез, можно получить вполне себе метамодернистское удовольствие. Ну а завершим мы плей-лист двумя классическими номерами: оба имеют отношение к русской культуре и оба только что вышли на западных лейблах. Во второй части фортепианного концерта Арама Хачатуряна, записанного оркестром BBC Уэльса под руководством Эндрю Литтона, вы услышите соло пилы (да-да!), а в качестве эпилога прозвучит Пятая соната Скрябина в новом исполнении выходца из СССР Евгения Судьбина.