Попали на деньги: Польша вновь потребовала от Германии военных репараций
Варшава потребовала от Берлина репараций за ущерб, нанесенный стране в ходе Второй мировой войны. В Польше впервые назвали официальную сумму. Она составила 6,2 трлн злотых ($1,3 трлн). Польские власти отметили, что ФРГ в состоянии заплатить ее. Однако Германия платить отказывается, заявляя, что свои обязательства выполнила уже давно, и еще в середине 50-х годов прошлого века Польша это официально признала. Подробности — в материале «Известий».
Германия в ответе
«Германия никогда не отвечала за свои преступления против Польши… Мы должны стремиться восстановить самосознание немецкого народа», — с таким заявлением выступил лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский. Политик оценил ущерб, нанесенный Польше в результате Второй мировой, в 6,2 трлн злотых ($1,3 трлн). При этом, по его словам, сумму подсчитывали «самым консервативным способом», и она может увеличиться.
Качиньский объяснил, что главная цель — получить компенсацию «за всё, что Германия, германское государство и немецкий народ сделали в Польше в 1939–1945 годах». В частности, речь идет о репарациях за гибель более 5,2 млн польских граждан в годы Второй мировой.
Впрочем, политик согласился, что процесс этот не из легких — может потребоваться долгое и трудное судебное разбирательство.
«Эта сумма вполне приемлема для экономики Германии и не слишком ее обременит», — резюмировал глава правящей партии «Право и справедливость».
Свои требования польские власти обосновали в трехтомном отчете о размере компенсаций Польше со стороны Германии. Над документом работали несколько лет, текст перевели на немецкий и английский языки.
В августе депутат от этой же партии «Право и справедливость» Аркадиуш Мулярчик заявил, что Берлин в течение ближайших нескольких лет или даже быстрее, «скорее всего, выплатит военные репарации», на которых настаивает Варшава. В качестве причины он назвал «клеймо преступлений предков, которое может сильно навредить имиджу немцев в международных отношениях».
Половина поляков верит в успех
Польша в последние годы периодически возвращается к вопросу репараций. С начала 2000-х польские власти стали напоминать немцам о репарациях. Первым этот вопрос поднял занимавший тогда пост президента Лех Качиньский, впоследствии трагически погибший в авиакатастрофе под Смоленском. Обсуждая проект конституции ЕС и процесс принятия решения в Евросоюзе, он заявил, что Польша должна обладать тем же количеством голосов, которые бы у нее были, если бы она не потеряла так много людей во Второй мировой. Это вызвало крайнее раздражение как самого Берлина, так и всего ЕС. Впоследствии польские власти немного поутихли.
Но от этой идеи не отказались. С новой силой мысль о репарациях стал развивать Ярослав Качиньский, после того как его партия получила большинство голосов на выборах. Так, бывший премьер-министр Польши Беата Шидло не раз говорила, что ее страна имеет право на «восстановление справедливости». «Мы жертвы, которым не возместили ущерб», — заявляла она.
Дошло до того, что в 2017-м в стране создали специальную парламентскую комиссию для подсчета суммы выплат. Позицию властей поддерживает и простое население. Так, лаборатория United Surveys недавно провела опрос общественного мнения, в результате которого выяснила, что почти половина поляков — 47,2% респондентов — считает правильным поднимать тему военных репараций от ФРГ. Впрочем, в успех при этом верит лишь каждый пятый.
Однако в Берлине заявляют, что не собираются больше ничего выплачивать, поскольку заплатили крупные репарации после войны, и в 1953 году Варшава признала, что немецкая сторона выполнила все необходимые обязательства.
Помимо этого, отказ Польши от каких-либо репараций зафиксирован и в 1990-м — в международном договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии. Его подписали главы МИД Великобритании, ГДР, СССР, США, ФРГ, Франции. К тому же в начале 90-х власти ФРГ направили Польше 500 млн марок в качестве компенсации и около 2 млрд марок для узников концлагерей и жертв нацистских программ принудительного труда.
То, что официальная позиция Германии с тех пор не изменилась, немецкие власти подчеркнули и в этот раз. По словам представителя МИД ФРГ в комментарии «РИА Новости», вопрос о репарациях закрыт. «Польша отказалась от дальнейших репараций уже давно, в 1953 году, и неоднократно подтверждала этот отказ. Это необходимая основа для сегодняшнего европейского порядка», — отметили в ведомстве.
Никаких на то оснований
У Варшавы нет никаких правовых оснований требовать от Берлина репараций, поскольку этот вопрос уже давно урегулирован в международно-правовом порядке, считает президент и член исполкома Российской ассоциации международного права Анатолий Капустин.
«Если они хотят получить что-то от Германии, то это может быть только путем проведения новых переговоров и установлением границ этих репараций. Я думаю, что Германия на это не пойдет, поскольку особых правовых оснований у Польши нет», — уверен политолог.
Он отмечает, что подобные заявления — способ привлечь внимание избирателей перед выборами, «обратить на себя внимание». «Думаю, что ФРГ, скорее всего, откажется или, если пойдет на это, то ограничится какой-то символической выплатой», — отметил специалист.
При этом научный сотрудник лаборатории анализа международных процессов Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов считает, что сумма в $1,3 трлн неподъемная для Берлина, и ФРГ не будет выплачивать ее Варшаве.
«Несмотря на то что Германия признает ответственность за преступления национал-социализма, тем не менее немецкие власти не намерены оставлять инициативу в вопросе репараций другим странам и не намерены заниматься благотворительностью под видом возмещения ущерба», — пояснил германист в беседе с «Известиями».
По его словам, после объединения Германии все действия немецких властей, направленные на возмещение ущерба от Второй мировой войны, проходили «в рамках жеста доброй воли и были в рамках двусторонних отношений».
Схожей позиции придерживается и генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
— Это популизм, который, скорее всего, адресован внутренней аудитории. Есть определенные слои польского общества, которые привыкли, что Польше все должны на протяжении многих столетий, и страна вообще вечная жертва, которую постоянно обижают. От этого имиджа сложно отойти. Хотя вопрос о репарациях был решен давно и с юридической точки зрения уже закрыт. Но тем не менее такие требования резонируют с определенными общественными настроениями. Политики стараются им подыгрывать, — пояснил политолог.
По его мнению, вряд ли Польше удастся что-то выторговать.
— Но это ложится в общее русло претензий Польши на лидерство в ЕС. Старая Европа себя дискредитировала, она оказалась неспособна справиться с вызовами, которые стоят перед Евросоюзом, поэтому лидерство должно перейти к странам новой Европы — Польше, странам Балтии, Центральной Европы. Такая агрессивная позиция Варшавы — одно из проявлений стремления занять более важную позицию в ЕС, чем это было раньше. Сложно сказать, как можно оформить эти претензии Польши с юридической точки зрения. Ведь есть целая система договоров, если все пересматривать, то можно вернуться и к вопросу границ, — уверен эксперт.