Ветер в степи: как реформы в Казахстане повлияют на его отношения с другими странами
16 марта президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев должен объявить о реформах в стране. Пока же в Казахстане активно обсуждают вопросы нивелирования негативного влияния геополитической ситуации на республику. Одни считают, что ЕАЭС постепенно превращается в дополнительный инструмент расширения влияния России на Казахстан. Другие полагают, что президенту Токаеву необходимо принять все меры для действительно демократических реформ внутри страны и сохранить взвешенную многовекторную политику. Как новые политические реформы отразятся на отношении Казахстана с другими странами — в материале «Известий».
Куда приведет Казахстан модель делиберативной демократии
Еще 11 января на заседании мажилиса (нижней палаты парламента) президент Касым-Жомарт Токаев заявил о подготовке нового пакета политических реформ, который будет разработан на основе диалога с гражданским обществом и экспертами.
— Нужно заниматься одновременно и политической трансформацией общества, и экономической, — подчеркнул тогда президент Токаев.
По его словам, Казахстан продолжит курс политической модернизации. В этом направлении было сделано уже немало. В частности, было выдвинуто четыре пакета политических реформ, в рамках реализации которых принято более 10 законов. В их числе закон «О митингах», изменение законодательства в области прав человека, снижение регистрационного барьера для создания партий и порога их прохождения в парламент, расширение представительства женщин и молодежи в мажилисе и маслихатах (органах управления на местах) и другие.
Однако, как уже ранее отмечалось в материалах «Известий», в связи с событиями в Украине сегодня в Казахстане наблюдается раскол общества. Наиболее ярко это видно по социальным сетям, где звучат антироссийские призывы и создаются петиции с требованиями к правительству Казахстана выйти из состава ЕАЭС и ОДКБ, а также прекратить все интеграционные процессы с Российской Федерацией.
По этой причине нельзя исключать, что в результате предстоящих реформ, предусматривающих увеличение числа политических партий и приход в политику молодежи, в большинстве своем получившей образование на Западе, на политической арене Казахстана может появиться сила с явно антироссийскими настроениями. Не исключено, что такая партия получит популярность среди немалой части населения, с мнением которой официальному Нур-Султану придется считаться.
Кстати, ряд серьезных изменений уже заметен. К примеру, 1 марта, на внеочередном XXI съезде правящей партии президент Токаев поддержал идею по переименованию партии Нурсултана Назарбаева «Нур Отан» («Свет Отечества». — Ред.) в «Аманат», что в переводе с казахского означает «Завет предков». Таким образом, Токаев как бы поставил точку в эпохе правления Назарбаева, показав серьезность своих намерений по созданию «нового Казахстана». Заметим, что часть казахстанского общества считает Токаева прозападным реформатором, стремящимся выстроить модель делиберативной демократии, в рамках которой политические решения будут приниматься путем детального обсуждения всеми заинтересованными сторонами до достижения максимально возможного консенсуса.
По мнению лидера оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии Асхата Рахимжанова, если реформы Токаева будут соответствовать ожиданиям общества, они благоприятно скажутся на политическом имидже Казахстана на международной арене.
— Еще ни разу Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, авторитетная организация, которая наблюдает за ситуацией в странах, в том числе и в нашем государстве, положительных отчетов о Казахстане не выпускала. И дипломаты, и сам президент станут чувствовать себя более уверенно после положительных отзывов со стороны международных организаций и западных стран. В то же время у западных стран не будет никаких рычагов для давления на Казахстан. Но это только в том случае, если реформы не будут просто декларацией, — подчеркнул Асхат Рахимжанов.
Политик считает, что правительству страны необходимо пересмотреть прежние договоренности с Россией.
— Казахстану нужно пересмотреть все свои договоренности в отношении различных организаций, таких как ЕАЭС и другие союзы. В приоритете международной интеграции должны оставаться экономические аспекты. А от политических мы должны уйти. Все прекрасно понимают, что и Казахстан, и Россия — это две страны, между которыми в течение продолжительного периода был диалог и в плане истории, культуры, сотрудничества и поддержки. Поэтому от этого никуда не деться. Но позволять, чтобы на нас оказывалось внешнее давление в плане принятия каких-то политических решений, я думаю, нельзя, — говорит политик.
По мнению политолога Газиза Абишева, делиберативная демократия имеет большие перспективы в Казахстане и партия «Аманат» сможет это реализовать, если эксперты поверят в необходимость сотрудничества с партией власти и увидят, что к их идеям прислушиваются.
— У Касым-Жомарта Токаева времени на политические реформы не очень много. Именно поэтому анонс политических реформ перенесен с сентября на март 2022 года. В обществе большой запрос на перемены. Если реальные реформы не будут проведены, не только институциональные, но и ментальные, то в обществе вновь начнет расти напряжение, — говорит политолог.
Здравый смысл многовекторности
Что касается влияния новых реформ на внешнеполитическую позицию Казахстана, то здесь, по мнению политолога, мало что изменится.
— Внешняя политика строится исходя из неизбежных внешних факторов, которые рационально понятны любой политической силе. Поэтому внешняя политика будет примерно одинаковой при любой внутренней архитектуре, — говорит Газиз Абишев.
Такого же мнения придерживается и главный эксперт Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Никита Шаталов, считающий, что для казахстанской внешней политики не очень важно, по какому пути пойдут политические реформы Токаева и какими инструментами будет обеспечиваться демократизация общества.
— Внешняя политика для такой страны, как Казахстан, при любом дизайне политической системы должна основываться на рационализме и прагматике. Ввиду и нашей демографии, и отсутствия технологического доминирования в какой-либо отрасли мы не очень сильная страна. В нашей ситуации удобнее лавировать между различными центрами силы и получать свои выгоды за счет относительно нейтрального статуса. Безусловно, если политические реформы пройдут успешно и обеспечат высокий уровень конкуренции в электоральные периоды, условный Запад оценит подобные шаги. Но это не поменяет наших стратегических подходов по дружбе со всеми в мире. Это не в наших ценностях, потому все 30 лет наша внешняя политика работала именно таким образом, — говорит эксперт КИСИ.
Когда во всем виноват Запад
В том, что происходящее на большой мировой арене неминуемо оказывает влияние на Казахстан в политическом и в экономическом плане, говорит и бывший советник по политическим вопросам президента Нурсултана Назарбаева, в недавнем прошлом посол Казахстана в Грузии, а затем в Беларуси политолог Ермухамет Ертысбаев.
— За 30 лет мы почти в семь раз увеличили ВВП, провели мощную модернизацию, рыночные реформы. Конечно, было много проблем, но наша экономика очень сильно зависима от мировой конъюнктуры, и те санкции, которые сейчас Запад применяет против РФ, однозначно ударят и по экономике Казахстана. Не в такой сильной мере, как по экономике России, но всё же ударят, поскольку мы находимся в ЕАЭС, в ОДКБ, в Таможенном союзе. Уже некоторых депутаты британского парламента требуют и против Казахстана принять меры. И мы должны быть к этому готовы, — говорит Ертысбаев.
В событиях на Украине бывший советник Назарбаева видит руку Запада, который готовит враждебно настроенный плацдарм, прежде всего по отношению к России.
— Все нормальные, рационально и здравомыслящие люди в Казахстане тяжело переживают происходящее. Потому что это наши люди — и русские, и украинцы. У моей супруги отец украинец, а мать русская. И таких семей очень много, причем не только в Казахстане, а по всему постсоветскому пространству. И то, что происходит, это для нас такая страшная, психологически-душевная травма. Но во всем виноват Запад! Этот англосаксонский мир с его двойными стандартами, с его постоянным науськиванием постсоветских республик против России, расширением НАТО. И вот это когда-то должно было выстрелить. И оно выстрелило, к сожалению. А Путин думает о национальной безопасности России и своего народа. Казахи вместе с русскими и украинцами 80 лет назад отстояли Москву, Советский Союз. Это нас должно связывать, это наша общая история, — говорит Ермухамет Ертысбаев.
Эксперт категорически против предложений выхода Казахстана из ЕАЭС и других союзов.
— На мой взгляд, такой выход невозможен. Мы имеем с РФ протяженность границы почти 8 тыс. км. Это самая большая граница в мире. Вспомните последний визит Токаева в Россию, как тогда Путин сказал, что отношения между Россией и Казахстаном образцовые. У нас никаких в этом плане проблем нет, потому что, в отличие от Украины, мы проводили совсем другую политику на протяжении 30 лет. И внутри страны, сохраняя межнациональное и межконфессиональное согласие, чего не скажешь об Украине, по большому счету. Наша государственная элита более продуманно и взвешенно провела политику, потому что надо считаться и надо понимать, что Россия — это наш самый близкий сосед, с которым мы столетиями жили в одном государстве, — подчеркнул Ермухамет Ертысбаев.
Для создания новых союзов еще не пришло время
Между тем в казахстанском обществе довольно давно и активно обсуждается вопрос создания нового экономического, а в перспективе и военно-политического союза с участием Казахстана, тюркоязычных стран Центральной Азии, Азербайджана и Турции.
— Да, эта точка зрения не нова для Казахстана, но всё равно ее можно рассматривать только в долгосрочной перспективе. Для того чтобы это было осуществимо, нужно существенно ослабить влияние России на Казахстан. Но это очень сложно сделать, — говорит Асхат Рахимжанов.
Однако Ермухамет Ертысбаев полагает, что все разговоры о создании новых союзов не имеют под собой реальной подоплеки.
— Назарбаев еще в 1995 году предлагал создать Центральноазиатский союз государств, но абсолютно никто не отреагировал: ни Кыргызстан, ни Узбекистан, ни Таджикистан, ни Туркмения. И даже сейчас, замечу, у Туркмении статус нейтрального государства, Узбекистан не входит в ОДКБ, Таджикистан и Кыргызстан входят, но их экономическое положение достаточно тяжелое. Если у нас долг государственный 3–4% Китаю, у них доходит до 30%. С этой точки зрения создание Центральноазиатского союза очень проблематично, — говорит эксперт.
Что касается Турции, то здесь Ермухамет Ертысбаев предлагает просто посмотреть на карту, хорошенько подумать и сравнить логистические пути к Турции с большой границей соседствующих рядом Казахстана и России.
— У нас с Турцией великолепные отношения. Это первая страна, которая нас признала, через 30 минут после провозглашения независимости. Но вы просто посмотрите на карту. Турция через Каспий граничит с Азербайджаном, Грузией, далее по побережью Каспия — Иран, Туркменистан и потом только Казахстан. Ну о каком тесном экономическом союзе мы можем говорить с Турцией? Есть такое понятие, как реальная политика. С этой точки зрения руководство нашей страны всё правильно делают во внешней политике, — заметил он.