Сегодня в СМИ активно обсуждается законопроект о такси, который был представлен еще в сентябре прошлого года. По информации, прозвучавшей в феврале на заседании СПЧ, в ближайшее время его обещают рассмотреть в Государственной думе. Кое-кто уверяет, что законопроект якобы предусматривает передачу данных различным государственным структурам. Однако это не так. Документ не вносит существенных изменений в то, как сегодня работают и бизнес, и сами правоохранительные органы. Гораздо важнее то, что законопроект создает условия для развития самозанятости, а значит, и предпринимательства, а это решает основные социальные задачи поддержания доходов населения и стабилизации рынка труда. Кроме того, во главу угла ставится вопрос повышения безопасности перевозок. Всего этого давно требовали и пассажиры, и перевозчики. Эти аспекты действительно привнесут изменения в работу рынка.
Ключевое положение законопроекта — это возможность для самозанятых легально и без ненужных посредников работать в такси. Сегодня водителям такси приходится сперва оформлять статус ИП, а потом уже переходить на режим самозанятости. В результате это приводит к лишним юридическим процедурам, которых можно избежать, если четко зафиксировать порядок работы самозанятых в такси. Это позволит сотням тысяч граждан работать в такси напрямую. На сегодняшний день в России уже больше 4 млн официально зарегистрированных самозанятых, из которых, по оценках ФНС, свыше 500 тыс. человек заняты в такси. При этом выработан комплексный подход к обеспечению ответственности перевозчиков-самозанятых, в том числе за счет более значительной роли агрегаторов в возмещении ущерба при ДТП. Это положение особенно актуально в нынешних кризисных условиях, когда важно максимально стимулировать предпринимательскую деятельность.
С этим связано и закрепление за регионами права реализовывать программы поддержки местных перевозчиков (как это уже происходит в Москве в части субсидирования лизинга). Целая глава законопроекта посвящена деятельности компаний, сдающих автомобили в аренду, — вида бизнеса, который, по сути, находился вне правовых рамок.
В результате принятия законопроекта будет решена давно назревшая проблема — правовой вакуум в определении роли и ответственности агрегаторов такси. В действующем регулировании попросту нет такого понятия, поэтому в случае ДТП или возникновения конфликтных ситуаций агрегаторы не несут никакой ответственности. На это часто обращали внимание эксперты отрасли и правозащитники, это неоднократно становилось причиной судебных разбирательств. Закрепив законодательно ответственность всех видов служб такси, не только традиционных диспетчерских, но и агрегаторов, Минтранс создаст предсказуемые условия работы на рынке. В конечном счете это повысит безопасность поездок.
При этом введение в действие ряда норм, вызывающих объяснимое противодействие и критику со стороны водительского сообщества, может быть отсрочено. Так, например, наличие неоплаченных штрафов точно не должно быть сейчас препятствием для работы в такси. Вероятно, и некоторые другие затратные или трудноисполнимые положения будут «сдвигаться вправо» по инициативе депутатов Госдумы и правительства.
Еще один важный момент: сейчас не существует единого порядка передачи информации о поездках правоохранительным органам. Вместе с тем отдельные регионы создают собственные информационные системы мониторинга заказов. Это отрицательно влияет на безопасность таких данных. Создание единого и прозрачного набора правил не только должно устранить эту проблему, но и в некотором смысле облегчить нагрузку на бизнес, поскольку любой запрос правоохранительных органов будет идти в установленном порядке через головную организацию.
Законопроект предусматривает полную цифровизацию отрасли — от применения электронных таксометров до обмена данными с регионами, которые будут использовать информацию для оптимизации трафика и других нужд развития городов. Создание региональных информационных систем позволит решить многие отраслевые проблемы на местах — так же как это уже сделано в сфере образования. Кроме того, постепенно получит распространение общемировая практика создания цифровых профилей водителей — такая система уже запущена в Москве. Можно смело сказать, что рынок после принятия законопроекта сделает огромный шаг вперед, сохранив основные преимущества — доступность, качество IT-решений и безопасность.