В собственном соку: поможет ли госзаказ выжить всем уровням бизнеса
В Госдуме и в различных органах власти стали чаще говорить о неизбежности протекционистской политики. Бизнес-сообщество сегодня тревожит вопрос: можем ли мы ограничиться экономикой госзаказа и не скатиться в плановую систему, справляясь с кризисом и санкциями. Основные проблемы возникают, когда система госзаказа превалирует: во всех без исключения странах мира эта сфера связана с высоким уровнем коррупции. Эксперты предупреждают, что важно предоставлять производителям преференции, но при этом учитывать важные нюансы. Подробности — в материале «Известий».
Хватит ли на всех
Кризис и эскалация санкционной войны против России всё больше вынуждают государство обращаться ради стабилизации экономики к системе вынужденного экстенсивного инвестирования — к госзаказу. Однако насколько сегодня возможно ограничиться только этим? Государственные, муниципальные закупки и закупки корпоративного сектора при правильной стратегической поддержке правительства РФ в настоящее время становятся ключевыми средствами для стабилизации экономики в рамках принятых зарубежных санкционных мер, подчеркнул генеральный директор электронной площадки «НЭП-Фабрикант» Антон Васильев. Не стоит рассматривать нестандартную экономическую ситуацию исключительно в негативном свете, поскольку любой кризис помимо опасности дает новые возможности для развития экономики.
— Конкуренция в государственном заказе и корпоративных закупках стимулирует бизнес искать новые решения в рамках кризиса, — уверяет эксперт. — И в этом контексте мы, однозначно, пока далеки от плановой экономики. Государственная политика импортозамещения и стимулирования закупок инновационной продукции, ориентированная на конкретные задачи для развития определенных сфер экономики, может стать одним из стратегических инструментов стабилизации.
Еще в докризисные времена государство было крупнейшим заказчиком у отечественного бизнеса: только в прошлом году через систему госзакупок было заключено контрактов почти на 9,5 трлн рублей по 44-ФЗ и более 25 трлн рублей по 223-ФЗ, рассказал «Известиям» заместитель председателя комитета Госдумы по защите конкуренции, зампред оргкомитета форума-выставки «Госзаказ» Антон Гетта. Теперь государство и бизнес, по ожиданиям экономистов, сблизятся еще больше. Дело в том, что на днях в Госдуму внесли законопроект о выходе России из ВТО, так что процессы взаимного экономического разрыва с западными партнерами, похоже, неизбежны.
— Сейчас важно сделать ставку на своих, воспользоваться окном возможностей: упростить попадание в систему госзакупок отечественных производителей, заказчиков, в том числе предприятий ОПК, чья продукция может быть полезна в гражданском секторе. Отдельное внимание следует уделить наукоемким отраслям и сфере IT, — подчеркивает депутат.
Это и понятно: в системе госзаказа сосредоточены колоссальные ресурсы, это серьезная подушка безопасности, под крылом которой непростые времена должны пережить не только крупные производители, но также малый и средний бизнес.
По словам председателя комитета Госдумы, защита национальных интересов и проведение протекционистской политики в качестве ответных мер на незаконные экономические ограничения извне — очевидный основной вектор экономического развития на ближайшие годы. В конечном счете, когда рано или поздно завеса санкций рассеется и иностранные компании захотят вернуться, они по-хорошему должны будут столкнуться с самой серьезной конкуренцией отечественных производителей на российском рынке во всех отраслях, считают в Госдуме.
Руководитель экспертного центра Института госзакупок Александр Евсташенков объясняет, что на госзаказ ориентированы, прежде всего, бизнесы, которые относятся к отраслям, где заказчиком выступает исключительно и преимущественно государство: закупка общественного транспорта (например, трамваи), большая часть строительных работ (дороги, мосты, трубопроводы и т.д.), дорогостоящие лекарственные средства и лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛП, медицинское оборудование и другое.
— Однако часть бизнеса, и не малая, ориентирована именно на экспорт (например, экспорт нефти, газа, пшеницы) или исключительно на внутреннее потребление (например, кафе и рестораны), — отмечает он. — Государство не сможет в данных отраслях выступить единственным заказчиком и выкупить весь производимый объем продукции.
По мнению Евсташенкова, в текущих условиях нужно говорить не о переходе к плановой экономике и не о том, чтобы «запереться» в госзаказе, а о максимальной поддержке бизнеса. Такая поддержка может заключаться не только в предоставлении различных преференций, но и в введении налоговых и регуляторных послаблений.
— В тех отраслях, где в наибольшей степени ощутили на себе сворачивание экспортных поставок, расширение системы госзакупок может стать хорошей поддержкой, — убеждена доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. — Ведь этот механизм регулирования экономики хорошо зарекомендовал себя в период пандемии.
Цифры говорят сами за себя: на протяжении последних восьми лет удельный вес госзакупок в совокупном объеме ВВП составлял почти 30%. В эту сферу ежегодно вовлечены более 100 тыс. заказчиков и 400 тыс. поставщиков. Анализ структуры участников показывает, что 56% заказчиков являются муниципальными, 31% относятся к субъектам Российской Федерации, 13% — федеральными.
При этом масштабная санкционная нагрузка, конечно же, ставит вопрос об изменении отраслевой структуры системы госзакупок. В прошлом году в разрезе номенклатуры ОКПД2 наиболее закупаемыми в отчетном периоде являлись сооружения и строительные работы в области гражданского строительства (20%); лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях (7%).
— Но, несмотря на все возможности госзаказа в поддержке производителей, следует помнить, что это инструмент государственного регулирования экономики, — отмечает экономист. — Чрезмерное его применение искажает принципы и механизмы саморегулирования рынка и приводит к необходимости перехода к плановой экономике. Использование госзаказа на означает, что все риски государство берет на себя. Так, рост цен и изменение курса валют не считаются обстоятельствами непреодолимой силы: финансовые риски поставщик несет сам.
Санкционное давление, повлекшее утрату российскими производителями европейских рынков сбыта, безусловно повысит роль госзаказа. Согласно прогнозам, благодаря правительственным антикризисным мерам реальный объем госзакупок в текущем году вырастет более чем на 12–15%, однако официальные данные этого могут и не показать, отметил партнер практики налогов и права группы «Деловой профиль» Александр Силаков. По его словам, для того, чтобы обезопасить поставщиков и исполнителей, сотрудничающих с госкомпаниями из санкционного списка, введен механизм закрытых аукционов, информация по которым не разглашается. А доля таких закупок будет весьма существенной, уточняет он.
В Минэкономразвития, Минпромторге и Федеральном казначействе пока не сформулировали свою позицию в отношении всесторонней поддержки бизнеса через систему госзаказа.
Институт офсетных контрактов
Правительство РФ еще в 2016 году установило компаниям с госучастием лимит: «не менее 15%» от объема их закупок должны производиться у МСП. Советник губернатора Новосибирской области Сергей Соколов полагает, что сохранить экономику через госзаказ полностью нельзя, но зато поддержать гарантированным объемом спроса и оплатой — вполне возможно.
— Та же практика у некоторых компаний, типа «Россети» — уже 25% и более, — аргументирует Соколов. — В период «ультракризиса» нужно закупать товаров и услуг до 50% у МСП — это справедливо, тем более авансы по госконтрактам теперь официально разрешены.
Другое дело — сложно ли перестроиться на такую систему? По мнению советника губернатора, перестроиться несложно — «важно не допустить мимикрию и притворные закупки госкомпаниями у традиционных крупных подрядчиков, нужна реальная ротация исполнителей».
Правда, в Рустендере всё же относятся к идее с определенным скепсисом: «сохранить бизнес и экономику, ограничившись госзаказом, к сожалению, не удастся». Хотя в организации не исключают, что доля бизнеса, работающая с госзаказом, останется на плаву при условии поддержки со стороны государства. В беседе с «Известиями» представители компании рассказали, что на сегодняшний день у многих поставщиков возникли сложности с поставками по заключенным контрактам в связи со сложившейся ситуацией в стране и мире. Если законодательно не предусмотреть увеличение цен на реальный процент инфляции и льготы для бизнеса, то многие подрядчики не смогут исполнить условия заключенных контрактов и попадут в реестр недобросовестных поставщиков, опасаются в организации.
Анастасия Москалева из компании «МакФин Бизнес-аналитика» уточняет: если говорить только о государственном заказе, то сам по себе, как отдельный изолированный инструмент, он не сможет обеспечить всю экономику, так как связан с рядом объективно существующих сложностей. Хоть объем рынка государственного заказа и крупный, но он в несколько раз меньше российского внешнеторгового оборота.
— Ассортимент товаров, требуемых государственным заказчикам, весьма узок в сравнении с рынком в целом, — разъясняет Москалева. — То есть определенные виды бизнеса в принципе находятся за пределами этого сегмента. Плюс учитывая, что все процедуры госзаказа имеют определенные законом сроки, направленные на исключение коррупции и приоритетную возможность госструктур выполнять свои обязательства, рынок этот отличается низкой ликвидностью и длительной заморозкой оборотных средств поставщиков и исполнителей. Для предпринимателей это рынок с высоким уровнем гарантий, однако, как правило, с низким уровнем прибыли. Да и чаще всего спецификации и требования в таких заказах ориентированы на уровень «массового потребителя», тогда как экономика будущего всё же предполагает максимальную скорость и индивидуализацию товаров, услуг и условий для клиента.
Еще одно затруднение связано с ценами. Эксперты федеральной электронной площадки «РТС-тендер» указывают, что на данный момент самый острый экономический вопрос — закупочные цены. Актуальных на рынке нет, точнее, время актуальности цены определяется понятием «здесь и сейчас». Большое количество поставщиков, в том числе производственные компании, не могут гарантировать, что установленная цена не изменится завтра или что заявленный товар будет в наличии, отмечают в компании. Причины в том, что доля товаров иностранного производства довольно высока, и еще выше доля импортных составляющих производственного процесса — технологий, комплектующих. Их отгрузка в настоящий момент приостановлена.
В настоящее время заказчики этой организации, к примеру, весьма активно обсуждают развитие института офсетных контрактов. Это долгосрочный договор, по которому поставщик принимает на себя инвестиционные обязательства.
— Это решение действительно хорошее и незаслуженно нераспространенное сейчас, — убеждены в «РТС-тендере». — Оно позволяет урегулировать сразу три момента: заказчики инвестируют в развитие производства по необходимым им направлениям, потребность в которых не меняется годами; поставщики обретают гарантии спроса будущих периодов и могут сосредоточиться на развитии; развитие требует дополнительного штата — это создаст необходимые рабочие места. Для успешной реализации такого решения важны продуманные и слаженные действия на всех уровнях: федеральных и региональных властей, инвесторов, бизнеса, особенно субъектов МСП, которые являются основой развития экономики.
Но чтобы госзаказ сегодня эффективно сработал, доцент кафедры экономики и инноваций МГГЭУ Евгений Трубачеев предлагает учитывать несколько важных аспектов:
- нужны предварительные экономические расчеты, направленные на выявление наиболее эффективных инструментов поддержки российского бизнеса (государственный заказ, льготные банковские кредиты, налоговые преференции, поддержка субъектов внутреннего потребления продукции, ранее предназначенной на экспорт) и формирование их оптимального баланса;
- продукция, закупаемая в рамках государственного заказа, должна быть оценена на предмет целесообразности увеличения стратегических запасов ресурсов в распоряжении государства, обеспечивающего экономическую безопасность страны;
- для достижения синергетического общественного эффекта продукция, получаемая государством по линии госзаказа, может и должна стать инструментом расширения и развития как традиционных, так и инновационных секторов экономики.