Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Власти Крыма предупредили Киев о крахе из-за идеи отторжения полуострова от РФ
Экономика
Пушков не нашел причин возобновлять поставки газа «недружественной» Болгарии
Экономика
Bloomberg назвало Россию победителем на энергетических рынках
Общество
Парламентарии предложили повысить МРОТ до 30 тыс. рублей
Армия
Российские десантники осуществили захват опорного пункта ВФУ
Мир
Южная Корея опровергла обвинения КНДР в распространении коронавируса
Экономика
Каждый восьмой россиянин намерен накопить на пенсию не менее 1 млрд рублей
Армия
Опубликованы кадры работы вертолетов Ми-28 в ходе спецоперации РФ
Мир
ВСУ выпустили десять снарядов по двум поселкам под Горловкой
Общество
Вильфанд объяснил причину умеренной погоды в Москве на фоне жары в Европе
Мир
В Египте 11 человек погибли в результате ДТП с микроавтобусом
Мир
Германии предсказали проблемы из-за пересохшего а
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Европейские и российские автозаводы продолжают испытывать нехватку комплектующих. Помимо нарушения логистических цепочек и санкций негативно повлиять на рынок микрочипов может и ситуация на Украине, предупреждают эксперты. Способен ли АвтоВАЗ производить автомобили без импортных деталей, как обстоят дела у других российских производителей и чем поможет Китай, выясняли «Известия».

Заводы встают

Расположенные в России автозаводы уходят на простои. АвтоВАЗ 28 февраля остановил производство из-за нехватки деталей, но на следующий день продолжил работу в обычном графике. Теперь завод объявил о простое площадок в Ижевске и Тольятти 5 и 911 марта.

УАЗ не так сильно зависит от высокотехнологичных компонентов. В пресс-службе рассказали, что завод работает в штатном режиме:

— Поставки комплектующих обеспечиваются вовремя с сохранением рисков, связанных с глобальным дефицитом полупроводников. Речи о временных приостановках производства не идет.

завод
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Проблемы с компонентами испытывают и предприятия иностранных производителей. Временно встали завод Renault (Москва) и Hyundai (Санкт-Петербург). Петербургская площадка Nissan работает, однако PR-директор компании Роман Скольский не исключил приостановки производства ввиду задержек в поставках комплектующих.

Не испытывает проблем разве что завод китайского бренда Haval в Тульской области благодаря компонентам из КНР. В пресс-службе уверили, что он предприятие работает в обычном режиме, без переборов и компания стремится обеспечить производство согласно плану.

«Пережили 1990-е — переживем и 2020-е»

Часть иностранных производителей уже заморозила операции с российскими СП. Daimler Truck перестал отгружать комплектующие КамАЗу, Ford — «Соллерсу», а BMW — «Автотору».

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в видеообращении отметил, что в последние годы руководство компании прилагало все возможные усилия, чтобы устранить или максимально отдалить угрозу санкций.

«Благодаря этим действиям мы смогли запустить масштабную реорганизацию производства, создали новый модельный ряд и далеко продвинулись в разработке инновационных продуктов», — отметил Когогин. Он также отметил, что у КамАЗа есть план действий в данных условиях, согласованный с правительством Российской Федерации.

завод
Фото: ТАСС/Виталий Невар

Основатель калининградского «Автотора» Владимир Щербаков также прокомментировал ситуацию:
— Весьма сожалею, что успешный и выгодный для всех участников бизнес, которому уже 23 года и в который вложен труд и энергия нескольких тысяч специалистов России, Германии и США, очень много инвестиций, создано несколько тысяч рабочих мест в странах — участниках проекта, попал в такую политическую яму. Ничего, пережили 1990-е — переживем и 2020-е.

Компоненты санкций

Санкции уже коснулись и иностранных комплектующих: немецкая ZF Friedrichshafen заморозила поставки на совместное предприятие ЦФ КАМА, где выпускаются коробки передач нескольких моделей, сообщает Financial Times.

Об эмбарго на поставки в Россию любых микрочипов, разработанных по американским технологиям, президент США Байден заявил еще 24 февраля.

«Несмотря на то что в США относительно небольшая база производства полупроводников, американские компании являются лидерами в области проектирования полупроводников и патентов на микросхемы. Многие иностранные производители полагаются на интеллектуальную собственность США при разработке собственных микросхем», — пишет американский деловой журнал Fortune.

детали
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

По данным Ассоциации полупроводниковой промышленности США (SIA), на Россию приходится лишь 0,1% мировых закупок чипов. Около 70% Россия закупает в Китае, который, скорее всего, проигнорирует эмбарго Байдена.

Европейские производители Bosch, NXP и X-Fab также заявили, что будут соблюдать новые правила экспортного контроля, сообщает Bloomberg. Их продукция в частности, поставляется на АвтоВАЗ. Впрочем, российский автогигант уже начал искать альтернативных поставщиков.

Останутся только «Нивы»

Российский автогигант серьезно зависит от импортных комплектующих, признают эксперты. Их доля в производстве составляет 20%.

«Если АвтоВАЗ с завтрашнего дня не будет получать компоненты из-за рубежа,/// он сможет выпускать в лучшем случае «Ниву». И то при условии,/// что там не будет ABS, мультимедийной системы, подушки безопасности и так далее», — считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

завод
Фото: РИА Новости/Анар Мовсумов

Главная проблема — нехватка сложных электронных компонентов, считает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев:

Мы можем делать сами компоненты начального и среднего уровней сложности. Полимеры мы теоретически можем локализовать, стекло можем, железо можем. Какие-то провода тоже. Мы совершенно не можем делать микроэлектронику, оптику, радары лидары, парктронику. У нас нет компонентной базы. Системы мультимедиа, управления климатом, активной и пассивной безопасности. ABS ESP, подушки безопасности. Это можно освоить, но это потребует достаточно серьезных усилий. Понимая ,что вся эта геополитическая история займет не один год, я бы инициировал глобальную программу по привлечению китайских производителей — как автомобилей, так и компонентов.

Машины сделают проще

Чтобы снизить давление дефицита комплектующих и санкций на автомобильную отрасль, в правительстве работают над поправками в Технический регламент, сообщает Telegram-канал «Русский автомобиль». По его информации, послабления коснутся экологического класса автомобилей, а также оснащения некоторых категорий транспортных средства ABS, ESP и системой ЭРА-ГЛОНАСС.

АвтоВАЗ, например, в качестве эксперимента сделал «Гранту» в экономкомплектации.

«Обсуждаются различные механизмы поддержки обрабатывающих отраслей промышленности, в том числе регуляторные. Будем информировать о них по мере принятия решений», — рассказали «Известиям» в пресс-службе Минпромторга.

завод
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Максим Кадаков считает подобное развитие событий вполне возможным в текущей ситуации. Сергей Бургазлиев относится к идее упрощения сертификации автомобилей отрицательно.

«Это однозначно поддержать невозможно как в части экологии, так и в части активной и пассивной безопасности. Вместо этого, на мой взгляд нерационального, предложения я бы опять же посмотрел на те китайские компании, которые выпускают современные автомобили», — отметил он.

Жгуты и неон

Ситуация на Украине уже привела к серьезным сбоям автомобильной промышленности Европы.

Porsche вынуждена остановить производство на своем заводе в Лейпциге из-за проблем с цепочкой поставок до конца следующей недели. Дело в том, что немецкая компания, как и другие бренды концерна VW, закупает жгуты проводов на Украине, сообщает Automotive News Europe.
По той же причине приостанавливают производство в Европе VW, Skoda и BMW.

завод
Фото: Global Look Press/CTK/David Tanecek

Под угрозой и производство полупроводников: аналитики Techcet отметили, что оно зависит от C4F6 (гексафтор-1,3-бутадиен), неона и палладия. Россия является важнейшим поставщиком C4F6 и неона, побочного продукта производства стали, причем неон поступает на очистку на Украину. Кроме того, Россия наряду с Южной Африкой является ключевым поставщиком палладия, обеспечивая 33% мирового спроса. Он используется не только в полупроводниках, но и в автомобильных катализаторах.

Запчастей на всех не хватит

Сложную ситуацию прогнозируют и с доступностью автомобильных запчастей из-за неритмичности поставок и покупательского ажиотажа.

— Уже остановили отгрузки некоторые европейские производители. Пока на неделю, и в первую очередь из-за логистических проблем, поскольку транспортные компании сталкиваются с большими трудностями по доставке товаров в Россию. С другой стороны, есть нарастающий ажиотаж, связанный с тем, что курсы валют растут и все потребители понимают, что будет рост стоимости запчастей, — рассказал «Известиям» директор и сооснователь международной сети автосервисов Fit Service Данил Соловьев. Он предсказал, что через две-три недели россияне столкнутся с нехваткой запчастей. По его словам, азиатские производители способны покрыть дефицит, но не во всех позициях.

Читайте также
Реклама