Какая розница: разброс цен на iPad одной модели превысил 100 тыс. рублей
Разница в цене на iPad одной модели на российском рынке может превышать 100 тыс. рублей, выяснили «Известия». Например, в магазинах re:Store этот планшет модели Pro 2021 с диагональю 12,9 дюйма в максимальной конфигурации на 2 ТБ плюс LTE стоит 249 990 рублей. На сером же рынке аналогичный iPad можно найти за 121 тыс. рублей. Представитель re:Store объяснил: в цену легально ввезенного гаджета заложены расходы на сертификацию, плюс покупатель получит гарантию на устройство — неофициальные же продавцы никаких обязательств на себя не берут. По словам экспертов, «белая» розница, вероятно, сможет снизить цены, когда настроит более стабильные цепочки поставок товара по параллельному импорту.
Большая разница
iPad, ввезенный в РФ крупными ритейлерами, может быть более чем на 100 тыс. рублей дороже, чем тот, что продается неофициально. К примеру, интернет-магазины Store77.net, Store-Apple.msk.ru и Big Geek продают iPad Pro 2021 года с диагональю 12,9 дюйма емкостью 2 ТБ плюс LTE по цене от 121 тыс. до 160 тыс. рублей, в то время как в re:Store за аналогичный iPad просят от 249 тыс. рублей.
— Цена товара складывается из нескольких факторов — во-первых, «серые» магазины не платят за сертификацию товара, во-вторых, они непонятно как ввозят его через таможню, а мы всё делаем официально, — прокомментировала ситуацию представитель re:Store Людмила Семушина.
Она добавила, что компания выполняет гарантийные обязательства в соответствии с законом о защите прав потребителей.
Впрочем, цены на iPad сильно разнятся и у крупных ритейлеров. В магазинах «Ситилинк» и «Связной» устройства в той же конфигурации стоят по 199 тыс. рублей. В обеих компаниях от комментариев отказались.
По словам собеседника «Известий», близкого к крупному отечественному ритейлеру, такие цены на устройства — минимальные из возможных с учетом пошлин и налогов, которые платят «белые» игроки рынка. Как уточнил источник, магазины торгуют iPad указанной конфигурации, ввезенными еще до февраля 2022 года, а не по параллельному импорту (однако и в этом случае компаниям нужно будет оформлять товар на таможне).
«Серые» же ритейлеры предлагают продукцию, ввезенную в страну нелегально или не для продажи (например, гаджеты, якобы ввезенные для личного пользования).
«Известия» обратились к неофициальным ритейлерам с просьбой прокомментировать столь большую разницу в цене между одинаковыми девайсами.
— Такая разница обусловлена тем, что у нас всегда свежие поставки, а не реализация остатков со склада. Соответственно, мы лучше ориентируемся на курс и можем предложить более выгодный ценник, — сказал «Известиям» руководитель маркетингового департамента Big Geek Федор Казаков.
По его словам, iPad Pro 2021 на 2 ТБ — нишевое и узкопрофильное устройство, которое само по себе довольно неликвидно в плане продажи. В магазине Store-Apple.msk.ru подтвердили, что стоимость устройства зависит от его закупочной цены. В Store77.net отметили, что продают девайсы без знака «Ростест», поэтому они дешевле.
Дело в подходе
Подходы к импорту товаров у федеральных и «серых» ритейлеров отличаются: небольшие магазины могут позволить себе ввоз товара каждой новой партии от разных поставщиков, а если не сторгуются, какое-то время переждать; масштабы же федеральных сетей диктуют другие правила закупок, сказал «Известиям» главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов.
— Из-за необходимости наполнить товаром магазины и склады в магазинах разных регионов России (в том числе и не особо прибыльных магазинах в поселках городского типа) для условного iPad Pro выбирается цена, которая покроет расходы на внутреннюю логистику ритейлера, — пояснил специалист.
Помимо этого, даже сегодня в федеральной рознице иной раз уделяют внимание локализации (от наклеек до брошюр-инструкций) — расходы незначительные, но их тоже неминуемо закладывают в цену, причем с запасом, сказал Евгений Харитонов.
— Разница складывается из-за того, что на сером рынке 20% НДС не платят, а при официальных продажах они оплачиваются, — добавил аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Федеральный ритейл при всем желании не может возить товары в чемоданах либо закупать их как ИП, добавил Евгений Харитонов.
— А зачастую при покупке в качестве ИП (иногда и в качестве физлица) зарубежные продавцы готовы продать товар дешевле — без учета НДС, который в трансграничной торговле вычитается, — пояснил эксперт.
При формировании цены на гаджеты официальные продавцы закладывают и вероятные расходы на случай обращения по гарантии. В сложившейся ситуации эти обязательства несет продавец iPad, а не производитель, отметил генеральный директор TelecomDaily Денис Кусов.
— Таких расходов федеральный ритейл тоже панически боится, потому что контракты с локальными сервисными центрами по всей России — процесс хлопотный: в каких-то регионах может просто не быть компетентных ремонтников для безупречной замены детали в новых тонких, залитых клеем изнутри и сложных в разборке или сборке гаджетов Apple, — объяснил Евгений Харитонов.
Кроме того, крупный бизнес в силу своих масштабов может выставлять низкие цены, только когда условия закупок не меняются месяцами, а сейчас ситуация с поставками еще окончательно не стабилизировалась, резюмировал эксперт.