Впервые на аренде: ТЦ переводят зарубежные бренды на фиксированную плату
Торговые центры начали переговорную кампанию с теми ритейлерами, которые приостановили свою работу в РФ. Теперь их переводят на фиксированную оплату аренды — это будет обязательным условием для возобновления работы в стране. С отказавшимися ритейлерами разорвут отношения, оштрафуют и подадут на них в суд. Об этом «Известиям» рассказал глава Союза торговых центров Булат Шакиров. По его словам, правительство уже поддержало это направление в работе, бизнес выносил его на обсуждение. Отечественным моллам придется провести переговоры с около 150 иностранных ритейлеров, которые в большинстве своем платили в качестве аренды процент с оборота.
Идея с фиксом
Торговые центры намерены перевести всех иностранных ритейлеров, которые приостановили свое развитие в РФ, на фиксированную арендную плату. Управляющие площадями уже начали переговорную кампанию. Сейчас в качестве месячной платы за площадь зарубежные компании в основном платят процент от выручки. Об этом «Известиям» рассказал глава Союза торговых центров Булат Шакиров. По его словам, новые условия будут обсуждать с около 150 представителей зарубежного бизнеса.
— В конце февраля наши партнеры перечислили авансовую плату за март, теперь приближаемся к тому сроку, когда компании должны оплатить весь месяц. Пока ТЦ не сталкивались с предприятиями, которые отказались платить. Аренда за апрель должна пойти по фиксированной ставке, ее будут вычислять по среднему значению месячной платы по 2021 году, — объяснил Булат Шакиров. — Мы обсуждали с правительством эту инициативу, там нас поддержали.
Переход на фиксированную оплату — обязательное условие, если иностранные бренды планируют возобновить свою деятельность в РФ. ТЦ готовы судиться и взыскивать ущерб с тех компаний, которые не согласятся на предложенные условия, отметил Булат Шакиров. Более того, они получат от арендодателей штрафы. Ранее эксперт отмечал, что если зарубежные ритейлеры покинут торговые помещения, то в ТЦ образуются 30–40% вакантных площадей.
С 2 марта крупные иностранные бренды начали массово заявлять о прекращении деятельности в России. Как правило, они приостановили работу, но окончательно не покинули рынок. Как писали «Известия», сейчас это около 200 крупных западных брендов, среди которых максимально популярные — Nike, Adidas, Zara, IKEA, Lego, Apple, Samsung, LG. Взяли паузу и люксовые марки: Chanel, LV, Rolex, Cartier, Balenciaga.
Как говорили «Известиям» юристы, Россия впервые сталкивается с такой обширной приостановкой работы компаний. Управляющий партнер юридической группы Novator адвокат Вячеслав Косаков отмечал, что с точки зрения законодательства эта ситуация не определена. Поэтому в ней может возникнуть много вопросов, которые связаны с зарплатой для неработающих сотрудников, налоговыми отчислениями в казну и другими пунктами.
Такое предложение действительно обсуждалось и сейчас прорабатывается, сказали «Известиям» в Минпромторге.
Дополнительные расходы
С точки зрения договора ритейлер может как угодно распоряжаться арендованными площадями, но обязан ежемесячно платить за их использование, объяснил «Известиям» партнер МКА «Князев и партнеры», адвокат Зиннур Зиннятуллин. Но как это делать сейчас, когда ритейлеры остановили бизнес — неясно, особенно с учетом того, что именно ТЦ настаивали на переходе с фиксированной платы за помещение на процент от выручки. Собственники помещений имеют право инициировать переговорный процесс в таких условиях.
Стремление перевести закрывшихся арендаторов с процента от продаж на фиксированную плату объяснимо, сказал «Известиям» гендиректор DNA Realty Антон Белых. Если ритейлер не ведет деятельность, то его оборот равен нулю, следовательно, и аренда нулевая. Тогда арендодатель несет расходы, а помещение простаивает: его нельзя никому сдать и начать получать средства.
В части договоров уже прописана минимальная фиксированная плата — например, 4% от оборота, но не менее 1 млн рублей в месяц, напомнил эксперт. Если в контракте не указано таких условий, то в качестве аренды можно обсуждать среднее по году значение с дисконтом или без него. Тогда как директивный пересмотр действующих договоров противоречит условиям контрактов, плюс это чревато большими проблемами в будущем, уверен Антон Белых.
По закону арендная плата должна быть выплачена арендодателю, подтвердила «Известиям» старший директор ритейл-департамента CBRE Россия Марина Малахатько. Закрытие магазинов по внутренним причинам не считается аргументом для неоплаты, заметила она. Так что с точки зрения суда моллы будут правы, «но мы советуем клиентам в этом случае искать компромисс», добавила эксперт. Например, считать арендной платой 70% от средневзвешенного месячного товарооборота за последний год.
— Если бренды даже захотят остаться на российском рынке и вновь открыть магазины через два-три месяца, то отсутствие запаса ликвидности может просто помешать это сделать, — отметила Марина Малахатько. — Поэтому требовать 100%-ной оплаты со стороны арендодателей сейчас недальновидно: бренды выучили прошлые уроки и захотят работать с теми, кто проявил лояльность в трудный период.
«Известия» направили запросы в компании Ikea, H&M, Inditex (бренды Zara, Massimo Dutti, Bershka).