Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Валерия Гай Германика, недавно представившая сериал «Обоюдное согласие», уже работает над новым проектом, на это раз — документальным. Еще у режиссера есть готовый фильм об Александре Емельяненко, который она считает своей лучшей работой, но продюсеры пока опасаются выпускать картину. Об этом, а также о сценарии для Хоакина Феникса и жизни в новой реальности Валерия Гай Германика рассказала в интервью «Известиям».

«Я не иду на компромиссы, и все это знают»

Сценарий «Обоюдного согласия» (сериал вышел на KION) писала группа сценаристов, но вас в авторах нет. Как это получилось?

— Если честно, я не знаю, как писался сценарий. Мне его прислали уже готовым. И сразу начала делать кастинг. Мне в сценарии понравилось, что он как будто писался под меня. Вот мне после него сразу прислали другой сценарий — и было понятно, что вот его может снять вообще любой человек. А тут я поняла, что другой вряд ли хорошо сделает, это — мой сценарий. Мы встретились с продюсерами Данилой Шараповым и Петром Ануровым, и они очень убедительно пообещали мне, что я сделаю этот сериал так, как я вижу. Я поверила им. В последнее время я уже никому не верю, а вот здесь как-то всё хорошо сложилось.

— Вам вообще много сценариев шлют?

На внутреннем рынке знают, что со мной сложно работать. Поэтому мне не присылают по тридцать сценариев в месяц. Я тяжелый режиссер, в плане перфекционизма, и требую, чтобы выполнялось ровно то задуманное, что мы оговаривали на стадии подготовки. В производство часто вмешивается человеческий фактор, всё начинает рушиться, и многим режиссерам приходится идти на компромиссы. И они это делают. А я нет. Мне надо, чтобы всё получилось качественно. Я не иду на компромиссы, и все это знают. Кто согласен, готов вот так тяжело работать, тот приходит ко мне. Но таких людей не может быть много.

Кадр из сериала «Обоюдное согласие»

Фото: Кинопоиск/МТС Медиа

— Как вы распределяете силы? Есть время на авторские полные метры, на клипы с рекламой, например, и на заказные сериалы?

Для меня приоритетны проекты, которые я снимаю для своей кинокомпании. Если там появляется пауза, то я могу взять и рассмотреть что-то еще. И если что-то интересное, то я готова выступить как режиссер или как партнер. Но если это что-то — супер, то я откладываю свое, то, чем занималась, и берусь. В ситуации российского кинематографа не может быть четкого графика. Ты можешь запланировать через полгода проект, а он сорвется, у меня много раз так было. Партнеры оказались ненадежными, денег кто-то не дал, что угодно. Поэтому я выбираю то, что можно сделать сейчас. И работаю я обычно быстро.

— Когда вы получаете сценарий, сразу переписываете все диалоги, наверное?

— Нет, я же не мыслю, как все эти персонажи. Оставляю диалоги на месте. Если мне дают готовый сценарий, мы берем его, едем на пробы, на площадки, и там говорим текст своими словами. Я формирую внутри актера его персонажа, вернее, мы вместе это делаем, и дальше он просто говорит словами этого героя. Больше ничего не надо. Мы не говорим по тексту, мы улавливаем суть. Ведь сценарий — это представление о том, как люди общаются. А мы вставляем в эту речь междометия, личные привычки персонажа, его ментальный диалект.

— Как вы для себя решаете вопрос, снимать с матом или без?

— Никак не решаю. Я еще ни разу не снимала фильм без мата. Поэтому передо мной не было морального выбора (смеется).

«Главное в кастинге — его парадоксальность»

— У вас в сериале неочевидный кастинг. Светлану Иванову вы сразу увидели в этой роли?

Когда я читала сценарий, о Свете Ивановой я точно не думала. Поставили задачу, чтобы главную роль играла звезда. Я перебирала этих звезд. Смотрела, кто свободен и кто готов. В том числе я пригласила одну актрису, с которой раньше работала. Она прочла сценарий и увидела там некоторые сцены, после которых просто не пришла. Потом мы с ней гуляли однажды, и она призналась, что испугалась откровенных сцен, говорит: «Я же знаю, как ты это будешь делать! Боюсь не выдержать. Но теперь я жалею, что не пришла».

— А Светлана оказалась самой безбашенной?

— Не надо путать идиотизм с профессионализмом. Света это сделала, потому что она профессионал. У нее есть жажда сниматься в крутом материале, с хорошим режиссером, который ее использует по-настоящему, а не делает замыленный фейк с ее участием.

— Но другие-то профессионалы боятся.

— Значит, нет у них жажды, нет потребности выходить на новый уровень. Им хочется скрыться и сказать: да, я актриса, но мне достаточно того, что я имею. А есть актрисы на животном уровне, им нужно. Это как с собаками. Если купишь дорогую борзую и будешь держать ее в однушке, она начнет деградировать. У нее начнется дисплазия задних конечностей, она будет угасать физически и ментально, а потом умрет. Борзая должна бегать за зайцем, а не сидеть в однушке. Если сторожевую собаку не дрессировать, она станет злой и начнет нападать на людей. У каждой породы свои особенности. У актрис тоже так, они загибаются, если у них нет возможности расти. Может, та актриса, которая отказалась сниматься, уже была в стадии «загибания». Ко мне приходит много хороших актеров, которые раньше очень круто у меня играли. Но после тонны сериалов, где они не использовали себя по назначению, они всё делают у меня просто плохо, в плане мастерства.

— Как вам пришло в голову позвать на главную роль Андрея Козлова?

Читаю сейчас рецензии, и там пишут, что он играет лучше всех. Я отношу это на свой счет, и мне это очень приятно. Дело было так. Сижу я и думаю: кого взять на роль Нестеренко? И сама сразу отвечаю: Андрея Козлова, конечно (смеется). Не знаю, почему, просто это работает вот так. Я с детства адепт программы «Что? Где? Когда?». Даже вопросы туда посылала. Меня Козлов обещал позвать сыграть как-нибудь на одну из частных игр. Когда я сказала о своем выборе продюсерам, они, конечно, были… Для меня главное в кастинге — его парадоксальность. Если ко мне приходит актер со сложившимся имиджем, я этот имидж обязательно буду ломать, менять образ. Так мы делали с Ходченковой в «Кратком курсе семейной жизни», например. И вот приходит Козлов и сразу такой: «Я хотел быть актером и поступать во ВГИК, но мне родители не разрешили». Звучит как абсурдный фильм.

— Как вы его готовили?

Он пришел на площадку уже в образе Нестеренко. Он дотошно разбирал роль, как профессиональный актер. Он прекрасно понимал, как надо произносить каждую фразу, знал свою драматическую ситуацию. Правда, он сделал Нестеренко слишком вспыльчивым, но я его каждый раз гасила. Содой (смеется).

— Очень интересный саундтрек в сериале, кто подбирал?

Я всегда это делаю сама, на всех проектах я музыкальный редактор. Это так же, как с Козловым. В сериале шесть эпизодов, и я выбрала столько же песен, на каждый по одной. В первом Луна — «Лунные гипнозы». Это было как видение: я поняла, что героиня будет плыть под эту песню. Во втором «Лилу45» — «Восемь». В третьем и четвертом эпизодах звучит моя приятельница Наташа Трейя, она сама пишет и поет, очень талантливая. У нее новый альбом недавно вышел. В шестом эпизоде пела Алла Михеева. А центральная композиция в пятом эпизоде — Alone In The Dark, исполняет Jukebox Trio. А вообще, я лет шесть-семь музыку не слушала, начала, когда сериал появился: пришлось. У меня пока со слушанием сложные отношения, но я понемногу возрождаюсь для него.

«Я очень ленивый документалист»

— Я бы сказал, что «Обоюдное согласие» — это один полюс Валерии Гай Германики, а другой — фильм «Папа», который вышел в 2020 году, документальный, личный, невозможно смелый. Это Германика, которую мы давно не видели, но хотим видеть еще. Какие планы на документальное кино у вас?

— Да, это правильная формулировка. «Папа» был как независимое кино, а сейчас у меня лежит готовый документальный фильм «Емельяненко». Я считаю, что это лучшая моя работа на сегодняшний день. И хотела бы развиваться в этом направлении. Но он настолько жесткий, там есть сцены насилия, мат, и непонятно, как у него сложится судьба. Когда он найдет свой фестиваль, своего дистрибьютора, свою платформу. Я много с кем его обсуждала, но пока не нашла вариант, который бы меня устроил. Продюсеры боятся, что людям будет страшно смотреть на Сашу Емельяненко. Но я надеюсь, что успех «Обоюдного согласия» заставит их поверить в новый фильм. Там есть свет в конце тоннеля. И это очень большая работа.

— «Папа» — ваш самый интимный фильм, вы никогда раньше не впускали зрителя настолько глубоко в свою семью, не становились героиней собственного произведения. Стоял ли вопрос о том, надо ли вообще выпускать такое?

— Наоборот, мне бы даже хотелось, чтобы сейчас, на волне «Согласия», «Папу» посмотрели еще больше зрителей. У меня не было выхода, мне было необходимо перезагрузить себя как режиссера, вернуться к первоначальному пониманию, зачем я вообще пришла в кино и что я хочу там делать. Каков мой киноязык, мое ощущение мира. Поэтому я его и сняла.

— Вы ведете видеодневники? Он возник из них?

— Нет, я подошла к мужу и попросила его купить мне камеру, звук и всё необходимое. Потому что мы едем в путешествие и будем снимать комедию о том, как папа сопротивляется жить в новом мире, в нашей новой семье. Мы приобрели технику. А так у меня нет такой профдеформации, чтобы снимать свою жизнь. Я могу что-то снять на айфон. Например, сейчас я решила снять, как общаются мои младшие дети. Мальчику два года, девочке — пять. У них на каком-то ментально-животном уровне происходит мистическое общение, страшно интересно, я начала это снимать. К сожалению, я очень ленивый документалист, ленюсь снимать. Но когда вижу, как они общаются без слов... Когда я прочитала рассказ Юрия Казакова «Во сне ты горько плакал», я заплакала, потому что я понимаю язык младенцев. Открыла в себе это тайное знание несколько лет назад. Я бы хотела снять такой фильм, может, даже внедрить туда прозу Казакова как-то. Потому что эта проза — откровение о том, что такое дети. Ведь они — как дикая природа на ВВС. Круто было бы выселить детей на необитаемый остров и посмотреть, как они будут себя вести. Я иногда у себя в голове выстраиваю такую конструкцию, прикидываю, какая бы у них была иерархия, например.

Кадр из фильма Валерии Гай Германики «Папа»

Кадр из фильма Валерии Гай Германики «Папа»

Фото: Кинопоиск/Самокат

«У меня всегда были претензии к достоверности актерской игры»

— Что вам в последний месяц помогает справляться? Работа, книги, дети, убеждения?

У меня есть какая-то степень защиты. За последние два года я много времени посвятила психотерапии. Я знаю, что такое манипуляция, вижу, как раскачивается маятник, как люди создают эти «волны», и вибрации у маятника плохие. Люди разделились на два полюса, вплоть до истерики и агрессии. Вся эта манипуляция национальными чувствами со всех сторон — у меня этого в принципе вообще нет. Я всегда была погружена в себя. Кто-то считает, что это мой большой минус, что я эгоист или солипсист. Кто-то считает, что это плюс, потому что это позволяло мне выживать в самых трудных ситуациях. Я сконцентрирована на себе. Мне важны мои творческая жизнь, внутренняя, духовная, мои отношения с собой, с Богом, с кино. Я так затрачиваюсь на это, что у меня не остается времени на то, чтобы объять необъятное.

— Многие потеряли друзей за этот месяц.

— У меня не было практически никаких друзей, мне повезло. У меня есть, правда, одна подруга, у нее слоган: умение дружить — это божий дар. Я считаю, что женщины, у которых много друзей, — у них просто проблемы в личной жизни или нерешенные задачи внутри. У меня никогда не было много друзей, а сейчас у меня только моя семья. Есть приятели и одна подруга, с которой я могу откровенно поговорить. Мы друг друга не будем осуждать за мировоззрение, потому что у нас другая степень отношений. Терять мне некого, приобретать я тоже никого не хочу.

— А соцсети терять не жалко?

— Я их не веду, выкладываю только постеры и тизеры, от меня из-за этого люди отписываются. Меня волнует только соцсеть моего ювелирного магазина «Герника». Драгоценные камни на любой бюджет (смеется).

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Что происходит в нашем кино сейчас? Кажется, все «волны» схлынули, и даже онлайн-кинотеатры не всегда предлагают что-то действительно необычное?

— Вот я смотрю Кончаловского и вижу, что там актеры очень хорошо играют. А чаще всего я смотрю кино и вижу, что мне — недостаточно. У меня всегда были претензии к достоверности актерской игры. Когда ее нет, мне тяжело.

— А у американцев как с этим?

— Меня часто спрашивают, какой мой любимый зарубежный актер. Не знаю, как ответить. Смотрю любой иностранный фильм, и мне кажется, что все актеры там очень круто играют. Я не вижу разницы между Джонни Деппом и Ди Каприо, только внешность. Они играют одинаково круто, просто лица разные и психофизика. Например, я давно следила за Хоакином Фениксом, еще когда он снимался в авторском кино. Мне нравится, как он сыграл Джокера. Я его обсуждала с нашими актерами, особенно с одним самым дорогим российским артистом, которого хотела снять в документальном кино, но он испугался. И я ему сказала: «Но вы же не Хоакин Феникс, вы ничего не можете в сравнении с ним, с другими американскими актерами!»

— Что же вы не зовете Феникса сниматься? Он работает в независимых проектах.

— Найдите мне сначала нормального сценариста. У меня лежит несколько сценариев, половину надо переделать, половину — дописать. Но никак не могу найти для этого сценариста. Я готова звать Хоакина, но материала нет. Ищу годами.

Справка «Известий»

Валерия Гай Германика (урожденная Валерия Игоревна Дудинская, теперь Валерия Гай Александровна Германика) — режиссер игрового и документального кино. Родилась в Москве в 1984 году. Выпускница мастерской Марины Разбежкиной в «Интерньюсе». Прославилась документальными работами «Сестры» и «Девочки». Игровой дебют «Все умрут, а я останусь» был показан в программе «Неделя критики» в Каннах и получил «Золотую камеру». Впоследствии выпустила сериалы «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни», принесшие ей широкую популярность. Ее фильм «Да и да» получил на ММКФ приз за режиссуру и стал последним релизом в отечественном прокате, где с экрана звучал мат. Снимает сериалы, полнометражные фильмы и видеоклипы. В 2019 году представила первый за долгое время документальный фильм «Папа».

Прямой эфир