Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Экономика
Каждый второй опрошенный россиянин рассказал о формировании накоплений
Происшествия
Пожар в Свердловской области на складе с горюче-смазочными материалами потушен
Мир
Чемпион мира по греко-римской борьбе Цурцумия умер в возрасте 27 лет
Мир
Погранслужба Украины сообщила о задержании 10 уклонистов в пшеничном поле
Мир
Сенатор увидел в риторике Киева намеки на возможность урегулирования конфликта
Мир
Авиация коалиции США 15 раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Мир
Каждый третий демократ призвал Байдена выйти из президентской гонки
Мир
Токаев отметил вклад Путина в усиление потенциала ШОС
Экономика
Греф сравнил программу льготной ипотеки с приемом стимулирующих препаратов
Мир
Антонов заявил об осознании в Вашингтоне последствий ударов ВСУ по Крыму
Туризм
Саудовцы оформили рекордное количество электронных виз в РФ в июне
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ракетном обстреле со стороны «Хезболлы»
Общество
Суд зарегистрировал административный протокол на основателя The Insider
Экономика
В Минэкономразвития сообщили о замедлении инфляции в России
Мир
Во Франции неизвестные украли легендарный меч Дюрандаль
Мир
Google поставил новый рекорд по выбросу парниковых газов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Великая Отечественная война была одной из главных тем для советского искусства. Но и современные художники продолжают писать полотна, посвященные трагическим событиям середины прошлого века. К 77-летию Победы «Известия» выбрали пять картин и попросили авторов рассказать историю их создания. Две работы из нашего списка были созданы еще в СССР, три другие — совсем недавно, в прошлом десятилетии. Однако при всех стилевых различиях у этих композиций есть нечто общее: они — не про боевые действия, а про людей.

Борис Неменский, «Безымянная высота» (1960)

Мэтр советского искусства, ветеран войны Борис Неменский в 1945-м дошел до Берлина. И по сей день его картины — одно из лучших свидетельств о Великой Отечественной. Полотно «Безымянная высота» считается классикой — один из авторских вариантов хранится в Третьяковке. Но так было не сразу. Долгое время картину не принимали, обвиняли в «ненужном пацифизме» и «абстрактном гуманизме».

На ней изображены два совсем юных солдата, погибших, очевидно, в схватке за этот пригорок. И хотя живописец цветами их одежды дает понять, что один — немец, другой — русский, для зрителя они равны: жалко обоих. Это была революционная трактовка темы войны. Вдобавок, воплощенная в безупречной художественной форме. Позы убитых предельно выразительны и в то же время правдивы, а композиция впечатывается в память с первого взгляда.

Борис Неменский: «Когда я пришел в Панфиловскую дивизию, эта часть застряла в болотах. А в то время как раз началось наступление на Великие Луки. Я попросил командование разрешить мне перейти в наступающую часть, получил разрешение и целый день шел от тех разведчиков, с которыми как раз праздновал Новый год, к Великим Лукам — пешком по местности, на которой уже прошли бои. Смеркалось, я очень устал и решил перекусить — у меня с собой сухари были. Присел на пенек, смотрю — рядом колышется трава. А ведь зима, январь, травы никак не может быть. Оказалось, я сижу на плече убитого немца, а колышется не трава, а его волосы рыжие. Я его перевернул — он еще не успел вмерзнуть в снег. И увидел, что это мальчишка моего возраста, чем-то на меня похожий. Конечно, с тех пор, к сожалению, видел много убитых. И немцев, и наших. Но эта первая встреча произвела на меня особое впечатление. Уже после войны я написал картину «Безымянная высота».

Александр Тыщенко, «Память» (2012)

Картина «Память» старшего преподавателя кафедры живописи и композиции Санкт-Петербургской академии художеств Александра Тыщенко отчасти перекликается с работой Бориса Неменского: здесь тоже изображен пригорок, и на нем, видимо, тоже погиб человек. Об этом свидетельствует скромный крест на переднем плане. Но его есть кому оплакать: рядом с могилой — четыре человека. Трое скорбно склонили голову, а четвертый смотрит вдаль, на мрачный безрадостный пейзаж.

Александр Тыщенко: «У моей бабушки было четыре брата. Все они воевали. Павел Трофимович пропал без вести. Петр Трофимович награжден был за оборону Сталинграда, но медаль передали родственникам — он погиб под хутором Поповым. Иван Трофимович погиб под Ржевом. Александр Трофимович после ранения был демобилизован — он единственный вернулся, но инвалидом. Я хотел отдать дань памяти своим дедам. На картине они и изображены. Но никакой конкретики здесь нет. Это собирательный образ. Я хотел показать их живыми. Темное небо — метафора приближения чего-то страшного. Но надежда все-таки есть: на центрального персонажа в белой рубахе падает луч света».

Максим Фаюстов, «Первый год войны» (2014)

Эх, дороги, пыль да туман… Пожалуй, главное, что воздействует на зрителя в композиции Максима Фаюстова — грязно-коричневый колорит, заставляющий буквально физически почувствовать тяготы военного похода, усталость и тревогу солдат. Мы не видим, сколько именно людей бредет по глиняному бездорожью — ни в ту ни в другую сторону. Но это и неважно: автор создал обобщенный символ народа, вставшего на тяжкий и казавшийся бескрайним путь.

Максим Фаюстов: «На этой картине я решил показать самый драматичный момент: лето 41-го, когда у нас были максимальные потери. Мы видим пыльную дорогу, по которой движутся солдаты и танки, а на заднем плане идут беженцы — в противоположном направлении. В самом центре колонны солдат — немолодой мужчина с пулеметом. Я написал его в память о своем деде. Он воевал на Халхин-Голе в 1939-м, затем был снова призван, когда немцы напали, служил пулеметчиком. Но благополучно вернулся домой.

Темой Великой Отечественной я пропитался с детства. А уже в зрелом возрасте почувствовал необходимость писать картины об этом. Но если в советское время у художников был госзаказ на полотна про войну, то в 1990-е и начале нулевых годов никто про это и не вспоминал. Сейчас возрождается какой-то интерес, но тут уже это чисто по зову сердца. Поэтому «Первый год войны» я написал просто для себя. Потом уже ее много где выставляли, даже в Донецке».

Сергей Данчев, «На военной земле» (2015)

Цветовым решением интересна и картина Сергея Данчева, старшего преподавателя кафедры живописи и композиции Санкт-Петербургской академии художеств. Она почти монохромна: здесь доминируют черный, белый, оттенки серого… Столь лаконичными средствами художник создает драматичный образ, в центре которого, конечно, пострадавший от боевых действий храм. Символика понятна, хотя не в меньшей степени показательна и взрытая взрывами земля. Она в буквальном смысле изранена.

Кажется, изображение реалистично, и в то же время мы понимаем, что это не реализм, а обобщение. И эстетически работа Сергея Данчева ближе к суровому стилю. Но кто сказал, что писать на тему войны можно только максимально прямолинейно?

Сергей Данчев: «Эта тема меня беспокоила с детства, хотя не могу сказать, что непосредственно мою семью война сильно затронула. Мои бабушка и дедушка в те годы были еще детьми, да и жили они в Ивановской области, где не было боевых действий. Кстати, изображенный на картине храм — это как раз конкретная церковь в тех местах. Впрочем, похожие храмы были и в других местах, пострадавших от боев. Так что не думаю, что я сильно погрешил против правды.

Я воспитан на советских фильмах, книгах, всегда воспринимал это неравнодушно. А вот поколение помладше нас уже не особо интересуется темой Великой Отечественной войны. Они всё дальше от этого… Но мы преподаем в академии и стараемся все-таки сохранить эту тему, чтобы ребята не забывали».

Сергей и Алексей Ткачевы, «В трудные годы» (1956)

Самая старая картина из нашей подборки. Народные художники СССР братья Ткачевы создали ее на основе эскиза старшего из них — Сергея. На холсте изображен пожилой солдат, отдыхающий в избе. В натруженных руках — кусок хлеба. На лице — усталость и тяжелые размышления. Детали тонут в импрессионистическом мареве, красновато-огненный колорит которого усиливает драматизм. Позади солдата можно рассмотреть печку-буржуйку и фронтовое письмо в треугольном конверте. Но самый символичный элемент композиции — внизу: у ног бойца — котенок, то ли спящий, то ли заигрывающий с человеком. Идея понятна: жизнь продолжается.

Сергей Ткачев: «В 1943-м меня отпустили в отпуск. Прихожу к месту, где был мой дом, а дома нет. Думал, чугунок на трубе увижу... Стою и плачу, слезы сами льются из глаз. Вот вам ощущение войны! Зашел в покинутую избу. Там еще тепло не выветрилось. И тут, смотрю, маленький котенок выполз откуда-то из-под печки! После войны рассказал другу своему, художнику. «Чего ж ты, — говорит, — картину не напишешь такую? Если не возьмешься, я сам тогда сделаю!» И мы с Алексеем решили все-таки создать эту работу».

Полтора месяца назад Сергея Ткачева не стало. Он полгода не дожил до своего 100-летия. Его соавтор Алексей Ткачев в этом году отметит 97-летие. Но писать картины без брата он не хочет…

Прямой эфир